Льготные автокредиты: правда жизни

276

На 31 марта этого года было подано 93 892 заявки на получение льготного автокредита. Из них удовлетворено всего 39 348. Таким образом, процент отказа превышает процент выдачи.Льготные автокредиты выглядят заманчиво, власти рапортуют об успешном проведении государственной программы, продажи автомобилей поползли вверх, восстанавливаясь после кризиса 2008 года. Но каждый ли желающий купить автомобиль легко может получить господдержку для приобретения машины?

Льготные автокредиты: правда жизни

Программа льготного автокредитования стартовала по инициативе премьера В.В. Путина в 2009 году. Согласно ее условиям, покупателям авто предлагаются заниженные процентные ставки по кредиту. Под льготное кредитование попадают не только легковые авто, но и легкий коммерческий транспорт. Правила программы льготного автокредитования предполагают первоначальный взнос в размере 15%; максимальная стоимость автомобиля (обязательно российской сборки) не должна быть выше 600 тысяч рублей. Дают кредит сроком на 36 месяцев под банковский процент за вычетом 2/3 ставки рефинансирования ЦБ России. Сейчас в рамках программы льготного автокредитования можно взять кредит под 7-10% годовых, между тем обычные кредиты варьируются в пределах 12-20%. Андрей Дементьев, замминистра промышленности и торговли, зафиксировал тот факт, что за время реализации программы льготного кредитования с 2009 года было подано более 533 тысяч заявок, а выдано примерно 260 тысяч.Ранее сообщалось, что в текущем году Минпромторг планирует выдать порядка 120 тысяч льготных кредитов на покупку автомобилей. Эксперты склоняются к тому, что российский автомобильный рынок станет №1 в Европе уже к 2014 году, а количество сделок на нем перевалит за 3 млн автомобилей. Свою роль в этом сыграет и программа льготного автокредитования, ведь на нее приходится порядка 10% всех выданных займов.

Льготные автокредиты: правда жизни

На 31 марта этого года было подано 93 892 заявки на получение льготного автокредита. Из них удовлетворено всего 39 348. Таким образом, получается, что процент отказа превышает процент выдачи. Почти в 2,5 раза меньше выделяется кредитов, чем поступает заявок на них. Если бы все заявки удовлетворялись, то прогнозный показатель по выдаче 120 тысяч льготных кредитов в 2011 году был бы выполнен уже к лету.Согласно имеющимся данным, за 2011 год было реализовано 517 304 авто, а значит, только 7,6% от этого числа были приобретены в рамках программы льготного автокредитования. Почему процент отказов такой большой и какие причины мешают всем желающим воспользоваться программой льготного автокредитования?В 2011 году на программу льготного авкредитования правительство выделило 2,7 млрд рублей. Можно предположить, что кредиты не дают всем желающим, дабы растянуть это удовольствие до конца года. Однако представители банков видят корень зла совсем в другом.Представитель «ЮниКредит Банка» Иван Сысков объясняет высокий процент отказа отложенным спросом. По его мнению, на некоторые модели уже успели образоваться очереди и покупатели просто ждут, когда подойдет их черед. Именно поэтому разрыв между количеством заявок и выданных кредитов такой большой.

