Буржуины почтили память Совка

545

Американский автопортал Jalopnik.com занёс автомобиль «Запорожец» в список непреходящих ценностей советской эпохи, опубликовав заметку и снимок мотора МеМЗ в разделе «Engine Of The Day» («Двигатель дня»).

alt

Видимо, главным обстоятельством, повлиявшим на выбор редакции, стал Первомай, отмечавшийся в СССР, пожалуй, с не меньшим пиететом, чем 7 ноября – во всяком случае рядовые совграждане любили этот тёплый солнечный праздник больше, чем холодные (а бывало и дождливые, и даже морозные) годовщины Великой Октябрьской революции.Дефицит фактуры американцы компенсировали оформлением заметки, сопроводив крохотный текст и одну-единственную картинку проржавевшего МеМЗа видеороликом с выступлением экс-Государственного хора Советской Армии, исполняющего гимн Советского Союза, причём предложив посетителям врубить звук на полную :)Ну что ж, как экс-советский человек, первым автомобилем которого был легендарный «горбатый» ЗАЗ 965, оснащённый, соответственно, двигателем МеМЗ 965, я могу просветить американцев куда лучше, нежели Jalopnik.com (хотя и благодарен ему за напоминание, вызвавшее лёгкий приступ ностальгии).Итак, оглядываясь на много лет назад и сравнивая весь модельный ряд ЗАЗ, по 968-й включительно, с зарубежными аналогами той поры, могу с чистой душой признать: и машина, и движок были самыми что ни на есть дерьмовыми. Однако, поскольку в то время сравнивать было по сути не с чем – МеМЗ являлся единственным в СССР автомобильным мотором с воздушным охлаждением, ближайшие аналоги выпускались в ЧССР («Татра») и ГДР («Трабант»), – то оставалось просто радоваться, что у тебя есть хотя бы это «не роскошь, а средство передвижения».Мы и радовались. И ездили. И матерились. И чинили. И снова ездили…Правда, был в моей автобиографии период, когда, устав от МеМЗовых капризов и вечных недомоганий, мы с помощью моего друга-Самоделкина заменили его на замечательный 45-сильный движок водяного охлаждения фирмы «Шкода», устанавливавшийся в ту пору на грузовиках-рефрижераторах и приводивший в действие их холодильные агрегаты.С тех пор я заметно разлюбил всё, что связано с аббревиатурой ЗАЗ, но взамен искренне полюбил всё, что связано со словом «Шкода». Вот, собственно, и вся воскресная история…

© Вадим Михайлов, www.bazar-auto.ru

alt

alt

alt

alt

alt

Примечание. На втором сверху снимке Fiat 600 – концептуальный донор «горбатого», у которого советские автостроители традиционно стырили и дизайн, и большинство конструктивных элементов «начинки».

Основные характеристики семейства силовых установок воздушного охлаждения, выпускавшихся Мелитопольским моторным заводом в 1960-1996-х г.г.

Двигатель

1) МеМЗ- 965

2) МеМЗ- 966

3) МеМЗ- 966А МеМЗ- 966В* МеМЗ- 967/969**

4) МеМЗ- 966Г

 

Годы выпуска

1960- 1964(?)

1962- 66

1966-1979г.г. (МеМЗ-969-до 1975 г).

 1979-1996(?)

Диаметр цилиндра/ ход поршня   (мм)

  66х54,5

  72х54,5

  72х54,5

  72х54,5

Cтепень сжатия

 6,5

 6,5

 6,5

 6,5

Рабочий Объем л.

 0,746

0,887

0,887

0,887

Макс. Мощность л,с. При об/мин

 23  4000

 27  4000

 30 27* 4200

 28  4200

Макс. Крутящий момент Кгс.м (при частоте вращ. Об/мин.)

  4,5 2200/ 2500

  5,1 2800

  5,3 2800

  5,2 2800

Топливо Удельный расход г/э.л.с/час

 А-72,76 260

 

А-72,76  260

А-72,76  245

 А-76  245

Система охлаждения

Воздуш. На отсос

Возд. На отсос.

  966 -967 отсос 969-нагнета- тельная.

Возд. Нагнет.

 

Возд. фильтр

Инерц. масля-ый

Инерц-масл.

Инерц-масл.

Инерц-масл.

Карбюратор

 К-100 К-123

К123А

 К-125 К-127

 К-133А

Катушка зажигания

 Б-1

 Б-1

Б-1

Б-1

Прерыватель-Распределитель

Р-35-В

Р-35В, Р-114

Р-114

Р-114

Генератор тип Мощьность Вт.

 Г-114    160

Г114, Г-501

Г501    250

 Г-502    350

Свечи зажиг.

 А75У

А6УС

А6УС

А-11Н

Стартер. тип. Мощность л,с.

Ст-114М   0,6

Ст-351  0,6

Ст-351Б   0,6

 Ст-366  0,9

КПП

 

МеМЗ-965 (4ст)

МеМЗ-966(4ст)

МеМЗ-966А(4) МеМЗ 969(4+1ст)

МеМЗ-966В

Применялся на автомобиле

ЗАЗ-965 60-63 гг.

