Антиаварийный настрой

461

Антиаварийный настрой

Наверное, у каждого из нас есть знакомые, друзья или родственники, которые постоянно жалуются на то, что «вот опять поставил машину в сервис после аварии». И рассказывают при каждой встрече о все новых и новых своих «подвигах» на дороге. А другим водителям и «похвастаться»-то нечем – ездят который год: ни тебе крупных штрафов, ни тебе аварий. В чем же дело? Неужели карма или злой рок преследуют одних водителей и «милуют» других? А может, есть какая-то связь между количеством совершенных аварий и характером человека, его темпераментом и воспитанием?«Есть водители с неосознанно-агрессивным стилем вождения, – говорит психолог Олег Васильев. – Это могут быть милейшие люди, которые за рулем буквально преображаются. Но агрессия здесь видна только окружающим, водитель в большинстве случаев ее просто не осознает. Логичный вопрос – почему? И следующий: почему агрессивный стиль вождения на наших дорогах столь типичен ? Вообще-то работа с агрессивными чувствами – это довольно частая задача в практике психотерапевта. Все мы агрессируем в силу своей общности с животным миром, созданы мы так, не нам судить – хорошо или плохо. Другое дело, как мы проявляем свою естественную агрессивность. Вот накопили мы за день зло на работе, в различных конфликтах. На дороге вот тоже добавили. А что с этими накопленными чувствами делать дальше? Чаще об этом не задумываются. Действуют неосознанно, срываясь по пустякам на тех, кто не может ответить – на близких, на детях, на животных. А на дороге эта накопленная злость проявляется в агрессивной езде с элементами неуважения к другим участникам движения. Все, что есть в психике человека, обязательно выйдет наружу – проявится в его поведении».Каждый водит машину так, как умеет. Как научили, и как привык. Кто-то осторожничает, а кто-то совершает неоправданные резкие маневры. Некоторые люди, садясь за руль, получают удовольствие от скорости и год от года повышают мастерство вождения, а некоторые даже после 10 лет непрерывного стажа на дороге мало чем отличаются от новичков, настолько неуверенно они ведут машину.Типичная ситуация: на перекрестке горит красный сигнал светофора, водители переднего ряда автомобилей стоят далеко впереди, буквально выезжая на перекресток. Затем они делают резкий рывок и разгон со старта и, обгоняя друг друга, едут на большой скорости 100-300 метров до следующего светофора. Здесь они снова все встречаются, так как светофоры не отрегулированы на такую большую скорость движения потока, а затем делают новый рывок.«Им всем хочется самоутвердиться, а как – не знают, вот и рвут трансмиссию, стартуют так, будто им на хвост наступили, – качает головой профессиональный водитель Александр Тихонов. – Пацанва необстрелянная, красуются друг перед другом, думают, что так они взрослее и круче. О том, что могут сбить замешкавшегося пешехода, скорее всего, и не думают».Статистика – дело неблагодарное, и каждый «исследователь» использует свои критерии оценки, поэтому, не вдаваясь в подробности, отметим, что в общем и целом подростки и молодые водители попадают в аварии чаще. Чем больше опыта, тем меньше шансов наделать ошибок. Да и предвидение ситуации у «рулевых» со стажем несравненно больше.Кроме того, у молодых отмечается обостренное желание соперничества. Это следствие необходимости в утверждении своего «Я». Естественным это является в период формирования личности, то есть примерно с трех лет от роду. А закончиться бы этому периоду желательно с окончанием подросткового возраста, то есть годам к 15. Но, как опять же знает любой разбирающийся в психологии человек, частенько люди не полностью осваивают задачи своего возрастного развития. И тогда они по этому пункту, например, самоутверждению, застревают в том возрасте, задачу которого не освоили. Тогда психологический возраст может различаться с биологическим.Вот и напрашивается вывод: вполне вероятно, что соперничают на дорогах молодежь и так и не повзрослевшие психологические подростки, хотя с виду про этих дядей и тетей не скажешь.Еще один пример – вечно торопящийся и раздраженно сигналящий всем и вся водитель. Он и сам находится в постоянном тревожном состоянии и напряжении и неосознанно передает своими действиями это состояние другим и мне в том числе.«Да, тотальная тревога – бич нашего времени, – соглашается Васильев. – Причин у нее очень много, начиная с тех, которые коренятся еще в раннем детстве и идут из неспокойной обстановки в родительской семье, до сегодняшнего дня, где подгоняют конкуренция, рынок, начальник и тому подобное. Только вот одно наблюдение: самые нетерпеливые и торопливые ездят далеко не на лучших автомашинах. Чаще на действительно дорогих и солидных авто ездят неторопливо. Не помогает, видно, добиться значительного успеха торопливость-то».Психолог в разговоре обратил внимание на то, как много ездит автомобилей с повреждениями кузова. А их тоже можно проанализировать. Очень часто это повреждения боковых частей – крылья, двери. Их интерпретация – проявление все того же подросткового соперничества. Машины с повреждениями по бокам будто толкались друг с другом, не желая уступать. Повреждения передних элементов кузова – это очень похоже на тревожную торопливость владельца данной машины. Ну а повреждения сзади – скорее всего, жертвы тревожно-торопливых.Типичные для наших дорог агрессивный стиль вождения, соперничество, торопливость, ведущие к многочисленным повреждениям и другим последствиям, по мнению аналитика, являются внешними проявлениями таких внутренних психологических черт, как накапливаемая агрессия, психологическая незрелость, повышенная тотальная тревожность. Причем действует это в нас автоматически, в силу выработанной патологической привычки. Но вообще-то водить, как и жить в целом, выгодней осознанно, например, автомобиль сохраннее будет.Стоит добавить, что на дороге есть и люди с позитивным типом мышления и вождения. Они и дорогу уступят, и в соседний ряд с улыбкой пропустят, и об опасности предупредят, моргнув фарами. Великодушие, достоинство, доброта так же свойственные для человека по его природе, как и агрессия, страх и желание преуспеть.Да, в нас естественным образом присутствует все: и то, что мы условно называем негативным, и то, что позитивным. А на дороге все это внутреннее содержание мы проявляем вовне. Мы созданы очень мудро. Кто хочет возразить против этого, пусть попробует создать что-нибудь более совершенное. Поэтому все, что в нас есть, есть в нас не просто так, а для чего-то, и нужно по жизни в определенных ситуациях. Только использовать это можно осознанно и адекватно.Удачи на дорогах.

Рамазан Исламов, 116auto.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here