Наследники Деточкина

463

Первый совместный сценарий Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» сразу же попал на полку как антиобщественный – чиновники из министерства культуры углядели в рукописи под рабочим названием «Угнали машину» скрытые «возбудители морально неустойчивых представителей общества». Действительно, почему человек с высшим образованием оказывается спекулянтом и хапугой, а настоящий вор – честным, благородным человеком? В отличие от героя Смоктуновского современный угонщик излишним благородством не страдает – он крадет. Нагло, иногда открыто крадет чужое имущество, чью-то четырехколесную мечту.

Воруют!

По данным УГИБДД по Пермскому краю, в 2006 году в Перми было зарегистрировано 858 угонов. Таким образом, зафикисрован рост на 33% – по сравнению с 2005 годом, когда было 645 случаев угона. Как рассказал

инспектор отдела ДПС УГИБДД по Пермскому краю капитан милиции Михаил Тохтуев,

в 2006 году в Пермском крае количество угонов увеличилось на 15,1% – с 1965 до 1707. Интересно, что при росте угонов статистка краж личного имущества из автомобилей за тот же преиод показывает снижение: в 2006 году совершена 431 кража из автомобилей (548 за 2005 год – снижение 21,4%); всего по Пермскому краю – 998 краж (1180 за 2005 – снижение на 15,4%). На территории одного только Свердловского района в 2006 году было соверешно 303 преступных посягательства на автомобили.

«ВАЗ» не угонят?

В каждой шутке есть доля правды. Продукция Волжского автозавода составляет почти половину всех угнанных в Пермском крае автомобилей в 2006 году. В Свердловском районе в прошлом году зафиксировано 70 случаев угона «наших». Чаще всего преступники воруют машины модной «десятой» серии. Кстати, ВАЗ занимает верхние строчки хит-парада не только в провинциальном криминальном рейтинге – в Москве «Лада» на втором месте в двадцатке самых угоняемых авто. Но если отечественные машины берут в основном на запчасти, то иномарки – исключительно из любви к прекрасному: пермский автопарк активно обновляется, улицы забиты показным благополучием – удержаться просто невозможно!

Преступник дважды покушался на один и тот же автомобиль…Почему?

Сотрудники ГИБДД предостерегают: с точки зрения угона наиболее привлекательны парковки у развлекательных центров. Так, например, 19 декабря 2006 года около полуночи в УВД Свердловского района Перми поступило сообщение об угоне BMW-218i от кинотеатра «Октябрь». Здесь же ранее были зафиксированы угоны Hyundai-Tiburon и ВАЗ-21120. Понятна здесь и тенденция угонов в вечернее и ночное время. Непонятно другое, а именно – беззаботное отношение к своей собственности некоторых владельцев, оставляющих машины на длительное время без присмотра и должной охраны.

Примечательно, что из гаражей автомашины тоже крадут: за прошедший год в Свердловском районе зарегистрировано 14 таких случаев. По мнению милиционеров, такая ситуация стала возможна благодаря руководству гаражно-строительных кооперативов: в большинстве КСК отсутсвует охрана либо она на очень низком уровне. Ворам раздолье. Дежурная охрана из двух-трех пенсионеров не в силах справиться с бандами молодчиков. Что нужно, чтобы проникнуть в гараж? Минимум современных инструментов и времени, тем более, что в нашей стране привыкли экономить на всем, включая безопасность собственного имущества. Вместо встроенного «секрета» – амбарный замок, вместо современной контсрукции – «самоваренные» ворота; вместо стен – тонкие перегородки в полкирпича.

Потому-то преступники часто не утруждают себя выскоими технологиями, просто делая пролом в стене. Рекордсмен по кражам автомобилей среди гаражных кооперативов – ГСК 56 по улице Ижевская. За октябрь-ноябрь 2006 года здесь было похищено три автомашины (ВАЗ-2110, ГАЗ-24 и ВАЗ-2106).

«Тебя посодют, а ты не воруй!»

К сожалению, садят не всех угонщиков. Как это ни странно, но доказать факт угона довольно сложно – если угонщика не поймали где-нибудь на трассе. «Замерз, погреться хотел», – один из варинатов объяснений схваченного на месте преступления. Если славный последователь Деточкина не успел завести и тронуть автомобиль с места, у него есть реальный шанс отвертеться.

