ТО — это вам не это

600

Формально, маленький цветной прямоугольник заламинированной бумаги талона техосмотра около правой стойки — гарантия того, что заднее колесо машины вон того парня не отскочит и не воткнется на ходу в ваше лобовое стекло, а фара будет светить на дорогу, а не кому-то в глаз. Реально, этот прямоугольник могут получить машины и вовсе без фар и без колес. Порядка 70% всех автовладельцев в России проходят гостехосмотр, давая взятку, и львиная доля из них вообще не пригоняет автомобили на станцию контроля. В общем, бумажка эта скорее имеет значение как объект техноарта в миниатюре (узорчики красивые, голограммки, цвета переливаются), чем как свидетельство о чьей-то безопасности. Зачем же тогда люди дают инспекторам деньги? Есть ли из этого выход? Наконец, если выход есть, то не является ли он входом куда-то, откуда выхода уже нет?

 

ТО — это вам не это

 

Поводом вспомнить об этих риторических вопросах послужило недавнее заявление нашего достославного Президента о том, что такой техосмотр нам не нужен. Факт. Ситуация встает ребром уже не в первый раз — еще в феврале 2009 года в эту позу ее ставил вице-премьер Игорь Шувалов. Однако в ответ на его требование подготовить нормативные акты для процесса перехода процедуры ТО из-под юрисдикции ГИБДД в лоно коммерческих структур раздалось лишь робкое шуршание страницами: законопроект прошел только первое чтение, после чего застопорился — слишком много сложностей. Оно и понятно — сложно отдавать стабильно поступающие деньги каким-то там коммерсантам.

 

Но вот сказал свое веское слово Сам, и теперь уже не отвертишься: к 1 июля от правительства ждут предложений по упрощению либо отмене процедуры техосмотра. Лед тронулся?

 

ТО — это вам не это

 

Пожалуй, все действительно не так просто. Единственная очевидная всем вещь на данный момент — что техосмотр в том виде, к котором он существует сейчас, совершенно бесполезен, опасен и нелогичен. Люди несут свои деньги продажным гибддшникам, потому что альтернатив у них немного. Во-первых, пройти ТО без взятки становится все сложнее. Буквально в январе этого года был на станции ТО и удалось разговориться с парнем, который его и осуществляет. А возможно ли, спрашиваю, получить заветный талон, если вам за него не заплатили? Так-то, говорит, реально, но очень сложно: автомобиль, за который не платили сверх официальных тарифов, осматривается досконально, потому что если в ходе дальнейших проверок выявится, что ты пропустил авто с неисправностью, тебя скорее всего уволят, а возможно еще и обвинят во взятничестве. Такой вот российский парадокс: чтобы не подумали, что ты берешь взятки, надо действительно брать взятки.

 

Шансы пройти все по-честному остаются в основном только у более-менее свежих авто. Во-вторых, многие не едут на ТО из-за неудобств, с этим процессом связанными. Одна моя знакомая, купившая новую машину, предпочла отдать деньги кому надо, но никуда не ездить, потому что не хотела торчать несколько часов на станции и общаться с хамоватыми инспекторами. Очереди — вполне закономерное явление, ведь, например, на всю Самару есть всего 15 пунктов техосмотра, на Тольятти — 12. Директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров подметил, что если процедура станет удобной и комфортной для потребителя, у него, потребителя, не будет причин, чтобы делать это за взятку. Золотые слова. Осталось только подумать, как сделать так, чтобы потребителю стало удобно и комфортно.

 

ТО — это вам не это

 

На сегодня основные предложения по ситуации с ТО сводятся к следующим. Прежде всего, законодатели предлагают создать федеральную саморегулирующуюся организацию (СРО), по примеру союза автостраховщиков — она объединит все станции техосмотра, но будет подчиняться органу, назначенному правительством. У СРО будет сформирован общий фонд — по 200 тысяч рублей с каждой компании, из которого будут выплачивать компенсации пострадавшим, если ДТП случилось из-за технической неисправности, которую недоглядели на СТО. Сумма выплаты в одни руки ограничена 600 тысячами рублей, но может, конечно, по пути законопроекта к финальным чтениям измениться.

 

Цены прохождения ТО при этом будут регулироваться, как и сейчас, на местном и региональном уровнях. Сами центры не должны иметь права заниматься ремонтом автомобилей, чтобы не злоупотреб***ь. Все это хорошо, однако такие предложения пока порождают только еще больше вопросов.

 

ТО — это вам не это

 

На деле очень сложно доказать, что авария случилась именно из-за технической неисправности, пропущенной мастерами пункта ТО. Как, например, определить, что ДТП произошло из-за неисправности фар, если эти фары уже разбиты о бампер находившейся впереди машины? Пункт о том, что де центры техосмотра не имеют права заниматься ремонтом, обойти просто: в соседнем здании от имени другого юрлица открывается сервис, куда и заворачивают автолюбителей для исправления несуществующих неполадок. Аналогичная ситуация возникла сейчас в сфере страхования: почти при каждом отделении урегулирования убытков есть своя «независимая» экспертиза, которая, естественно, оценивает ущерб независимо и как надо (страховой компании). При таком раскладе коррупция никуда не денется, просто станет греть руки другим людям.

