Железный солдат

608

Железный солдатЖелезный солдат

Благодаря усилиям реставраторов ГАЗ‑61 — легендарный внедорожник маршала Конева — обретает вторую жизнь.

Он прошел всю войну, начав свой боевой путь на безвест-ной станции под Вязьмой, пробившись сквозь -снега 1941‑го, преодолев воронежские и белгородские степи и не увязнув на Украине в весеннюю распутицу 1944 года. Все ради того, чтобы шестьдесят пять лет назад проехаться по мостовым Берлина. Лишь после войны он удостоился должных почестей, чаще принимая участие в военных парадах, нежели выполняя будничную работу. Чуть не погибнув в конце девяностых, он вновь напоминает нам о героизме минувшей эпохи. И пусть этот солдат, имя которому ГАЗ-61, не получил званий и наград, его надежность, универсальность и проходимость внесли свой вклад в общую победу.Два бойцаГАЗ-61 — автомобиль очень редкий и необычный, созданный специально для военного руководства. Машина, о которой пойдет речь, — из первой партии, выпущенная с открытым кузовом фаэтон. Пять таких газиков еще до войны достались высшему командованию Красной армии — Ворошилову, Буденному, Жукову, Рокоссовскому, а представленный на фото экземпляр — маршалу Тимошенко. Правда, первый владелец использовал внедорожник недолго: летом 1941 года он передал его будущему маршалу, а тогда еще генералу Ивану Степановичу Коневу, оставшемуся на станции Касня под Вязьмой без машины.

Железный солдат

Железный солдат

Именно с маршалом Коневым связана вся дальнейшая боевая биография автомобиля. ГАЗ-61 исправно служил своему командиру в условиях, где отсутствовали не только дороги, но и направления. Глядя сейчас на восстановленное шасси, выбор маршальского транспорта кажется более чем оправданным: дорожный просвет этого полноприводного автомобиля таков, что даже самые серьезные современные джипы выглядят на его фоне сиротливо, словно паркетники.Интересно, что уже после того, как машина попала в распоряжение Конева, на ней был заменен кузов. Открытый фаэтон оказался не лучшим вариантом для перевозки высшего командования. Вся пятерка автомобилей из первой партии в начале войны отправилась на Московский танкоремонтный завод № 101, где и получила закрытые кузова от ГАЗ М11-73. На самом Горьковском автозаводе к тому моменту уже вовсю изготавливали модификацию ГАЗ-61-73 с такими же практичными цельнометаллическими кузовами. Фактически именно советский газик стал первым в мире люксовым внедорожником, сочетающим утилитарное шасси с комфортом лимузина.

Железный солдат

Железный солдат

Проехавшись в победном 1945-м по Берлину, темно-зеленый ГАЗ-61 вернулся в СССР и вскоре попал в одну из воинских частей. После того как трудягу списали, его купил сотрудник этой части, а со временем машина перешла по наследству его дочери. Еще в конце семидесятых «шестьдесят первый» жил полной жизнью: участвовал в парадах, снимался в фильмах о войне. Но в начале девяностых, на фоне смены эпох, следы героического авто затерялись. Пожалуй, ГАЗ-61, на котором ездил маршал Конев, так и сгинул бы на одной из свалок металлолома, если бы не оказался в руках реставратора Евгения Шаманского. Имея за плечами опыт воссоздания многих советских машин, Шаманский сразу оценил попавший к нему экземпляр и сейчас тратит немало сил, средств и времени на его воссоздание.Как зачищалась сталь«Продавцы вышли на меня через Интернет, так что покупка оказалась -счастливой случайностью», — рассказывает нынешний владелец раритетного ГАЗ-61. В его кабинете — эмблемы старинных автомобилей, их детали, журнальный столик, сделанный из алюминиевого блока V-образной «восьмерки», а на полу — два отреставрированных и демилитаризованных пулемета времен Великой Отечественной войны. «Весомые аргументы для переговоров с партнерами», — в шутку кивает на них бизнесмен и тут же оговаривается: оружие приведено в негодное состояние, так что владение им законно.

