Ликбез по коробкам передач: от «механики» до КПП с двойным сцеплением

401

alt

Многие автолюбители уже знакомы с тем фактом, что эволюция трансмиссий для легковых автомобилей в последнее десятилетие вышла за рамки увеличения передач у механических и классических (гидротрансформаторных) автоматических КПП.Появились роботизированные, вариаторные коробки и, наконец, коробки передач с двумя сцеплениями. В кратких описаниях автомобилей  мы можем встретить массу аббревиатур, обозначающих тип трансмиссии (МКПП, АКП, РКПП, CVT, DSG и др.) но не всегда понимаем, о чем конкретно идет речь. Кроме того, ситуацию с идентификацией типа коробки усложняют фирменные названия коробок. Не углубляясь серьезно в технологии и принципы работы, представляем самые популярные коробки передач и смотрим, на какие модели они устанавливаются.МКПП – механическая коробка переключения передач. Классика. Устанавливается и установлена на большинство автомобилей в мире (от ВАЗ до Mercedes-Benz). Переключение осуществляется водителем путем выключения сцепления соответствующей педалью и включения определенной передачи рычагом КПП. Распространены 5-, 6- и 7-ступенчатые коробки.АКП – автоматическая коробка передач. Тоже классика, но ей уже наступают на пятки современные технологии. Довольно сложная в работе и еще более сложная в ремонте трансмиссия, передачи в которой в зависимости от нагрузки переключаются без участия водителя, которому нужно только поставить селектор переключения передач в положение «вперед» (D), «назад» (R), «нейтраль» (N) или «парковка» (P). Самые распространенные 4-скоростные коробки, но встречаются даже 7-ми скоростные, например, на современных моделях Mercedes-Benz. Из-за зависимости от высокого качества производства и в виду сложности конструкции АКП устанавливают, в основном, ведущие мировые автопроизводители. «Автомат» славится плавностью работы, но провоцирует двигатель на излишнюю прожорливость.РКПП – роботизированная кпп, или «механика» с автоматическим приводом сцепления. Довольно простой вариант трансмиссии. Как следует из определения, от стандартной МКПП «робота» отличает способность самостоятельно переключать передачи. В большинстве моделей с «роботом» предусмотрено и ручное переключение передач. Практически все, у кого есть опыт управления автомобилем с РКПП, сетуют на некоторую заторможенность переключения передач и на скатывание машины под гору при старте в гору, но на современных моделях оба этих недостатка устранены, а экономичность «механики» сохранена. Самые известные автомобили с «роботом» – это Toyota Yaris и Auris, а также Citroen C4 Picasso.Бесступенчатый вариатор, или CVT. Довольно давно подобная трансмиссия устанавливается на мототехнику, но из-за конструктивных и технологических особенностей на автомобили вариаторы устанавливаются недавно. Несмотря на ограничения по весу и скорости транспортного средства, вариаторы прижились на многих моделях: Toyota IQ, Prius и Avensis; Nissan Teana, Qashqai, Murano, X-Trail; Citroen C-crosser; Renault Megan Coupe и Coleos; Mercedes-Benz A- и B-class; Subaru Outback (Lineartronic). В пользу вариаторов говорит их невысокая цена и простота конструкции, однако пользователи, на чьи машины кончилась гарантия, а вариатор вышел из строя, предпочитают ремонту вариатора замену на АКП (чаще после капремонта). Говорят, что это дешевле и менее хлопотно.КПП с двойным сцеплением (DSG (Direktschaltgetriebe) у моделей концерна Volkswagen, PDK (Doppelkupplung) — у Porsche, DCT – у BMW). На сегодняшний день самая перспективная технология. Благодаря применению двойного сцепления, на механической, по сути, КПП коэффициент полезного действия DSG значительно превосходит обычную автоматику с гидротрансформатором. При движении на той или иной передаче следующая автоматически подготовлена к активации. Одно сцепление отвечает за четные передачи, а другое — за нечетные и заднюю. При переключении муфта первого сцепления размыкается, а второго – замыкается. Следовательно, момент переключения не заметен. Согласно официальным данным, по сравнению с МКПП коробка PDK на Porsche сокращает время разгона автомобиля с места до «сотни» на 0,2 с. Кроме того, расход топлива автомобилей, оборудованных такой коробкой, в некоторых случаях может быть даже ниже, чем у моделей с ручной коробкой переключения передач. Самым массовым производителем трансмиссий с двойным сцеплением является концерн Volkswagen: коробки DSG устанавливаются на многие модели VW, Skoda и Audi. Компания BMW опционально устанавливает на большинство моделей 7-ступенчатые трансмиссии с двумя сцеплениями.Минусом КПП с двойным сцеплением является, пожалуй, лишь их цена. Сегодня она, как минимум, вдвое превышает цену стандартной АКП.

Дмитрий Липкин, finamauto.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here