Машины с пробегом стали ценнее новых

912
Юридическая консультация онлайн

На фоне стремительного падения продаж новых машин рынок поддержанных автомобилей, напротив, демонстрирует положительную динамику. В условиях кризиса люди ищут более доступные варианты, склоняясь к покупке машины с пробегом. Толчком к развитию вторичного рынка также послужила отмена двойного НДС при продаже подержанных автомобилей, реализованная полгода назад.

 

Машины с пробегом стали ценнее новых

Напомним,  что с начала 2009 года был отменен двойной НДС при продаже подержанных автомобилей. Ранее государство могло дважды изымать НДС при продаже одного и того же транспортного средства. Первый раз — когда оно сошло с конвейера, второй – при его перепродаже. В результате дилерам, работающим с автомобилями с пробегом, приходилось дополнительно включать 18% в стоимость подержанных машин. Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, теперь этот налог взимается лишь с разницы в стоимости между ценой выкупа и ценой новой продажи. 

Отмена выплаты двойного НДС поспособствовала развитию вторичного рынка и программ trade-in в частности. «Раньше все дилеры ставили автомобиль на комиссию и ждали, когда он будет продан. Теперь мы можем приобретать автомобиль  в собственность и, соответственно, предлагать дополнительные услуги – например, устанавливать на них дополнительное оборудование, предложить программы страхования или гарантию», — рассказывает главный исполнительный директор розничного подразделения Группы компаний «РОЛЬФ» Вардан Даштоян.

Машины с пробегом стали ценнее новых

Так, BlueFish (отдельное направление бизнеса ГК «РОЛЬФ» по покупке и продаже автомобилей с пробегом) в апреле запустил программу «Вернем деньги», предполагающая возможность возврата автомобиля клиентом. Кроме того, начиная с июля, на всех площадках BlueFish действует специальное предложение по страхованию — 8,5%, что является очень выгодным условием для вторичного рынка на сегодняшний день. 

Официальные дилеры стали принимать автомобили на более интересных для клиентов условиях. «Для продажи или покупки автомобилей с пробегом клиенты раньше выбирали  официальный салон, в основном, потому что только салон гарантирует качество сделки с юридической точки зрения и техническое состояние автомобиля. Теперь же к этим существенным выгодам добавилась еще одна: при продаже авто клиент может получить цену, сопоставимую с ценой у частника», — отмечает Дмитрий Голденков, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом компании «Автофорум».

 Машины с пробегом стали ценнее новых

Объем продаж по программе trade-in в I полугодии 2009 г. вырос значительно, говорят эксперты. За прошедшие 6 месяцев через опрошенные дилерские центры было реализовано в среднем на 40-50% больше машин с пробегом, чем за аналогичный период 2008 г. Дмитрий Голденков: «Перспективы роста самые обнадеживающие. Если раньше отделы продаж автомобилей с пробегом в салонах официальных дилеров были скорее дополнением к продажам новых машин, то сейчас они набирают обороты и во многом способствуют поддержанию спроса на новые авто».

Как рассказал руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом компании Aurore Auto СергейСолощев, за I полугодие 2009 г. его автосалоном выкуплено более 200 автомобилей и примерно такое же количество продано. При этом, по его словам, крайне редко принятый автомобиль стоит на площадке более 3 недель. В автоцентре «Автофорум» сообщили, что за последние 1,5 года приняли на реализацию порядка 360 автомобилей, из них 85% было выкуплено.

Машины с пробегом стали ценнее новых

Что частнику плохо, то «официалу» хорошо

Доля частных сделок на сегодняшний день преобладает, но становится заметно увеличение объема продаж через автосалоны. «Эта тенденция связана с активным развитием автомобильного рынка в предыдущие 5 лет. Клиенты обладают высокой лояльностью к дилерскому центру, в котором была совершена покупка, и производилось сервисное обслуживание. Поэтому здесь же предпочитают пользоваться услугой trade-in, — размышляет Дмитрий Тимофеев, руководитель направления trade-in Группы компаний «Мега-Авто». — Развитие же частного рынка ограничивают высокие пошлины».

Так, с января этого года правительство повысило пошлины на ввоз новых и подержанных иномарок, которые привели к удорожанию автомобилей на 20-30 процентов. Мера, которая изначально анонсировалась как временная, впоследствии была объявлена бессрочной. Как подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат», импорт подержанных автомобилей в I полугодии 2009 г. упал почти в 20 раз. В Россию было ввезено менее 10 тыс. машин юридическими лицами. Данных по физическим лицам нет. На днях, российские власти поставили еще один заслон подержанным иномаркам. Теперь при ввозе таких машин придется проходить фитосанитарный контроль.