Железный солдат

Свою коллекцию автомобилей Евгений начал собирать с грузовика ГАЗ-51. «Я вырос в детдоме, и там у нас был этот газик — водитель частенько катал на нем детвору. Я с детства мечтал: когда вырасту, куплю себе именно такой», — вспоминает Шаманский. Дальше — пошло-поехало. Правда, хобби оказалось не из простых. «Никто не хотел этим заниматься, — сетует Евгений. — К отечественной раритетной технике богатые бизнесмены относились с предубеждением, а старые советские любители просто не могли позволить себе профессионально заниматься реставрацией». Поняв, что и мастеров, которым можно полностью доверить воссоздание уникальной техники, найти не удается, Евгений создал собственную мастерскую, в которой восстанавливает уже не первый автомобиль. «Сейчас мне интересны только редкие машины, так что ГАЗ-61 купил не раздумывая, — говорит бизнесмен. — Насколько мне известно, это единственный сохранившийся «шестьдесят первый», по крайней мере обладание таким раритетом, кроме меня, не может подтвердить ни один коллекционер».

Железный солдат

Состояние, в котором находился купленный образец, было плачевным: кузов почти полностью сгнил, крыша провалилась, да к тому же на машине стоял не родной мотор, а агрегат от более позднего ГАЗ-51. «Внешне оба двигателя почти идентичны — это рядные бензиновые «шестерки». Но разница все же есть: оригинальный 11-й мотор создан по лицензии на двигатель Dodge образца 1928 года, а 51-й двигатель стал дальнейшим и гораздо более массовым развитием этого агрегата», — с видимым удовольствием просвещает нас Евгений. Ведь, по счастью, именно мотор от ГАЗ М-11 на тот момент уже стоял в его гараже: «Когда-то по случаю я купил старый Dodge, на котором, как мне тогда казалось, стоял 51-й мотор. Глаза на то, каким богатством я обладаю, мне открыл коллега-реставратор, который заглянул посмотреть мастерскую». Бывают же невероятные совпадения!

Железный солдат

Имея готовый двигатель нужной модели, Евгений с новыми силами приступил к реставрации. Удивительно, но полноприводное шасси сохранилось неплохо: удалось воссоздать родные раму, мосты и даже редкие для того времени ШРУСы. А вот кузов и тем более салон представляли плачевное зрелище. Специалисты не просто все разобрали буквально до голого металла, но и очистили поверхность кузова пескоструйным методом. Затем аккуратно наварили недостающие детали, а дефекты заплавили оловом. Такая технология правки дефектов кузова, кстати, в свое время применялась на всех советских автозаводах. Из-за этого среди автомобилистов даже прижился миф, что раньше машины в целях антикоррозийной обработки лудили. На самом деле это не так: наличие на кузове олова, напротив, признак дефектов сборки. Зато теперь олово для коллекционеров — показатель высокого уровня реставрации. Мастера, работающие по упрощенной технологии, вместо него используют мастику. Сейчас кузов практически готов, а салон автомобиля еще предстоит воссоздать. Пока нам показывают то, что уже сделано. Вот аутентичная панель приборов грязно-зеленого цвета — именно того, к которому привык маршал Конев. «За годы эксплуатации краска, конечно же, выцвела, поэтому при подборе колера мы сделали на это поправку и выбрали чуть более темный тон», — поясняет коллекционер.В другом помещении — готовый неразрезной передний диван. С его обшивкой тоже пришлось повозиться. Сохранился только небольшой целый кусок материи, но его оказалось достаточно, чтобы установить изначальные цвет и фактуру обивки. Дальше хозяина ГАЗ-61 ждала целая эпопея — поиск подходящих ниток и фабрики, где бы взялись соткать оригинальную ткань. Дело это, по словам реставратора, ой какое непростое: «Подходящие ткацкие станки родом из тридцатых годов прошлого века мы нашли на одной фабрике в Прибалтике. Ее владельцы запросили за работу немалые деньги — меня спасло лишь то обстоятельство, что такой же материал использовался для обивки массовых ГАЗ М-11. Созвонившись с несколькими обладателями таких машин, я уговорил их скинуться и сразу заказать крупную партию ткани».По земле и по воздухуГАЗ-61 окончательно примет прежний облик примерно через пару месяцев — по крайней мере на это рассчитывает его хозяин. «Можете считать это патриотизмом, но мне действительно интересно собирать именно отечественные машины, — объясняет свою страсть Евгений Шаманский. — Хочется доказать людям, что советский автопром выпускал не менее интересные автомобили, чем любой другой». И осторожно делится планами на будущее — собрать у себя несколько военных машин с газогенераторными установками, а потом открыть в Ногинске музей, состоящий из экспонатов его коллекции. Быть может, музей не только автомобильный: своей очереди на реставрацию в мастерской ожидает… авиационный мотор от По-2. «Вот соберу комплект деталей и начну восстановление всего самолета, — любит помечтать Евгений. — А сам тем временем отправлюсь в летную школу. За пять лет, что займет реставрация, летать, думаю, научусь».

//www.itogi.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here