Новый техосмотр все-таки случился

365

Новый техосмотр все-таки случился

Помниться во времена активного первоначального накопления капитала в нашей стране по телевидению шла реклама, кажется, уже канувшего в Лету банка.В этой рекламе полный лысоватый мужичок со сладострастно-порочным лицом престарелого сутенера выходил на центр кадра и начинал петь: «Случилось страшное…» Эту рекламу вспомнил я на этой неделе, просматривая новостные ленты информационных агентств.Собственно, причина для подобного ностальгического и печального воспоминания была одна. В среду, 15 июня, Государственная Дума Российской Федерации приняла в окончательном, третьем чтении закон о новой системе прохождения государственного технического осмотра автотранспортных средств.Еще когда этот закон был только законопроектом, он вызвал бурную и весьма неоднозначную реакцию в обществе. Именно в обществе, а не в Госдуме, ведь с недавних пор парламент у нас не место для дискуссий, поэтому в Думе закон был воспринят спокойно. Да и как могло быть иначе, все-таки не обычный законопроект, а президентский. В отличие от парламента, российское общество было не столь однозначно. Это и понятно. Техосмотр — это то, что касается непосредственно каждого автомобилиста, а значит большинство жителей нашей страны. Среди этих самых жителей были те, кто был позитивно настроен по отношению к президентской инициативе. В сущности, все их доводы сводились двум пунктам. Пункт первый: новое ТО хорошее уже потому, что оно теперь не зависит от МВД. Пункт второй: ТО — это диагностика, диагностика — это хорошо, а значит техосмотр нам нужен.Впрочем, большинство граждан нашей страны, или по крайней мере читатели нашего интернет-издания, были настроены по отношению к новому законопроекту крайне негативно. Если резюмировать их доводы, то в кратком изложении они будут выглядеть следующим образом. Первое: государство не должно навязывать свою волю и ухудшать жизнь людей. Второе: новая система прохождения ТО значительно увеличит его стоимость. Третье: новая система приведет к огромным поборам и в то же время ухудшит качество контроля за состоянием российского автопарка. Споров было много, и аргументация была, надо признать, весьма убедительна. Причем с обеих сторон.Однако как бы то ни было, теперь это все уже в прошлом. В настоящем мы имеем простой и, увы, неоспоримый факт – новая система технического осмотра автотранспортных средств введена. Точнее, принята и начинает действовать с 1 января следующего, 2012, года.Разберемся, что же предлагает нам наше заботливое государство.Прежде всего ликвидируются санкции за просроченный талон технического осмотра. Именно за то, что талон ТО просрочен, а не за то, что его нет вообще, как уже успели сообщить некоторые СМИ. Собственно талоны ТО пока не отменяются, а, по сути, пролонгируются. В случае если срок действия талонов ТОистек или истекает в 2011 году, то он продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года. Надо отметить, что это не касается автобусов, маршруток и такси. Для них техосмотр остается обязательным (впрочем, об этом ниже). В то же время существенно облегчается жизнь владельцев легковых прицепов. С 1 января 2012 года прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 т, полностью освобождаются от необходимости проходить ТО.Сама же система прохождения ТО «по-новому» будет выглядеть следующим образом. Автовладелец будет обязан предоставить свое транспортное средство в специальный техцентр, пройти диагностику и, при необходимости, ремонт. Результатом прохождения этой процедуры должно стать получение специального талона, который необходимо будет предъявить при приобретении полиса ОСАГО. Собственно, именно поэтому и отпадает необходимость наказывать водителя за просроченный талончик ТО. Без талона из техцентра нельзя будет получить полис ОСАГО, а без этого полиса эксплуатация автомобиля в нашей стране запрещена.Периодичность прохождения технического осмотра, по мнению авторов нового закона, будет следующей: автомобиль в возрасте от 3 лет до 7 проходит техосмотр 1 раз в два года, автомобиль возрастом старше 7 лет – раз в году. Новые автомобили первые три года своей жизни проходить техосмотр не должны. Такой системой авторы закона особенно гордятся. Впрочем, не очень понятно почему, ведь она не сильно отличается от того, что есть сейчас.