Антисервис

169

Фото: ИТАР-ТАСС

«Газета.Ru» получает все больше писем от читателей, недовольных обслуживанием дилерских автосервисов. Люди платят большие деньги, чтобы ездить на новом автомобиле и забыть про «совковый» сервис, но в результате они оказываются заложниками гарантийного сервиса и собственной страховой компании.

В последнее время желающие стать автомобилистами все чаще выбирают не секонд-хенд, а новенькие автомобили из дилерских центров. Основной аргумент – простота покупки в кредит и отсутствие проблем с обслуживанием. Если машина ломается – ее ремонтируют по гарантии, разбитую в ДТП – неважно, кто виновник, – чинят по каско. Однако на деле люди сталкиваются с завышенными ценами на ТО и некачественным ремонтом.

Дмитрий Аленушкин в сентябре 2006 года разбил купленный месяц назад в кредит новый Honda Civic. По каско машину забрали на ремонт в авторизованный сервис «Аояма Моторс». А там она застряла на 4 месяца. Все это время автовладелец ездил на метро и ежемесячно выплачивал $800 кредита за автомобиль и еще 3600 рублей за полис каско. На все его вопросы, когда же ему наконец вернут машину, сотрудники сервиса отвечали, что на складе нет необходимых запчастей и их нужно ждать из-за границы. В результате после звонков генеральному директору «Аояма Моторс» автомобиль вернули, но с недоделками. «Когда мне отдавали машину, мне сказали: вот у вас между правым колесом и крылом на 4 пальца зазор, а между левым и крылом на все 6. Знаете, почему? Потому что мы ось вам не поменяли, а старая у вас гнутая. Когда придет – поменяем. Будьте готовы – вас немного будет вправо тянуть, и поосторожнее на скользкой дороге», – рассказал Аленушкин.

По словам адвоката Алексея Гурова, если автомобиль застрял на сервисе на несколько месяцев, потребовать ускорить ремонт можно на основании «Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам».

В положении установлены сроки проведения ремонтных работ для автосервисов (например, капитальный ремонт двигателя должен занимать не более двух дней, а наружная окраска кузова со снятием старой краски – 15 дней). Если это не поможет, то Гуров советует требовать возмещения ущерба, вызванного задержкой при ремонте: «В ч. 1 статьи 28 закона «О защите прав потребителей» сказано, что «Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги)». Этим правом вполне можно воспользоваться, в том числе и через суд. Причем ущерб вычисляется из расчета 3% от стоимости ремонта за каждые лишние сутки в автосервисе», объяснил адвокат.

Павел Евсюков столкнулся с некачественным гарантийным ремонтом. В июле 2006 года в московском дилерском центре «Мейджор-кар» он купил новый «Форд Мондео». Проехав 157 километров, машина стоимостью $33,5 тыс. встала – сразу после запуска двигатель глох. Евсюков расстроился, но не очень сильно: машина была на гарантии, а следовательно, никаких проблем с ремонтом он не предвидел. Из дилерского сервиса, куда на эвакуаторе был отвезен «Мондео», Евсюкову позвонили через четыре дня и сказали, что неисправные детали в двигателе заменили и машину можно забирать.

Однако, забрав машину после ремонта, Евсюков обнаружил, что починить автомобиль на сервисе не удалось – из трубы валил черный дым, расход бензина увеличился с обещанных в инструкции 8 л/100 км до 16, и двигатель перестал запускаться с первого раза.

Второй ремонт тоже не помог – после него двигатель начал есть масло и расход бензина увеличился до 20 л/100 км. Теперь Евсюков через суд пытается добиться проведения независимой технической экспертизы и замены неисправного автомобиля. При этом уже полгода он ездит на метро, новенький «Мондео» с кожаным салоном стоит во дворе «на приколе».

Как рассказал юрист коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов, качественного и быстрого гарантийного ремонта автомобилист вправе требовать по закону «О защите прав потребителей». «В части 1-й статьи 20 закона четко сказано, что недостатки должны устраняться «незамедлительно». По этому, если машину не починили в разумные сроки – несколько дней, максимум неделю, покупатель вправе сначала потребовать свой автомобиль в исправном виде по-хорошему. А если его претензия не будет удовлетворена, то и через суд, – советует Бибиков. – Никакие оправдания, что якобы на складе нет запчастей или заболел электрик, не работают. Это проблемы автосервиса».

Дилеры часто пренебрегают своими клиентами, потому что не видят смысла в борьбе за них, считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

«Скорее всего, автомобильные компании отказываются удовлетворять обоснованные претензии покупателей, не боясь, что им испортят репутацию, из-за низкой конкуренции на рынке новых иномарок. Это не бытовая техника и не мобильные телефоны. За автомобилями «Форд» очередь на несколько месяцев. Маркетологи, вероятно, считают, что выгода, которую извлечет компания, не выполняя закон о защите прав потребителей, гораздо больше, чем негативный резонанс в СМИ. Их автомобили все равно будут покупать», – уверен эксперт.

По словам экспертов то, что сервис принадлежит дилеру уважаемой мировой автокомпании, не гарантирует даже защиты от «развода». Адвокат Гурин советует остерегаться махинаций с бумагами и внимательно читать заявку-наряд, которая подписывается при сдаче автомобиля в сервис: «Например, если в заявке-наряде не заполнить поле про состояние лако-красочного покрытия, то, если автомобиль случайно «стукнут» на сервисе, мастер сможет вписать туда эти повреждения, и потом уже не докажешь, что автомобиль приехал на сервис целый. А это поле на сервисе могут легко не заполнить, если вы сдаете машину ночью и очень грязную. Все незаполненные поля в заявке-наряде надо обязательно зачеркивать», – советует Гурин.

Кроме того, сервисмены нередко требуют плату за диагностику и гарантийный ремонт с автомобилистов.

Семен Кваша оплатил очередное ТО своего Suzuki Jimny в «СТ-Моторс» – 26 000 рублей. Отдавая машину мастеру, он попросил посмотреть, почему не работают задние колонки, и ему тут же велели доплатить еще 350 рублей за диагностику. Получив деньги и осмотрев машину, техник заявил: «Диагностика аудиосистемы показала, что у вас нет задних колонок».

В Москве несколько сервисных центров создали Ассоциацию предприятий технического обслуживания, чтобы бороться с такими ситуациями. При ассоциации есть телефон «горячей линии» по качеству ремонта – 739-15-92. «Получив жалобу, сервис начинает проверять районная префектура. При этом, естественно, сначала устанавливается, насколько законно он работает. Проверяются документы о госприемке сервиса в эксплуатацию, земельно-правовые отношения, отчетность, а затем уже и собственно жалоба. По результатам проверки пострадавшему даются рекомендации», – рассказал исполнительный директор ассоциации Игорь Пономарев. Адвокаты подтверждают, что такие тщательные проверки очень хорошо помогают. «Часто после них сервисы решают удовлетворить претензии пострадавших автомобилистов», – рассказал Гуров.

Текст: Артем Бетев. Фото: ИТАР-ТАСС.
(с) www.gazeta.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here