Льготные автокредиты: правда жизни

С ним согласен и представитель ВТБ 24. Вице-президент Алексей Токарев склоняется к тому, что льготных кредитов банки могли выдать больше, и не их вина, что этого не происходит. «Спрос на авто превышает предложение. Именно это причина того, что банки одобряют не более 25 % всех поступающих заявок». Этот факт подтверждают и производители. К примеру, продажи Skoda и Peugeot превышают прогнозные показатели почти на 40%, производители просто не успевают удовлетворить спрос на авто вовремя.Зампред правления «Уралсиб» Илья Филатов также отмечает тот факт, что наметился дефицит некоторых моделей автомобилей наиболее популярных марок. Более того, хоть сейчас в программе участвует более 100 банков, основная масса из них, таким образом, только делает себе имя. Присоединившись к программе, они преследовали имиджевые интересы. Крупным банкам программа выгодна с целью наращивания объема выданных кредитов. Однако не всем удается стать полноценными участниками программы, ведь для этого нужны устойчивые отношения с автосалонами.Наиболее высокий процент выдачи кредитов по льготной программе в Сбербанке. На него приходится более 60% объема льготных кредитов. Директор управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева утверждает, что роста числа отказов у них в банке не наблюдается. Тот факт, что стало много отказов по кредиту, она объясняет тем, что в программе стали участвовать другие банки. Как пример она приводит Raiffeisen Вank, где в 9 из 10 случаев дают отказ в кредите. Клиентам Сбербанка, которые уже имеют зарплатную карточку, получить льготный автокредит совсем просто, для этого им достаточно только заполнить анкету. Никаких другие документов и справок не требуется.В других банках понадобится другой пакет документов, но в любом случае много справок у клиентов никто не просит. Поэтому работники банков все трудности связывают с тем, что производители не могут удовлетворить спрос.Клиенты банков, которым не удалось получить льготный кредит на приобретение автомобиля, склонны считать, что программа льготного кредитования умышленно тормозится самими банками.Клиент «ЮниКредитБанка», Евгений, рассказывает свой опыт. «В банк за автокредитом обращался 3 раза, все попытки провалились. При попытке поговорить и выяснить причины получал вежливый отказ без объяснений. Не понятен тот факт, что именно в этом банке чуть позже был получен ипотечный кредит на сумму, гораздо превышающую стоимость авто. Причем с первого раза и без всяких проблем». Возможно, банку не выгодно работать по этой программе. Вероятно, работая по программе льготного автокредитования, необходимо составить чуть больше бумаг. Может, эти процедуры так утомительны, что работникам банка проще отказать. Или дело в документах на компенсацию и времени, которое проходит, пока государство покроет, согласно программе, определенную часть кредита. Дать немотивированный отказ в этом случае, вероятно, легче всего. Хотя, наверно, все зависит от банка и его политики.Банки, пользуясь своим правом не раскрывать причины отказа в предоставлении кредита, могут ловко скрывать истинные причины. Официальная версия для остальных будет всегда максимально корректной. Так или иначе, но тот факт, что выданных кредитов гораздо меньше, чем заявок на них, говорит о многом. Объяснять все только ограниченным ассортиментом предлагаемых моделей, скорее всего, не стоит. Банки отказывают в кредите по каким-то своим причинам. Может, им личность потенциального заемщика кажется сомнительной, а может, он просто обратился не вовремя и сейчас не выгодно выдавать льготный кредит… В любом случае цифры говорят о том, что получить отказ в кредите проще, чем сам кредит.Между тем, достойной альтернативой льготному автокредитованию становятся программы кредитования зарубежных автопроизводителей. Уже сейчас можно найти весьма привлекательные предложения у зарубежных автокомпаний с минимальными процентными ставками по кредитам. Не исключено, что потребители, находясь в ожидании своей очереди на авто, находят более привлекательный вариант по кредиту именно среди таких предложений. Ведь собственные финансовые компании автопроизводителей порой предлагают более выгодные ссуды. Если сравнить статистику, то именно такие компании выдали в 2010 году более четверти всех автокредитов. А между тем льготных автокредитов было выдано не более 10% от общего числа. Конкуренция в этой сфере очевидна.Изначально программа льготного кредитования создавалась с одной единственной целью – подхлестнуть спрос на авто отечественного производства в условиях, когда большинство покупателей отдает предпочтение иномаркам. Задумка удалась, рост продаж (не без помощи программы по замене старых авто на новые) все-таки произошел. Но стоит отменить программу, и продажи вновь могут пойти вниз. Так не разумнее ли было бы заняться мерами по улучшению качества отечественных авто? Ведь если они не будут разваливаться на ходу, а в эксплуатации покажут себя лучше иномарок, то их с радостью будут забирать прямо с конвейера и без программы льготного кредитования.Сергей Василенков, carclub.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here