Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

866

Без преувеличения будет сказано, что дорога не терпит халатности ни в чем. К плохо протертым очкам или слишком затемненным окнам можно отнестись с пренебрежением во многих случаях, но только не в тех, когда от вашей зоркости зависит жизнь. Чтобы ваши близкие, сидя на пассажирском кресле, чувствовали себя комфортно, нужно в прямом смысле выражения «глядеть в оба». А значит, озаботиться тем, чтобы дорога обозревалась полноценно и беспрепятственно.

Плохое зрение

Помехой на пути вашему взгляду может стать многое, и первое – это, собственно, плохое зрение. Корректировать этот недостаток можно очками или контактными линзами. И вот здесь у многих автолюбителей разгорается целый спор на тему: что же лучше? Скажем сразу, и то, и другое имеет как плюсы, так и минусы. Например, не любая форма очков подходит водителям: узкая оправа с маленькими стеклами дает неполный обзор, так что боковым зрением пользоваться весьма затруднительно. А линзы могут слишком быстро сохнуть от печки и вообще при длительном использовании вызывают усталость глаз и раздражение сетчатки.

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Удобнее всего будет водить автомобиль в том, к чему вы уже привыкли. Если ежедневное надевание линз давно превратилось в незаметный ритуал, то вы лучше знаете, когда вашим глазам стоит отдохнуть… главное, чтобы этот полезный, безусловно, процесс не выпадал на время нахождения за рулем. Если же вы решили остановиться на очках, то можно просто подобрать подходящую оправу. Или сделать больше: купить корригирующие очки непосредственно для вождения авто. Они имеют антибликовое покрытие, а значит, обезопасят вас от ложных изображений и бликов, мешающих четко видеть происходящее на дороге.

Кстати, для водителей с хорошим зрением также существуют специальные очки. Солнцезащитные: серого (сохраняют оттенки, уменьшают яркость и световые блики в дневное время), желтого и оранжевого (увеличивают контрастность изображения в условиях плохой видимости, но могут изменить цветопередачу), янтарного и коричневого (обеспечивают более четкое зрение в пасмурную погоду) или розового и красного цветов (наиболее комфортны при длительном использовании).

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Также можно выбрать поляризационные очки, которые ослабляют яркий солнечный свет, полностью блокируют отраженные лучи и устраняют ослепляющие блики. Или отдать предпочтение фотохромным, способным изменять степень затемнения в зависимости от условий освещенности.

Зеркала заднего вида

К возможностям обозревания дороги и положения автомобиля относятся зеркала заднего вида. Они могут быть вполне себе обычными или… нет. Первые показывают водителю ситуацию сзади и сбоку от автомобиля. Все, казалось бы, логично, просто и понятно, но прогресс ведь не стоит на месте! Обновлению подлежит абсолютно всё, поэтому современные производители предлагают, например, панорамные зеркала. Они дают автолюбителю больший угол обзора, но искажают картинку и, соответственно, не показывают реальное расстояние до предметов. Согласитесь, к такому новшеству привыкать придется ой как долго.

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Также можно оснастить своего «четырехколесного друга» противоослепляющими зеркалами заднего вида, в основе которых могут быть призматическое стекло, жидкие кристаллы или тонирование (голубым или желтым цветом). В настоящее время различные пленки позволили создать зеркала заднего вида с улучшенной четкостью и сниженными помехами изображения от загрязнения. А также модели, способные самостоятельно защититься от снега, влаги и наледи. Для этого используются как обыкновенный козырек, так и аэродинамические трубы, а для избавления ото льда и снега – система электрического обогрева. Еще вариант новшеств: зеркала с электроприводом, которые обеспечивают дистанционную регулировку положения, что, несомненно, удобнее в отношении правого зеркала. А любителям «нашпиговать» железного коня всевозможной техникой можно предложить электронные системы для обзора – несколько грамотно установленных телекамер. Хотя, пожалуй, от вида такой машинки можно стать и параноиком…

Тонировка

Одним из самых спорных факторов, несомненно, является тонировка стекол. И не мудрено, основным и самым красноречивым минусом является плохая видимость в темное время суток. Конечно, тут свою роль сыграют и освещенность дороги, и осадки, и процент прозрачности пленки. Если сделать все стекла практически черными и получить некое подобие детской страшилки – гроб на колесиках – то и в дневное время далеко не уедешь: штрафы на постах ДПС, а то и акции по снятию пленки прямо на месте, обеспечат вам веселую жизнь.

