Конвейерная разборка

299

alt

Лидер
профкома «Форд Мотор Компани» Алексей Этманов посчитал, что добиться
индексации зарплат рабочих можно только путем остановки автозавода

Фото:


Никита Инфантьев / Коммерсантъ

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Российские рабочие грозят Ford новыми убытками.

Прошлый год стал для концерна Ford катастрофическим – его убытки
составили $12,7 млрд, что является рекордом за более чем столетнюю
историю компании. Зато в России 2006 год был для Ford триумфальным:
продажи концерна в прошлом году выросли на 92%, что позволило ему стать
лидером рынка. Однако в России компания может столкнуться с серьезными
проблемами. Профсоюзный комитет «Форд Мотор Компани» объявил вчера о
намерении начать 14 февраля бессрочную забастовку. Недельная забастовка
на «Форд Мотор Компани» в 2005 году уже приводила к дефициту
автомобилей Ford на российском рынке.

В ночь на пятницу завершились сменные собрания
работников ЗАО «Форд Мотор Компани» (ФМК, дочернее предприятие
автоконцерна Ford во Всеволожске Ленинградской области). Работники
завода проголосовали за объявление забастовки в поддержку требований к
администрации принять профсоюзную версию коллективного договора. По
словам председателя профкома Алексея Этманова, на собраниях
присутствовали 1300 человек, что составляет почти 70% коллектива
предприятия. «Голосование показало, что практически единогласно все
присутствующие поддержали предложение о начале забастовки с 14
февраля»,– сообщил господин Этманов. Нынешний трудовой спор возник на
заводе накануне нового года, когда менеджмент ФМК отказался заключать
договор в редакции профсоюзов, которая предусматривала утверждение
стабильного графика работы и индексацию зарплат дважды в год с учетом
инфляции. На прошлой неделе руководство ФМК отказалось создать
примирительную комиссию для урегулирования спора.

«Мы считаем угрозу забастовки не
соответствующей Трудовому кодексу РФ,– сообщила Ъ менеджер по связям с
общественностью ФМК Екатерина Кулиненко.– Тем не менее на следующей
неделе запланирована встреча между администрацией завода и профсоюзами
для продолжения переговоров. В ближайшее время компания проинформирует
сотрудников и о ежегодном пересмотре зарплаты». «Если профлидеры не
обращались к руководству с предложением пройти процедуру трудового
арбитража, который создается в случае уклонения работодателя от участия
в примирительной комиссии, то администрация предприятия будет иметь
право в судебном порядке признать забастовку незаконной,– объяснил Ъ
партнер компании ‘Дювернуа Лигал’ Игорь Гущев.– В этом случае ко всем
ее участникам после вступления в силу решения суда можно будет
применить меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения».

Всеволожский завод Ford стоимостью $200 млн
запущен в июле 2002 года. Выпускает автомобиль класса С Ford Focus с
пятью видами двигателей и двумя вариантами коробки передач. В 2006 году
завод произвел около 60 тыс. автомобилей, а план на этот год
предусматривает 73 тыс. машин.

Первый конфликт между профсоюзами ФМК и
менеджментом компании произошел в сентябре 2005 года. Тогда профсоюз
потребовал увеличить зарплаты работников на 30%. За восемь месяцев
переговоров рабочие провели две забастовки – предупредительную часовую
и недельную «итальянскую». В результате второй акции, по оценкам
профсоюзов, производительность завода снизилась на четверть. За неделю
компания недосчиталась больше 300 машин. И хотя руководство завода
утверждало, что забастовка практически не отразилась на количестве
выпущенных машин, в декабре 2005 года было объявлено, что в январе
2006-го для продажи в России будет поставлено 2 тыс. Ford Focus
европейского производства. Официально в компании это решение объясняли
дефицитом машин российской сборки. Результатом переговоров в апреле
2006 года стало повышение зарплаты на 14-17%.

Если администрация ФМК на этот раз не
предотвратит забастовку, это может повлечь значительные убытки для
предприятия. «Ежедневные потери выручки ‘Форд Мотор Компани’ составят
$3,6 млн,– говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.–
Ford, возможно, придется компенсировать недостаток 240 машин в сутки,
завозя их из Европы». По данным Ъ, Всеволожский завод выпускает до 300
машин в день. При средней розничной стоимости автомобиля у дилеров
$12-20 тыс. каждый день простоя действительно будет стоить предприятию
$3,6-6 млн. «Если на заводе начнется забастовка, существующие
четырехмесячные очереди на доступные модели местной сборки станут еще
длиннее»,– говорит эксперт автомобильного рынка Виталий Новиков.

С такими же проблемами, как Ford, могут
столкнуться и другие мировые автопроизводители, объявившие о планах
строительства своих заводов в России,– Toyota, Nissan, Volkswagen AG,
General Motors. «Иностранные автопроизводства предполагают легкий путь
получения инвесторами прибыли – без учета интересов рабочих,– говорит
председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа ‘Единство’ Петр
Золотарев.– И трудовое законодательство таково, что рабочие не могут
отстаивать достойные условия труда. Зарегистрированная недавно
Ассоциация альтернативных профсоюзных движений автопрома (в нее входит
профком ФМК.–Ъ) намерена эту ситуацию менять».

МАРИЯ Ъ-ШЕВЧЕНКО, Санкт-Петербург;

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН
(с)  www.kommersant.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here