Стратегия развития автопрома: ее стоит бояться

881

Стратегия развития автопрома: ее стоит бояться

В последних числах апреля вышел некий документ, который называется «Стратегия развития автопрома РФ на период до 2020 года». Казалось бы, можно прочитать и забыть, услышать и не запомнить. Ну мало ли скучных малозначащих документов носят по чиновничьим коридорам из кабинета в кабинет?! Мы сначала так и подумали. Но есть как минимум три существенных момента, очень важных, которые коснутся всех автомобилистов.

Первый момент. К 2020 году «АвтоВАЗ» обещает увеличить производство вдвое. К этому году у нас внутреннее производство автомобилей именно на предприятиях, расположенных на территории РФ, будет распределено примерно поровну между отечественными предприятиями и автомобильными заводами иностранных компаний, которые продолжают открывать сборочные производства. То есть соотношение будет даже чуть больше в пользу наших автомобильных компаний: 52% на 48% иностранных. И это несколько пугает.

«Бедные российские налогоплательщики»

Мы решили поинтересоваться, только ли у нас вызывает опасение такой расклад в будущем, позвонив из студии прямого эфира радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) Виктору Похмелкину, председателю Движения автомобилистов России.

Виктор Похмелкин:

Конечно, и меня пугает, если это действительно правда. Если речь идет о наших отечественных машинах. То есть не о тех автомобилях, которые производятся совместно с серьезными зарубежными автомобильными компаниями. Это катастрофа, если так случится. Но я думаю, что это слишком оптимистичный для хозяев «АвтоВАЗа» прогноз. Если ситуация в нашей стране не будет радикально отличаться от того, что сегодня, то общая тенденция понятна. Все равно отечественные потребители, российские автолюбители голосуют в пользу качественных автомобилей. И по соотношению «качество – безопасность – цена» сейчас лучшей окажется более-менее добротная, хорошая иномарка.

— Есть еще один момент. Недавно у нас был эфир программы «Автоклуб». И мы спрашивали, кто приведет самую лучшую аргументацию в пользу покупки российской вазовской «пятерки». Люди (и их оказалось немало) в качестве главных аргументов привели бедность населения. Второй аргумент – что в ней все можно сделать с помощью каблука туфельки жены и каких-то колготок своими руками, даже не будучи мегаэкспертом в автомобилях. И третье – простота в обслуживании с точки зрения СТО и дешевизны сервиса.

С этими людьми как быть?

Все ведь меняется в определенную сторону. Сегодня у нас процентов 20 автомобилистов за чертой бедности или на грани черты бедности. Но это больше пожилые люди. Понятно, что количество этих людей будет сокращаться. Кстати, именно к пожилым людям больше тяготеют и те, кто своими руками привык работать с автомобилем. Что касается молодежи и даже среднего поколения, то среди них этих умельцев, способных разобраться в автомобиле, и, главное, желающих и любящих это делать, все меньше и меньше. Мне кажется, что общий тренд не в сторону увеличения этой категории людей. Да и обслуживание связано с качеством автомобиля. Чем сложнее автомобиль, тем он безопаснее и труднее в обслуживании.

— Виктор, на каком автомобиле вы ездите?

— На иномарке, конечно.

— Российской сборки?

— Нет, японской сборки. И уже 7 лет. Я как раз не из тех людей, которые любят копаться в автомобиле. Я люблю ездить, а копаться – нет. И времени нет.Из отечественных автомобилей я считаю лучшим «десятку». И то раз в месяц возникали какие-то достаточно серьезные проблемы.

— Виктор, «АвтоВАЗ», прося кучу денег, жалуясь на жизнь, говорит, что к 2020 году увеличит производство двое. У меня кроме улыбки это ничего не вызывает. А у вас?

Да, так это же не первый раз. Было уже много периодов, когда они находились в агонии, просили деньги. А потом происходило то, что происходило. По-моему, верить им еще раз на слово просто опасно.

