Автопром получил беспрецедентную госпомощь

510

Автопром получил беспрецедентную госпомощьБорьба с кризисом вступила в новую фазу. Если раньше правительство ставило себе в заслугу спасение банков и социально безопасную девальвацию рубля, то вчера был поддержан автопром, а это едва ли не самое узкое место реального сектора: его неплатежи ставят под угрозу целый спектр отраслей-поставщиков.

Потребовался визит в Тольятти премьера Владимира Путина, которого сопровождали вице-премьер Игорь Сечин, министры промышленности и торговли Виктор Христенко и экономического развития Эльвира Набиуллина, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, руководители российских автомобилестроительных компаний, а также Renault.

АвтоВАЗ получил беспрецедентный пакет госпомощи: ссуду 25 млрд рублей через дополнительный госвклад в «Ростехнологии» с возможностью конвертации в акции АвтоВАЗа, что позволит решить приоритетную долговую проблему, а это, как считает Владимир Путин, даст возможность привлечь средства госбанков на 90 млрд рублей. Тогда на повестке дня появится новая модельная линейка. Получили госпомощь также ГАЗ, КамАЗ, Sollers и ЗИЛ. Рынок отреагировал тут же: вчера акции АвтоВАЗа выросли на 39,6%, после чего торги были остановлены до конца дня.

Расшивка долгов

Вчера премьер Владимир Путин заявил о принятии решения о поддержке отечественного автопрома. Крупнейшему отечественному автопроизводителю фактически из бюджета будет предоставлено финансирование в размере 25 млрд рублей. Как пояснил корреспонденту «Газеты» глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, из бюджета в уставный капитал «Ростехнологий» будут внесены 25 млрд рублей. После этого они в качестве беспроцентной ссуды будут предоставлены АвтоВАЗу. При этом речь не идет о допэмиссии акций предприятия. Как пояснил корреспонденту «Газеты» высокопоставленный источник, вчера Владимир Путин встречался с акционерами АвтоВАЗа, и было решено оставить дальнейшую судьбу средств на их рассмотрение. Как он пояснил корреспонденту «Газеты» после совещания по поддержке автомобильной промышленности, которое Путин провел вчера на АвтоВАЗе, к рассмотрению данного решения акционеры могут вернуться через год, а в данный момент о допэмиссии речь не идет.

Против допэмиссии уже высказывались Renault и миноритарные акционеры. Кроме того, правительство приняло решение реструктурировать старые налоговые долги предприятия. Задолженность перед федеральным бюджетом АвтоВАЗ выплатит не с 2009 по 2015 год, а с 2011 по 2017 год. По словам Путина, экономия для предприятия составит 1,5 млрд рублей. Таким образом, правительство полностью удовлетворило просьбу АвтоВАЗа о выделении ему госпомощи в размере 26,5 млрд рублей (эта сумма складывается из 14,5 млрд рублей долгов поставщикам за 2008—2009 годы, еще 12 млрд рублей пойдут, по словам Сергея Чемезова, на поддержание текущей деятельности. Общий долг АвтоВАЗа составляет 44 млрд рублей, из которых 17 млрд нужно погасить в конце мая — начале июня). Как заявил Владимир Путин, документ о предоставлении ссуды необходимо подписать до конца апреля, самое позднее — до 10 мая.

Кроме того, у АвтоВАЗа есть договоренности со Сбербанком и ВТБ о предоставлении кредита на 8 млрд рублей на реструктуризацию долгов, которые необходимо выплатить в конце весны — начале лета. Поручителем по кредиту выступят «Ростехнологии».

Новые инвестиции

После выделения ссуды от «Ростехнологий» в размере 25 млрд рублей АвтоВАЗ планирует получить от госбанков (Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка) 90 млрд рублей на реализацию инвестпрограмм. В частности, для обновления модельного ряда предприятия на платформе Renault. Как заявил высокопоставленный источник в АвтоВАЗе, соглашение о выделении средств будет подписано до 10 апреля. На какой срок и в какой форме будут предоставлены средства, пока не ясно.