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Для тех, кто совсем не переносит «сидеть в витрине», закон дозволяет светопропускание ветровых стекол не менее 75%, стекол передних дверей — не менее 70%, прочих стекол — не нормируется. С отступлениями от допустимой нормы вы все равно не сможете пройти техосмотр, так что лучше не рисковать безопасностью.

И не будем забывать о братьях наших, далеко не меньших: водителям автомобилей, следующих за вами, покрытие заднего стекла пленкой малого процента прозрачности не позволит увидеть дорогу и безопасно совершить маневры. А тем, кто пытается выехать с второстепенной дороги вообще не ясно, смотрите ли вы на них из тонированной машины или нет.

Время суток

Время суток, пожалуй, более всего влияет на обозревание ситуации на дороге. Днем все ясно – все видно и ничего не мешает, а сейчас закон обязал всех автолюбителей включать ближний свет или дневные ходовые огни. Единственный минус – это блики и ослепляющие солнечные лучи, от которых, как мы уже упоминали, можно избавиться с помощью очков для вождения авто.

Гораздо сложнее ездить тогда, когда «все кошки серы», то есть ночью. В это время «сереют» не только кошки, а все, что не освещается и не имеет светоотражателей. Заметить бредущего пешехода или же транспорт с выключенными фарами становится очень сложно, поэтому лучше увеличить дистанцию и снизить скорость настолько, насколько можно, тем более, если ваш путь лежит по неосвещенным участкам дороги. Особенную опасность представляют очень нетрезвые люди, старающиеся перейти дорогу. Таких желательно объезжать на невысокой скорости с солидным интервалом.

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Кстати, выезжая куда-либо ночью, не забудьте проверить чистоту ваших фар, «поворотников», задних фонарей и стекол, иначе вы рискуете стать «невидимкой» для невнимательных водителей. Опять же, не забываем о соседях по движению: выключаем дальний свет, если увидели встречный автомобиль или догоняем попутный, иначе можно ослепить. Если же кто-то не заботился также о вас, старайтесь смотреть на правую часть дороги. А уж если ослепили вас горе-водители, то остановитесь на полосе движения и дождитесь пока зрение вернется в норму.

Обращайте внимание на дороги и обочины, ведь, к сожалению, не всегда ремонтные работы на дорогах у нас соответствующе обозначаются знаками и фонарями. Скорее кучи песка, разрытая земля, гравий и инструменты подскажут вам, что впереди вас ждет не самый приятный сюрприз…

Самым сложным временем суток для зрения автолюбителя являются сумерки, потому что глаз не видит так, как днем, но ещё не может адаптироваться для ночного видения. Это постоянное приспособление к изменениям ухудшает видимость и не дает сконцентрироваться на дороге, поэтому в этот период нужно быть особенно внимательными. Обязательно подберите подходящую яркость освещения приборной панели: показания приборов должны читаться легко, но раздражать глаза излишней яркостью подсветки не стоит. Неплохой вариант, особенно для уставшего водителя, выбрать «лидера» — это попутная машина, которая движется с подходящим для вас темпом. Тогда вам останется внимательно наблюдать за ее маневрами и перемещаться сообразно. Только смотрите, не увлекитесь слежкой, а то уедете вовсе не в нужном направлении.