ЗАЗ-965А 62-66г.г.

ЗАЗ-965А 66-69 г,в. ЗАЗ-966В ЗАЗ-968 ЗАЗ-969, ТПК

 ЗАЗ-968М-005

Двигатель

5) МеМЗ- 968* МеМЗ- 967А**

 

6) МеМЗ-968А МеМЗ-967(Б М?)***

7) МеМЗ-968Э/Н МеМЗ-969А

8) МеМЗ-968БЭ

9) МеМЗ-968ГЭ

Годы выпуска

 1968-1974(?)

 1972-73

74-82/ 83-96

1982-83

82-83

Диаметр цилиндра/ ход поршня  (мм)

  76х66

  76х66

  76х66

  76х66

  76х66

Cтепень сжатия

 7,2

 8,4

 7,2

 8,4

 7,2

Рабочий Объем л.

1,197

1,197

1,197

1,197

1,197

Макс. Мощность л,с. При об/мин

 43* 37** 4200

  45   4400

   41   40* 4200

 50  4500

 45  4400

Макс. Крутящий момент Кгс.м (при частоте вращ. Об/мин.)

  7,6 2700

  8,0 3400

  7,6 2700

  8.3 3600

  7,8 3500

Топливо Удельный расход г/э.л.с/час

А-76  228

А-92  215 

 

А-76  223

А –92  215

 

А-76  230

Система охлаждения

Возд. На отсос

Возд.-нагн.

Возд. Нагн.

Возд. Нагн.

Возд. Нагн.

Возд. фильтр

Инерц-масл.

Инерц-масл.

Инерц-масл.

сухой

сухой

Карбюратор

К125Б

К-125Б/ К-127

К-127 /К133*

ДААЗ 2101-20

ДААЗ 2101-20

Катушка зажигания

Б-115

Б-115

Б-115

Б-115

Б-115

Прерыватель-Распределитель

Р-114Б

Р-114Б

Р-114Б

Р-114Б

Р-114Б

Генератор тип Мощьность Вт.

Г-502  350

Г-502    350

  Г-502    350

Г-502    350

Г-502  350

Свечи зажиг.

А-23

 А-17

А-23

А-17

А-23

Стартер. тип. Мощность л,с.

Ст-354  0,6

Ст354- 368

Ст-368  1,1

Ст-368  1,1

Ст-368  1.1

КПП

 

 МеМЗ-968(4ст.) МеМЗ-969А (4+1ст)

МеМЗ-968(4ст.)

МеМЗ-968 МеМЗ-969(4+1)

МеМЗ-968(4)

МеМЗ-968(4)

Применялся на автомобиле

ЗАЗ-966 ЗАЗ-968 ЛуАЗ-967** ЛУАЗ-969А

ЗАЗ-968АЭ

ЗАЗ-968 ЗАЗ-968А ЗАЗ-968М-003

ЗАЗ-968М

ЗАЗ-968М

Примечания: В таблицу не включен силовой агрегат УД-25 разработанный для передвижных электростанций и представляющий собой половинку мотора МеМЗ-966(мощность 8 л,с при постоянных оборотах 3000 об/мин). Этот двигатель создан на базе сконструированного в 1962 году в НАМИ двигателя для двухместного автомобиля СМЗ-НАМИ-086 ( 0,497 л. –15 л, с. при 4000 об/мин.)

По столбцам таблицы:

3-й

* — Мощность двигателя МеМЗ-966В в разных источниках обозначается в 30 или 27 л,с. Так как этот мо- тор не отличается от МеМЗ-966А ничем кроме карбюратора (в поздних сериях) и работающей в паре с ним коробки передач, можно отнести снижение показателя на более экологически чистый карбюратор К-127, а так же желание завода указывать в документации гарантированную мощность мотора.

** Двигатель МеМЗ-967А работающий в тяжелых условиях по нагрузке и герметичности моторного отсе- ка был оснащен дополнительным маслорадиатором с принудительным охлаждением, и системой воздушного охлаждения работающей на отсос

4-й

* Меньшую по сравнению с МеМЗ-966А мощность МеМЗ-966Г можно объяснить введением в 1978-80-х годах нового стандарта измерения мощности силовых установок, а так же использованием «придушенного» карбюратора К-133

5-й и 6-й

* — Различия в мощности по модификациям двигателя МеМЗ-968 в 43, 41 и 40 л,с объясняются применением разных карбюраторов, других стандартов измерений а так же возможным изменением «маркетинговой политики» завод

** Мощность двигателя МеМЗ-967А указывается 37л, с. в то время как у аналогичного ему МеМЗ-969А 40-41 л.с. Возможно различие связано с наличием дополнительных приводов лебедки и водяного насоса или различием в стандартах замера мощности у армейских и гражданских автомобилей.

***Заводское обозначение двигателя МеМЗ-967 рассчитанного под 93-й бензин не установлено.

7-й

* Базовые двигатели МеМЗ-968Э и МеМЗ-968Н различаются карбюраторами (К-127/К-133)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here