Кому нужен третий этап утилизации автохлама?

385

Программа утилизации, в успех которой мало кто верил до ее запуска, вывела из кризиса «АвтоВАЗ», его поставщиков и дилеров и помогла загрузить мощности других автопроизводителей. Первоначально длинно названная «Эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию», программа коротко, но ясно показала две вещи. То, что у россиян накопилось достаточно старых автомобилей, и то, что тратить много на новые машины они не готовы.Программа утилизации — выдача сертификата на 50 000 руб. за машину возрастом от 10 лет при покупке нового автомобиля — стартовала в марте прошлого года. На нее было потрачено 25 млрд руб. Покупать по программе можно было только автомобили, собранные либо традиционными российскими автопроизводителями, либо иностранными концернами в режиме промсборки: никто не собирался стимулировать произвосдтво в других странах. Хотя первоначально планировалось закончить программу через три месяца, она пережила и сиквел, и вот вышла на третью очередь, о чем 6 апреля заявил премьер-министр России Владимир Путин. «На этом закончим», подытожил глава партии «Единая Россия», и похоже, тут он прав.Расходы оказались не напрасны: продажи легковых автомобилей в 2010 г. выросли на 30%. Особенно помогла программа «АвтоВАЗу» — на нее пришлось 42,8% его прошлогодних продаж, следует из материалов на сайте завода. В январе — феврале продажи «АвтоВАЗа» выросли на 95% в сравнении с январем — февралем 2010 г. (весь рынок — на 77%), а «классика» стала самой продаваемой (18 410 штук, +260%). Такого спроса не ждал никто, даже авторитеты в мире моторов. «Успех программы утилизации стал для нас сюрпризом», признался в интервью «Автоэлите» глава Volkswagen Rus Франк Виттеманн.Эта программа – не ноу-хау российских властей, а переложенные на русскую реальность американские утилизационные центры, которые помогли США избавиться от целой плеяды устаревших машин 70-80х годов. Эта практика использовалась и в Европе. В Старом свете, правда, аналогичные программы увеличили спрос на современные компактные экономичные хетчбэки: понятно, что пересесть на премиальный седан или внедорожник даже с учетом скидки человеку, еще вчера ездившему на старой машине, было не по карману. У нас все стало развиваться в той же логике, только покупать иностранные машины россияне не спешили, вернув к жизни «классику», 2105 и 2107 модели, которые сам ВАЗ планировал снять с производства. Большой разницей по сравнению с Европой являлось и то, что в России не предъявлялись требования к экологичности приобретаемых машин, хотя, одной из целей программы как раз и было появление на дорогах более «зеленых» машин.Зато хоть заработали. Так, в Германии, где была запущена крупнейшая по объему финансирования программа утилизации (она действовала весь 2009 год, на нее было потрачено около $7 млрд, субсидии составляли 2500 евро за машину), согласно данным Boston Consulting Group, автомобильный рынок вырос на 23%. В Великобритании авторынок в 2009 г., когда действовала программа (субсидии — около $3200 за машину), вырос на 12,4%, а во Франции ($1300-6000 за машину) и вовсе лишь на 3,3%. Программа утилизации в США позволила продать дополнительно 690 114 автомобилей, но в целом в 2009 г. объем рынка сократился на 21,2% до 10,4 млн штук. Куда им до российских 30%…Только вот в России доля автомобилей старше 10 лет составляет 52%, а в Европе 33,6%. Программа утилизации оказалась выгодной для бюджета. Согласно расчетам Минпромторга, только НДС по всей цепочке поставщиков, уплачиваемый с автомобиля средней стоимостью 350 000 руб., составит 54 000 руб., а ведь дополнительные отчисления идут и с зарплат новых сотрудников, и от выплаты других налогов, в том числе, наконец, и от появившегося у многих компаний налога на прибыль. Всего же, тратя на каждый проданный автомобиль 50 000 руб., государство, по расчету Минпромторга, получает 104 000 руб. в виде налогов и внебюджетных отчислений.Правда, создать систему переработки вышедших из употребления автомобилей в ходе нынешнего эксперимента Минпромторгу так и не удалось. Мы видели, как это делают в нашей области: никаких тебе прессов в американском стиле, которые делают вашу «копейку» настоящей железной коробкой. Машины трамбуют обычным бульдозером. Вообще, из 176 допущенных Минпромторгом к участию в программе утилизаторов львиная доля — мелкие компании, занимающиеся кустарной разборкой автомобилей.Зато был спасен АвтоВАЗ. Показательно то, что в ходе программы утилизации в компании впервые за 2 года подняли зарплату рабочим. С дефицитом столкнулась и Renault, собирающая в России Logan и в марте поставившая на конвейер хетчбэк Sandero: практически сразу очереди на эти машины в салонах дилеров выросли до нескольких месяцев. Sollers, же в ходе своего сотрудничества с FIAT, предлагал дополнительные 30-50 000 рублей для покупки машины по программе утилизации.Правительство планирует выдать 5 миллиардов рублей в сертификатах на утилизацию, а список машин составляет уже 66 автомобилей. Только, как нам кажется, выбирать россияне опять будут из нестареющей душой классики и самых доступных иномарок, собираемых в России. И не только по причине цены. Дело в том, что обзвонив основные автосалоны нашего города, мы узнали, что большинство из них планирует участвовать в программе как-то отстраненно. Судите сами: автомобильный рынок вышел на уровень 2008 года, очереди на некоторые автомобили стали достигать до полугода, поэтому дополнительно стимулировать продажи нет смысла. Правда, для ВАЗа многое будет зависеть от того, насколько востребованной окажется анонсированная заводом сверхдешевая модель на базе Kalina.Все же, основной целью программы утилизации стало не качественное изменение состава автомобилей у россиян, а стимулирование спроса. Как нам сообщили в автосалонах, после опубликования решения Владимира Путина продлить утилизацию, к ним вновь начали звонить люди, мечтающие купить новый автомобиль. Оно и понятно – кризис отступил, и россияне вновь хотят жить хорошо. Символ хорошей жизни – автомобиль. Учитывая, что многие компании иномарки по программе утилизации реализовывать далее не намерены, большой популярностью продолжат пользоваться отечественные машины. А что? Люди пересаживаются с отечественного автопрома на отечественный, получая значительную скидку при покупке. Если раньше, сетуют коллекционеры, автохлам можно было купить за 10 – 15 000 рублей, то сегодня на сумму меньше 50 000 никто не будет и смотреть.Как нам рассказали в компании «АВТОВЕК», они готовы принимать автомобили у всех тех, кто еще не успел избавиться от старых машин, а вместо этого предлагают всю линейку новых автомобилей производства ВАЗ. Похоже, третья волна утилизации закончится с последними желающими купить себе российскую машину со скидкой.

// ae96.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here