Вернуть украденное бывает проблематично. Если сигнал об угоне в милицию поступил в течение получаса – надежда есть. Кстати, в центре преступнику скрыться легче, особенно если заранее заготовлена «база», где можно отсидеться. Гаражный кооператив, глухой дворик в частном секторе – таких мест в центральных районах Перми предостаточно. Машину либо разбирают на запчасти, либо перебивают номера – преступные технологии известны даже школьнику. Кстати, Volkswagen Passat востребован среди угонщиков именно из-за своих запчастей – несколько лет назад Passat был очень популярен в России.

Теперь в цифрах. В 2006 году пермскими милиционерами было раскрыто 905 угонов. Это на 30 случаев больше, чем в 2005 году. Краж раскрывается в разы меньше: в 2006 году раскрыто всего 180 случаев (в 2005 г. – 251).

Капкан для Деточкина

Простейшим противоугонным устройством в фильме «Берегись автомобиля» стал, если помните, охотничий капкан, едва не стоивший Деточкину ноги. В наше время капканы уже не ставят, кран не используют, а предпочитают лицензионные средства борьбы с угоном.

Современный рынок противоугонных систем предлагает широкий выбор средств: от простейших механических до сложнейших электронных «сторожей»; от потайных «краников», перекрывающих подачу топлива без ведома хозяина до упоминавшихся уже спутниковых навигационных систем. Но специалисты говорят – эффективность защиты зависит не столько от навороченности системы, сколько от правильного (оптимального) выбора техники и способа её применения, а также от того, сумеет ли владелец обеспечить конфиденциальность.

Самое простое механическое средство – металлическая штанга, которая одевается на рулевое колесо. Пользуется спросом среди экономных водителей, не брезгующих ручным трудом, так как для установки и снятия такого приспособления требуется определенная сноровка и время. Добротной защитной является и механические устройства с замками, устанавливаемые на элементы трансмиссии, рулевое управление. Несмотря на примитив, обращает на себя следующий факт – в Перми в прошлом году не было ни одного случая угона автомобиля, оснащенного именно такой системой. Другое дело, что электронные блоки современных автомобилей зачастую просто не поддаются механической блокировке.

Высокую эффективность показал автономный электронно-механический блокиратор, разработанный на Украине и применяемый для блокировки трансмиссии, тормозной системы, стояночного тормоза и других механических систем автомобиля. Например, заблокированная педаль тормоза или сцепления при нажатии на нее не возвращается обратно – управлять таким авто невозможно. Продолжить «механическую» линию могут также блокираторы вала руля, столь же эффективные, сколько и неудобные в эксплуатации, особенно при частых перемещениях и остановках.

Штатное на многих современных автомобилей электронное устройство блокировки работы двигателя – иммобилайзер – к сожалению, не является серьезным препятствием для специалистов криминального толка. Поговорим о других системах. Простейшие электронные автосигнализации имеют примитивные коды дистанционного управления и могут устанавливаться даже неспециалистом. Понятно, что о никакой эффективности здесь речи быть не может, да и устанавливаются «кричалки» больше «на испуг», которым профессиональные взломщики, к слову, не страдают. Настоящую революцию в отрасли произвело изобретение южноафриканскими учеными в 1996 году технологии криптографического кодирования KeeLoq: код представляет собой 56-ти разрядные числа, изменяющиеся при передаче каждой команды. Сложность защиты от угонщиков иномарки часто заключается также в соблюдении западным производителем требования экономического комитета ООН к средствам сигнализации автотранспортных средств, согласно которому сигнализация не должна нарушать работу двигателя, а блокировать разрешено только стартер. Обесточить такую систему достаточно просто.

Очень не любят преступники спутниковые системы слежения. Почему – догадаться не сложно, ну а статистика констатирует – в Перми в прошлом году не было ни одного угона автомобиля, оснащенного подобной системой. Хотя 100%-ной гарантии не даст никто – даже ваша страховая компания.

Какие могут быть на этом безрадостном фоне рекомендации? Самые простые – не экономить на безопасности (либо заранее смириться с возможностью потери). Специалисты советуют отдавать предпочтение системам с выносным реле блокировки, которое должно быть надежно спрятано. А поскольку добротная установка охранной системы требует, как правило, частичной разборки салона, то и обращаться надежней в специализированный сервис. Кстати, российская «Ассоциация противодействия угонам транспортных средств» предложила при страховании учитывать степень защищенности автомобиля от взлома и угона, что выглядит вполне логично – учитывая статистику угонов. Ну, а до тех пор, пока это предложение не закреплено законом, заботиться о своей собственности нам придется самим.

Антон КОЛЕСНИКОВ,

специально для avto59.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here