 

Есть у законодателей и мысли о том, чтобы передать в частные руки техосмотр тракторов, строительной и другой самоходной техники. Однако оборудование для подобной техпроверки очень дорого, и не факт, что затея окажется рентабельной для бизнесменов и те кинуться открывать подобные пункты ТО. Белые пятна присутствуют и в вопросе создания станций техосмотра в удаленных и малонаселенных местах. Так, если в городе проблем с клиентами и окупаемостью станции возникнуть не должно, то в селах или деревнях эта инициатива может оказаться попросту невыгодной. В общем, законодателям есть еще над чем подумать.

 

ТО — это вам не это

 

Можно попытаться почерпнуть что-то из зарубежного опыта. В Германии, например, техосмотром занимаются независимые инспекции: Союз объединений технического надзора (TÜV), DEKRA, KÜS и другие. Немецкий осмотр — один из самых строгих в мире, наряду с австрийским и швейцарским. Даже сами немцы далеко не всегда проходят его с первого раза: Общество технического контроля (GTU) рапортует, что только 48,2% владельцев машин получают заветную наклейку сразу, все остальные отсылаются на устранение недостатков. Все эти ТЮФы и ДЕКРЫ — частные, коммерческие структуры, но лицензию на их деятельность выдает государство. Новый автомобиль получает сертификатсразу на три года, потом, пока не состарится до семи лет, проходит ТО раз в два года. Ежегодный техосмотр производится только для автомобилей с пробегом свыше 250 тысяч километров.

Во Франции техосмотр также отдан на откуп авторизованным центрам (среди них, кстати, есть те же германские TÜV и DEKRA). Сам техосмотр обязателен, штраф за его отсутствие — 90-135 евро, если попался повторно — в казематы. Машине младше четырех лет ТО проходить не надо, от четырех до десяти лет — каждые два года, потом ежегодно. Сама процедура стоит 75 евро. Если на техосмотре выяснилось, что необходимо устранить неисправность, а такое вполне вероятно, потому что состояние авто оценивается по 133 пунктам, дается два месяца, чтобы все починить. Если через 60 дней автомобиль не починили, его попросту отправляют в утиль. Мотивация проходить ТО у французов определенно есть…

ТО — это вам не это 

В соседней Украине буквально полмесяца назад Янукович внес на неотложное рассмотрение законопроект, предлагающий отказаться от техосмотра полностью, заменив его техконтролем — проверкой лишь тех элементов автомобиля, которые связаны с безопасностью движения и охраной окружающей среды, в частности рулевого управления, тормозной системы, внешних осветительных приборов, пневматических шин и колес, газобаллонного оборудования. Пока же там схема техосмотра, очень похожая на российскую: все транспортные средства обязаны ездить на ТО минимум раз в два года, занимаются осмотром подразделения Госавтоинспекции. Если законопроект станет законом, от технического контроля освободятся легковые автомобили, мотоциклы, мопеды, мотоколяски и прицепы. Обязательным он останется только для легковушек, используемых в коммерческих целях. Такси и грузовики будут осматривать раз в год, автобусы и спецтранспорт для перевозки опасных грузов — каждые шесть месяцев. Украинский президент предложил разрешить проведение процедуры ТО любой станции, которая документально подтвердит, что у нее есть необходимое оборудование. Как отмечает советник главы государства Елена Лукаш, сегодня сфера техосмотра крайне коррумпирована и ежегодный оборот «левых» денег в ней — более 1 млрд. гривен (более 3,5 млрд. рублей), а, по данным ГАИ, доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния машин крайне мала.

По той же причине — нецелесообразность и коррупция, отказались от ТО и в Грузии. Там его отменили минимум до 2012 года, чтобы выработать механизм, исключающий взятки. К слову, руководствуясь этими же соображениями, грузины отменили пока и пожарные инспекции, и санэпиднадзор.

 

ТО — это вам не это

 

В США ситуация с техосмотром плавает в зависимости от штата, но в большинстве из них ограничиваются десятиминутной процедурой проверки токсичности выхлопных газов. Стикер ТО, тем не менее, должен быть на каждой машине, иначе грозит крупный штраф. Впрочем, есть у американцев и более сильный стимул относится к состоянию автомобиля добросовестно: если неисправность станет причиной аварии, то страховая компания будет взыскивать с виновника весь причиненный ущерб.

 

Какой же путь выберет Россия? Точнее об этом станет известно 1 июля, когда Кирьянов и Шувалов изложат Президенту предложения по упрощению или отмене техосмотра. Но вектор уже намечен — ТО отдают на откуп частникам, и ГИБДД у этой кормушки не останется почти наверняка. Главное, чтобы процесс не свелся просто к смене ее хозяина, потому что корм туда насыпают в любом случае за счет обычных людей.

 

Текст: Антон КошелевФото: Арина Косицына, Сергей Голиченков

// www.carobka.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here