Мне кажется, что здесь помимо этих обещаний, программных заявлений есть еще как минимум два очень важных момента. Для чего пишутся все эти стратегии? Для того, чтобы изобразить вид деятельности? Для чего бумажка? Да для того, чтобы оправдать просьбу о материальной помощи. Денег они хотят попросить! И вот это второй очень существенный момент для нас, и не только для автомобилистов. Потому что государство деньги печатает, но не зарабатывает. Зарабатываем их мы. И платим в виде налогов и других платежей. Для того, чтобы автопром вышел на такой уровень, как они пытаются это представить, потребуются опять деньги. Сумма уже озвучена, она запредельная – 584 млрд. рублей.

— Бедные российские налогоплательщики. К сожалению, за наш счет снова пытаются решать проблемы одного, пусть даже очень уважаемого для кого-то, автозавода.

«Безобразие творится»

Третий момент, на котором следовало бы остановиться, обсуждая Стратегию развития отечественного автопрома до 2020 года. Произвести машину – это одно, это сейчас кто угодно может сделать. Продать ее – вот задача. Каким образом они хотят подтолкнуть к покупке новых отечественных автомобилей? Для того чтобы заставить человека купить новую, его нужно пересадить со старой. Так вот, планируется запретить к эксплуатации машины, которые старше 20 лет. Это просто безумие, ибо 20-летняя машина к 2012 году, когда хотят этот запрет ввести, это машина производства 1992 года. Это не старая машина. По российским меркам это свежая машина.

Вот как прокомментировал в эфире наши опасения руководитель портала «Автодилер.ру» Олег Дацкив.

– Олег, мы ужаснулись тому, что представители «АвтоВАЗа» сказали, что к 2020 году увеличит производство вдвое. И общее соотношение иномарок и российского автопрома будет где-то 50 на 50. И сумма потрясает – 584 млрд. рублей нужно. А еще грозит запрет эксплуатации машин старше 20 лет. Не пугают такие цифры?

Олег Дацкив:

— Пугают цифры. Абсолютно согласен с тем контекстом, который только что услышал. Это инициатива  исключительно «АвтоВАЗа», причем некорректная, со времен неконкурентной экономики, когда все эти вещи и привели «АвтоВАЗ» к тому, что абсолютно не рыночный. Безобразие творится.

— Олег, как «АвтоВАЗ», будучи в том положении, в котором он сейчас находится, может что-то лоббировать, продвигать и «пропихивать» такие решения? Видимо, такое серьезное отечественное автомобильное лобби действует?

— Видимо, да. Я думал, что времена господина Каданникова (экс-директор АвтоВАЗа – авт.) уже ушли навсегда, но оказывается, нет. 25 процентов акций принадлежит государству. Если у «Тройки-Диалог» пакет купить, экспроприировать, забрать, то, наверное, это будет ближе к половине компании. Скорее всего, государство заинтересовано в том, чтобы этот концерн был. Государство забывает, что государство — это люди, которые платят налоги, которые поддерживают этот «АвтоВАЗ».

— Олег, а не стыдно ли государству за то, что то, где у него сейчас 25 процентов (а будет в теории 50), во всем этом происходит то, о чем мы сейчас говорим, чего мы пугаемся?

— В регионе есть сложные социальные моменты, и не важно, рентабельно это или не рентабельно, государству главное — помогать, чтобы не было какого-то взрыва. На Дальнем Востоке этого не случилось, но Дальний Восток далеко, а Тольятти близко. Поэтому этот регион всячески поддерживают. Зачем это делается, я не знаю. Кроме как взять какие-то деньги и «распилить» или украсть львиную долю из них, наверное, незачем.