Машины с пробегом стали ценнее новых

Стоит отметить, что доля импорта уменьшалась последние годы. Если в 2002 году она составляла 78,2% рынка автомобилей с пробегом, то в 2005 году снизилась до 25%, а по итогам 2008 года составила порядка 11%. Заградительные пошлины, введенные в январе 2009 г., минимизируют долю импортируемых машин с пробегом. По оценкам экспертов, объем вторичного рынка в Санкт-Петербурге составил порядка 20% от общего объема продаж автомобилей, что примерно на 5% больше по сравнению с 2007 годом. Всего объем рынка поддержанных автомобилей во второй столице в 2008 году составил 80-90 тыс. машин.

На данный момент примерно 10-15% автомобилей с пробегом реализуются через официальные автосалоны. «Через год-полтора этот процент может вырасти до 25-30, — прогнозирует Сергей Солощев. — Ведь главное преимущество автосалона перед частными лицами – это цивилизованный подход к сделке. Покупая или продавая автомобиль в специализированных центрах, клиент уверен в надежности и юридической чистоте сделки. Каждый продаваемый автомобиль проходит не только техническую проверку, но также и проверку на юридическую чистоту».

Какие «бэушные» автомобили нынче в моде?

Машины с пробегом стали ценнее новых

По словам начальника отдела продаж «Лексус-Приморский» Елены Бесединой, сегодня на рынке подержанных автомобилей наблюдается два параллельных явления. С одной стороны, активный процесс продажи-покупки автомобилей в ценовом диапазоне до 600 тыс. руб. происходит на том же уровне, что и в докризисное время. Вместе с тем, сегмент дорогих подержанных автомобилей (от 1 млн руб.) демонстрирует явное замедление темпов.

«В начале 2009 года в связи с ростом таможенных пошлин на ввоз новых иномарок у многих возникли ожидания того, что рынок подержанных автомобилей в общей массе подрастет в стоимости, привязываясь к новым расчетным ценам. Делались ставки на то, что во время кризиса произойдет переориентация покупателей на вторичный рынок», — вспоминает Елена Беседина. Однако приостановление многими банками кредитных программ для поддержанных автомобилей, изменение процентных ставок, общая вялость спроса и пассивность покупателей внесли свои коррективы в тенденции  развития вторичного рынка дорогих автомобилей. «Сегодня здесь наблюдается тишина. Тишина, какая бывает в часы палящего полуденного солнца в пыльном, скрипучем мексиканском баре», — приводит сравнение г-жа Беседина.

Машины с пробегом стали ценнее новых

Среди прочих тенденций участники рынка выделяют рост числа автомобилей с пробегом, приобретенных в кредит. «Относительно недавно появились две новые категории покупателей – одни меняют свой дорогой автомобиль с пробегом на более дешевый (например, японский кроссовер на корейский). Вторые до кризиса непременно купили бы новый автомобиль, но вынуждены переориентироваться на подержанный из-за недоступности автокредитов», — добавляет Вардан Даштоян. Дмитрий Тимофеев отмечает, что у людей не пропала потребность в приобретении автомобиля, но в связи с кризисной ситуацией, они ищут более доступные варианты, каким является автомобиль с пробегом. По его словам, на данный момент это более рациональное вложение средств.

Парк подержанных автомобилей молодел последние годы за счет бурного роста рынка новых автомобилей. По словам Сергея Солощева, рынок поддержанных машин в возрасте 1-2 года подвержен существенному изменению, так как на рынке новых автомобилей постоянно меняются спецпредложения, акции на машины 2008-2009 модельного года. Спрос же на автомобили старше 2-3 лет более стабилен, поскольку предложения уже не конкурируют с рынком новых автомобилей. Между тем, изменились доли рынка автомобилей по странам происхождения. Если ранее на рынке подержанных машин преобладали немецкие автомобили возрастом более 8 лет, то теперь превалируют более молодые машины американского, корейского, японского происхождения, отмечают участники рынка.

Машины с пробегом стали ценнее новых

Некоторые эксперты говорят о возможном дефиците автомобилей с пробегом. По мнению Вардана Даштояна, в 2009 году этого ожидать не стоит: «И введение заградительных пошлин на это никак не влияет — из-за малой доли импорта. Сегодня рынок формируется за счет внутренних продаж». По итогам 2008 года его объем составил порядка 2,9 млн автомобилей. В этом году на рынок могут выйти автомобили, проданные как новые 3 года назад, а это еще порядка миллиона штук, оценивает Вардан Даштоян.

Дмитрий Бардачев, 110km.ru

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here