Как пояснил Борис Алешин, не исключено, что большая часть средств будет получена за счет выпуска инфраструктурных облигаций АвтоВАЗа подобно тому, как это делает РЖД. В случае выпуска облигаций АвтоВАЗ сможет воспользоваться механизмом субсидирования купонного дохода по ним. Вчера именно такой механизм предложил на совещании министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Из федерального бюджета он предлагает субсидировать две трети выплат купонного дохода по облигациям на техническое перевооружение предприятия.

Одновременно, по словам Виктора Христенко, решено не использовать механизм предоставления госгарантий по кредиту АвтоВАЗу на 10 млрд рублей, поскольку это в три-четыре раза увеличит стоимость обслуживания кредита даже с учетом субсидирования.

Владимир Путин выбрал «Ниву»

Как заявил глава АвтоВАЗа Борис Алешин, предприятие готово и само помочь себе. На заводе разработана антикризисная программа экономии, которая предполагает снижение затрат на 19 млрд рублей.

Корреспондент «Газеты» выяснил, что речь идет об экономии в течение года, причем приоритетная мера заключается, например, в остановке выпуска Lada Kalina в кузове седан, поскольку автомобиль пользуется меньшим спросом, чем в кузове хетчбэк и универсал. Эти модели, как и Lada Priora, а также перспективные модели Lada Priora Coupe и Sport были продемонстрированы Владимиру Путину. Однако когда премьер общался с рабочими завода, то на вопрос, какую бы машину производства АвтоВАЗ он выбрал для себя, то ответил так: «Ниву». У меня есть. Скоро оформлю».

13,6 млрд рублей на троих

Вчерашнее совещание в Тольятти может стать поворотной точкой и для других российских автопроизводителей. По словам премьера, на помощь в виде госгарантий в объеме более 4 млрд рублей на реструктуризацию задолженности может рассчитывать группа ГАЗ Олега Дерипаски. «Считаю возможным предоставить необходимый объем государственных гарантий — это чуть больше 4 млрд рублей — для того, чтобы полностью реструктурировать задолженность ГАЗа перед кредиторами», — сказал он. Также, по его словам, возможно решить проблему, связанную с возвратом переплаченной группой ГАЗ суммы налогов в размере 2 млрд рублей. Кроме того, будут увеличены и госзакупки. «Общий объем закупок где-то и будет примерно 9 млрд рублей», — сказал премьер. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко сообщил, что у группы ГАЗ сложная структура обязательств по займам, и сейчас ведется выработка условий общей реструктуризации долга перед всеми кредиторами компании. Процесс обоснования с юридической и финансовой стороны реструктуризации долгов группы ГАЗ завершится до 7 апреля. Христенко отметил, что ключевая роль в решении проблемы — за акционерами компании. Ранее сообщалось, что общий долг группы ГАЗ составляет 44,8 млрд рублей.

Глава КамАЗа Сергей Когогин попросил правительство выделить 10 млрд рублей на завершение уже начатых инвестиционных проектов. «Нам сегодня нужно 10 млрд рублей на поддержание двух инвестпроектов, которые у нас уже есть: два проекта по компонентам и два проекта — по новому модельному ряду», — сказал Когогин. По его словам, один проект по новому модельному ряду разрабатывается совместно с силовыми структурами и для силовых структур. Этот проект уже начал финансироваться за счет собственных средств КамАЗа. Российский премьер заявил, что размер госгарантий под инвестиционные программы, которые будут предоставлены КамАЗу, составит 4,6 млрд рублей.

Также за финансовой помощью обратился и генеральный директор компании Sollers Вадим Швецов. Он просит у правительства предоставить госгарантии по облигациям на общую сумму 5 млрд рублей. Госгарантии позволят компании реализовать проект создания автосборочного предприятия на Дальнем Востоке. Напомним, что Sollers и власти Приморья договорились о том, что в регионе будет создано автосборочное производство коммерческой техники: грузовиков, микроавтобусов, а также внедорожников. «С учетом ситуации в отечественном автопроме наши бумаги не будут пользоваться спросом, и мы не сможем их разместить. Поэтому мы просим наш долг поддержать и предоставить госгарантии на 5 млрд рублей. Тогда нам хватит средств на строительство предприятия на Дальнем Востоке и повышение уровня локализации по этим проектам», — сказал Швецов. Как заявил Виктор Христенко, реализация таких проектов возможна с использованием нового инфраструктурного облигационного займа.