Команда Игоря Комарова (нынешний глава «АвтоВАЗа» — авт.) внушает доверие, это действительно профессионалы, многие вещи, которые они стали делать, придя к власти на заводе, абсолютно корректные, правильные. Но мне непонятно, как такая прогрессивная команда может работать совковыми, топорными методами – запретить, забрать, заставить, утилизировать, навязать. Я не понимаю, как в XXI веке в России, которая демократию строит, возможны такие методы из старого советского времени. Ты хочешь машины свои продавать? Делай их конкурентоспособными, и их будут брать. ВАЗ за 99 тысяч рублей – очереди стоят до ноября, ВАЗ за 150 тысяч рублей – очереди стоят до августа, а ВАЗ за 250-300 тысяч рублей никому не нужен! Здесь просто нужно поставить задачу нормальными методами реформировать завод. А вот эти подачки, запреты, эти законы… Непонятно, что мы защищаем. Давайте подумаем обо всей стране, которая по-прежнему ездит на этой продукции, теряет в год огромное количество людей, погибших в ДТП. Понятно, что степень безопасности в этих машинах никакая. Мы убирали четвертое, пятое семейства, отдавали в Чечню, в ближнее зарубежье. А сейчас спешными темпами возвращаем, потому что, видите ли, программа утилизации пошла для «АвтоВАЗа», и можно много машин продать. Что это за подход такой?

— Олег, пример Мексики, которая не имеет своего автопрома в том понимании, в котором мы говорим об «АвтоВАЗе». Тем не менее, американцы, японцы, «Фольксваген» собирают там машины — полмира ими заполнено. Может быть, вот это наш путь? Может быть, «убить» его вообще, этот «АвтоВАЗ», и жить, как цивилизованный мир?

Полностью поддерживаю данный путь развития, ибо никак не разделяю отечественный автопром и зарубежный с приходом тех основных концернов-производителей для производства автомобилей. Они вложили 500-600 млн. евро инвестиций, продолжают вкладывать. Такие же наши люди работают в этих концернах. Да, менеджмент иногда иностранный…

— Олег, а «Рено» не вытянет ли «АвтоВАЗ»? Ведь в последнее время наш автозавод любит носиться со знаменами иностранных компаний: мол, есть «Рено», есть «Ниссан», мы будем собирать их машины, будем совместно производить новые модели! Я разговаривал с представителями компании «Ниссан». Они очень осторожно к таким вещам относятся. Они говорят, что ситуация похожа на ту, что называется «без меня меня женили». Они говорят: наша официальная точка зрения – «мы пока изучаем ситуацию». Но «АвтоВАЗ» уже кричит: мы с такого-то года начнем делать универсал на платформе «Рено», с такого-то года начнем выпускать совместно с «Ниссан» автомобили. Поможет ли концерн «Рено-Ниссан», который является совладельцем «АвтоВАЗа»? Или он занимает выжидательную позицию и подумывает, как дождаться смерти этого мощного конкурента на российском рынке?

— Кажется, что все заняли выжидательную позицию и будут ориентироваться исключительно на рынок, — это вне всякого сомнения. Да, французы, японцы не спешат вкладывать еще дополнительные деньги, потому что и так уже, наверное, пожалели о купленном пакете. Потому что, когда комиссия «Рено-Ниссан» приехала на «АвтоВАЗ», посмотрела, как там все обстоит, что им продали, то они поняли, что на самом деле они серьезно переплатили. И это даже не учитывая того, что рынок «упал» во всем мире и в России на 50%. Поэтому никто не торопится, они будут аккуратны.

А то, что топ-менеджеры «АвтоВАЗа» заявляют пиар-службам, то они об этом говорят уже 30 лет. Надо переставать им верить, надо жестко с людей требовать за каждый рубль, который они тратят. Кроме как участие в дорогостоящих гонках, рекламных кампаниях и еще чего-то, отдыха для топ-менеджеров и огромных бонусов, на этом заводе вряд ли что-то делается. Мне искренне жаль тех людей, которые там работают за 6-12 тысяч рублей зарплаты. Именно этих людей государство как собственник и акционер должно поддерживать.

Андрей Гречанник, kp-avto.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here