Медикаменты

Ухудшить зрение и внимательность водителей могут и различные медикаменты. Полный список наверняка может занять не один лист формата А4, так что просто скажем, что нельзя принимать нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, снотворные, наркотические анальгетики, противосудорожные средства, а также все лекарства, побочным действием которых является сонливость. Кстати, к ним относится большинство препаратов, спасающих от головной боли, простуды, аллергии или же употребляемых для успокоения. А если вы, дабы взбодриться, решите принять что-нибудь тонизирующее, то обязательно сделаете ещё хуже, ведь эффект от них непродолжителен, а в числе последствий нервозность, головокружение, неспособность концентрировать внимание и в довесок – ухудшение зрения.

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Вообще лучше внимательно читать инструкцию по применению того или иного препарата. Если вы приняли лекарство, употребление которого «запрещено при работе с механизмами» или имеется указание, что водители транспорта должны принимать его под наблюдением врача, то вот вам полезный совет: лучше за руль не садиться в течение последующих 12 часов.

Конечно, не только медикаменты могут вызвать сонливость. Она также коварно поджидает просто уставших водителей. Из-за усталости снижается быстрота реакции, а сидящему за «баранкой», как известно, нужно быть Юлием Цезарем: выполнять сразу несколько действий одновременно, причем с разной скоростью. Усталый водитель в критической ситуации может попросту замешкаться, не сообразить, что приведет к плачевным последствиям. Поэтому если вы чувствуете, что сильно утомились, но ехать необходимо, делайте паузы: останавливайтесь и выходите погулять, подышать воздухом буквально на пять минут. Этого времени будет вполне достаточно для активизации внимания и открытия так называемого «второго дыхания».

В целом, если валит с ног усталость – выспись, а потом садись за руль. Если чувствуешь себя нехорошо, прочти инструкцию препарата, а после смело двигайся вперед… но ведь бывают такие обстоятельства, которые нам не подвластны, например, погодные условия. Дождь, снег, град, туман… все это может сильно ухудшить видимость.

Погодные условия

Дождь приносит водителям немало проблем: первые капли смачивают пыль, дорожную грязь и делают дорогу скользкой, последующее ненастье ухудшает сцепление колес с дорогой, ну и конечно, когда льёт, как из ведра, то сильно страдает видимость. Из-за дождя водители не могут адекватно оценивать расстояние до предметов, поэтому необходимо снизить скорость. Делать это надо постепенно и плавно, чтобы соседи по движению заметили и вовремя сориентировались.

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Большие лужи лучше постараться объехать: вряд ли вам захочется в ливень застрять в халатно открытом канализационном люке, задеть булыжник или «вляпаться» в вязкую грязь. Не включайте дальний свет фар, он будет отражаться от капель дождя и слепить водителей. Лучше всего включить противотуманки. Ещё один совет: держитесь как можно дальше от грузовиков и другого громоздкого транспорта: грязь из-под их, прямо скажем, объемных колес может попасть на ваше лобовое стекло, тогда никакие стеклоочистители не спасут ваше путешествие.

Зима – время снеговиков, Деда Мороза и… непроглядных метелей. Водить автомобиль во время снегопада сложнее, так как глаза находятся в постоянном раздражении и быстро утомляются от движения падающего снега и непроглядной картины впереди. И снова противотуманки и сниженная скорость! Эти же меры помогут вам и в туман. Габаритные огни в этом случае не выход. Вообще постарайтесь максимально обозначить светом свой автомобиль, это поможет сориентироваться остальным участникам движения и обезопасит вас от внезапного столкновения. При этом, если туманная дымка появилась ночью, то держитесь ближе к центру дороги, если днем – к обочине. Вот такие нехитрые советы помогут вам справиться даже с непогодой.

Гляди в оба! Как не проморгать самое главное

 

Ну, а если вы решили сесть за руль тонированного автомобиля с загрязнившимися зеркалами заднего вида, после тяжелого рабочего дня, забыв очки, выпив таблетку от головной боли, в сумерки, во время метели и выпавшего тумана (далеко не природного происхождения, как это нередко бывает в нашем городе), то получится у вас, как у той собачки на роликах и с мороженным, которой обломился поход в магазин. В общем, берегите себя и своих близких!

Текст: Елена АстапенкоФото: Наталья Гладких, Иннокентий Кишкурно

// www.carobka.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here