Владимир Путин пообещал компании удовлетворить просьбу и выдать Sollers 5 млрд рублей на гарантии под инвестиционные программы. 

КАК АВТОПРОМУ ПРАВИЛЬНО РАСПОРЯДИТЬСЯ БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЙ ГОСПОМОЩЬЮ?

СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ, научный руководитель Национального института развития, академик РАН, доктор экономических наук

Надо поставить задачу — создать лучший в мире автомобиль (хотя бы в каком-то одном классе) — и начать ее решать, как это делают китайцы. Все в мире используют новые технологии, вот и нам нужно это делать. Я думаю, что нам это по силам. Ведь есть же множество интересных проектов, начиная от стандартных автомобилей и заканчивая электромобилями с использованием технологий лунохода. Все это уже находится в опытных образцах, так что надо не пытаться латать дыры, а сразу брать курс на технику нового поколения.

ВИКТОР ГЛУХИХ, член комитета Совета федерации по промышленной политике, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей

Во-первых, нужно, чтобы в работу обязательно включились смежники, потому что основная проблема производства автопрома — это, конечно, они. То есть те предприятия, которые поставляют комплектующие. К тому же перед ними очень большие долги.Во-вторых, обязательно должен быть решен вопрос качества. То есть, безусловно, нужен четкий входной и выходной контроль. Можно сказать, что поднять сегодня качество выпускаемой продукции на уровень того же Ford, который выпускается у нас, и есть главная задача. Ведь отношение к нашим машинам у потребителя на порядок ниже, чем к тому же Ford.И, в-третьих, нужно решать вопрос будущих научных заделов, которые сегодня у заводов вместе с иностранными производителями уже есть. То есть должна быть безусловная поддержка научно-технической части предприятий.

АЛЕКСАНДР ШИТОВ, зампред комитета ТПП РФ по промышленному развитию

Дело-то не в автопроме как таковом. Нельзя же рассматривать по отдельности то, что вот если выделили некие средства автопрому, или, скажем, «Русалу», или «Норильскому никелю» и так далее, то сразу появятся какие-то особенности. Дело как раз не в особенностях, а в логике распределения полученных средств с учетом поставленных интересов государства. Просто нелепо рассуждать, что вот, дескать, мне выделены средства от какого-то там государства. Потому что государство, выделяя средства, всегда преследует свои цели: образно говоря, чтобы данный человек был ему полезен, эффективно работал и не ломал голову над тем, какая у него зарплата и какой уровень жизни. Кстати, уровень жизни должен быть нормальным.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации

Во-первых, госпомощь сама по себе выделяется не очень рационально, потому что самое простое и надежное — это все-таки госзаказ. И он как раз не так велик, а деньги в автопром в основном направляются через разного рода финансовые инструменты, которые, к сожалению, не стимулируют производство.

Во-вторых, автопром не принуждается к технологическому прогрессу. Скажем, на АвтоВАЗе есть такой цех, где производятся некие пластиковые детальки, которые очень быстро портятся и поэтому нуждаются в постоянном обновлении. Можно сказать, что это просто золотой цех, но даже в нем сегодня возникли производственные проблемы.

И еще. Не секрет, что предполагается помогать всему автопрому без его разделения на заводы, производящие автомобили из наших комплектующих и действительно оказывающие мультипликативное воздействие на экономику (как написано в антикризисной программе правительства), и на заводы с отверточной сборкой, то есть оказывающие такое же воздействие уже на наших конкурентов. По-моему, это нерационально и с общественной точки зрения.

Беда нашего автопрома зашла так далеко, что тут может быть недостаточно чисто экономических мер, нужны еще и административные. Экономические должны быть направлены на заводы и на рабочих, а административные — на топ-менеджеров. Мы, понимаешь, слышим про скандалы, как Обама снимает начальника General Motors или как страховая компания США чуть ли не в конгрессе отчитывается, почему ее менеджеры с госпомощью выписали себе бонусы. Но как-то не стоит вопрос о том, выписали ли за прошлый год себе бонусы менеджеры АвтоВАЗа.

АНДРЕЙ БИРЮКОВ / ТОЛЬЯТТИ, ЕКАТЕРИНА СОРОКОВАЯ, ОПРОС ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСАНДР САРГИН

www.gzt.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here