Важно оговориться, что указанная выше периодичность устанавливается именно для частных легковых авто. Грузовики обречены проходить техосмотр ежегодно, а автобусы и такси должны появляться в техцентрах вообще раз в полгода.Впрочем, пока новых техцентров нет. Они будут появляться только со следующего года. Сколько их будет и как они будут работать — пока непонятно. Причем непонятно даже самим разработчикам закона, поэтому в законе устанавливается двухлетний переходный период. В 2012-2014 годах автовладельцы смогут проходить техосмотр как «по-новому», в создаваемых техцентрах, так и «по-старому», в подразделениях МВД. Причем стоимость ТО при этом будет разная. При прохождении ТО «по-старому» цена тоже будет старой, то есть той, которая есть сейчас, – примерно 700 рублей. При «новом» техосмотре и цена будет новая — около 3000 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.По окончанию назначенного переходного периода «старый» техосмотр окончательно уйдет в прошлое, и на всей стране установится система «дорого» техосмотра, который, без сомнения, после окончательной ликвидации «гаишного» ТО еще больше подорожает. И хотя разработчики закона уверяют, что за ценами на реформированный техосмотр будет следить Федеральная служба по тарифам, оптимизма подобные уверения не добавляют. «Эффективность» работы этой федеральной службы каждый россиянин прекрасно видит по динамике роста цен и ощущает на собственном кошельке.Итак, что же в итоге получили. Прежде всего — еще один удар по собственному семейному бюджету. Техосмотр подорожал сразу более чем в 4 раза. Депутаты, принимавшие участие в разработке закона, заявляют нам, что «это некая средняя сумма между стоимостью нынешнего ТО и той взяткой, которую платили автовладельцы за получение талона ТО». Это, надо признаться, очень веский довод. Наши государственные деятели начали устанавливать тарифы исходя из… размеров взяток. Как говорится, приплыли. Мне кажется, что в прежние времена за подобную аргументацию вполне можно было и на строительство какого-нибудь канала в лагерь отправится. При этом чиновники говорят, что новые техцентры закупят самое совершенное диагностическое оборудование и будут производить высококачественную диагностику, а она стоит денег. Ну что же, тут трудно поспорить. Действительно, сложная электронная диагностика напичканных сложнейшими системами современных машин стоит недешево. Вот только владельцы таких машин и так проходят такое ТО в дилерских центрах, да и увеличение стоимости техосмотра с 700 до 3000 рублей для них, наверное, не критично. А вот владельцы стареньких «Жигулей» в сложной электронной диагностике не нуждаются. Там просто нечего диагностировать на таких стендах ввиду отсутствия на этих машинах бортовых компьютеров, «мозгов», и специальных электронных шин. В то же время увеличение ТО на 2300 рублей для них весьма существенно. Кажется, наши народные избранники забыли, что кроме BMW, Audi, Mercedes, Jaguarи Lexusв нашей стране есть и другие машины. И чем дальше за МКАД, тем их больше.Впрочем, как таковое увеличение стоимости ТО — не самая большая проблема. Гораздо хуже то, что наши законодатели не сообразили (не захотели?) воспользоваться опытом других стран и запретить новым техцентрам производить ремонт автомобилей и продажу запчастей. Поэтому можно не сомневаться, что в новых техцентрах «разводить водителей на деньги» будут вовсю. Как в старой присказке мастеров СТО: «Только заехал, уже должен».Контролировать работу новых техцентров будут страховые компании. Что за звери такие – автостраховщики, мы прекрасно знаем. Каждый, кто хоть раз попадал в самую незначительную аварию или имеет пример кого-то из своих знакомых, знает, как работают наши страховые компании. Отказ в выплате, затягивание принятия решения, неполная выплата – все это, увы, обыденная практика. К сожалению, нет оснований надеяться, что в системе нового ТО автостраховщики будут работать по-другому. Со стороны страховых компаний мы, скорее всего, получим еще больше проблем.В общем, пока «новое ТО» только разочаровывает. Пожалуй, единственным плюсом новой системы ТО, и плюсом для многих очень существенным, должно стать снижение размеров очередей на пунктах проведения техосмотра. Не секрет, что, для того чтобы пройти ТО «по-честному», нужно было потратить день или, в лучшем случае, полдня. Скорее всего, при новой системе ТО это время сократится. Особенно после того, как сеть специализированных техцентров будет развернута полностью.

// www.km.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here