Парковка. Квартирный вопрос

870

Даже вызванное кризисом падение продаж новых автомобилей не снизит остроту парковочного вопроса.

Парковка. Квартирный вопрос

Парковка© Фото: Андрей Машнин, 5 колесоРазвитие околоавтомобильной инфраструктуры у нас традиционно отставало от темпов роста парка. И грянувший (или еще грядущий) кризис не дает повода для оптимизма. Внутриквартальные проезды больших городов уже не в состоянии вместить на стоянку весь транспорт, принадлежащий жителям близлежащих домов. Индивидуальные гаражи становятся роскошью, доступной обитателям Рублевки. Квадратный метр встроенного «жилья» для автомобилей стоит в столице больше, чем тот же метр жилья человеческого. В обеих столицах в силу административно-территориального устройства свободной земли почти не осталось, а имеющаяся стоит неразумно дорого. А областные князья на границе с мегаполисами стараются воздвигнуть что-нибудь более экономически выгодное, чем частные гаражи. Ситуацию с парковкой в городе можно считать катастрофической, и решить ее старыми методами практически невозможно.Но все-таки…Возможностей для «полувздоха», впрочем, чуть-чуть осталось. Прежде всего, надо нам самим научиться парковаться, не мешая другим и не воруя лишнее место. На автошколы надежды мало, скорее надо полагаться на здравый смысл и способность участников движения к самоорганизации. Ведь уже научились многие из нас пропускать пешеходов, выпускать выезжающих со двора и (в отдельных случаях) не выезжать на забитый транспортом перекресток.

Парковка. Квартирный вопрос

Парковка© Фото: Игорь Кузнецов, 5 колесо

Во дворах без помощи властей не обойтись. При ремонте проездов кое-где немного потеснить вытоптанные газоны, чтобы появилась возможность парковки хотя бы «елочкой». С другой стороны, неплохо бы воспользоваться чужим опытом. В Германии, например, машины не возбраняется держать у себя под окнами, но при условии, что хотя бы раз в неделю ими пользуются по прямому назначению. Жестко, но справедливо. Двор — не автомобильное кладбище. Если машина неисправна — чини ее или продавай, если она временно не нужна — ставь на стоянку, не создавай проблем соседям.Если предположить невероятное и представить, что на месте высоких руководителей оказались бы просто водители, а не пассажиры, то первый закон, который бы они приняли, запретил сдавать в эксплуатацию построенные объекты любого назначения без оборудованных при них мест парковки. Причем рассчитанных не только на жильцов дома, но и на их возможных гостей, не только на персонал учреждения, но и на посетителей. Автомобиль, нравится нам это или нет, стал неотъемлемой частью городской жизни, и отмахиваться от этого факта не то что глупо, а преступно.Во многих странах доводилось видеть, как стоянку совмещают с газоном, укладывая на последний железобетонные и прочие решетки, защищающие траву от колес и ног. Кстати, подобные чугунные ажурные диски еще встречаются в центре Петербурга вокруг растущих прямо на тротуаре деревьев.Возможны и более сложные архитектурные решения, вроде разбивки скверов и оборудования детских и спортивных площадок на крышах одноэтажных паркингов.Но, надо признать, на поверхности земли парковочную проблему не решить.

Парковка. Квартирный вопрос

Парковка© Фото: Вероника НовиковаВверх или вниз?По мнению многих специалистов, пришла пора «думать вертикально». Отказ от горизонтальной плоскости сулит немало выгод. Прежде всего, существенно сокращается пятно застройки. То, что на пяти этажах поместится больше машин, чем на одном, понятно даже ребенку. Весь вопрос в том, в какую сторону расти.

Вверх — проще и дешевле. Паркинг из легких металлических конструкций возводится чуть ли не за месяц, т. к. основные элементы изготавливаются на заводе, а на стройплощадке происходит лишь их монтаж. Отработанные конструкции и технологии, полный комплект проектной документации ускоряют для застройщика неизбежный процесс согласований. Условия хранения машин в таких паркингах иначе чем спартанскими не назовешь. Сумеречное освещение, отсутствие отопления, в лучшем случае — мойка и яма (или подъемник) на въезде. Да и построить подобное сооружение рядом с каждым домом вряд ли получится. Следовательно, до своей машины придется добираться пешком, а то и на автобусе.Полезное для всех решение довелось увидеть в Сингапуре. Многоэтажные паркинги (или один очень длинный) образовывали первую линию домов на оживленной городской магистрали, защищая вторую линию (жилых домов) от шума и выхлопов проезжающего мимо транспорта. Сразу оговорюсь: это был район новостроек. Для исторической части любого города такой прием не подойдет. Здесь даже утилитарная архитектура отдельно стоящего паркинга может оказаться варварством.

В условиях плотной застройки парковки придется прятать. Дешевле занять первые этажи вновь строящихся зданий, но место под солнцем стоит дорого, стоянки приходится зарывать в землю. Решение неоднозначное. Гараж в подвале собственного дома, что может быть удобнее? Даже без отопления здесь создаются наиболее комфортные условия и для самого автомобиля (низкая, но положительная температура круглый год). Главное, чтобы влаги не было.

А она вполне вероятна. Поэтому на стоимость работ по рытью котлована накладываются расходы по гидроизоляции, укреплению стен, монтажу мощной вентиляции. Подземный гараж оказывается на порядок дороже надземного.

Парковка. Квартирный вопрос

Стоянка-баржа© Фото: Вероника Новикова, 5 колесо

Заглубленная парковка порой оказывается единственным возможным вариантом. Например, в историческом центре города. Правда, и проблем с ее сооружением здесь значительно больше. Как правило, приходится перекладывать множество ранее проложенных коммуникаций. Случается, что застройщики вступают в конфликт с археологами: землеройные работы по темпам и технологиям несколько отличаются от раскопок культурного слоя. Велика вероятность повреждения и даже разрушения соседних с котлованом зданий и сооружений. За примером ходить недалеко — на Невский проспект, прямо у Московского вокзала.Шаг в сторонуЕсть еще одно направление, о котором ранее и не задумывались. Территория в наших мегаполисах значительно дороже… акватории. Парковки можно разместить на воде и под водой. В Красноярске, к примеру, разработан проект плавучих паркингов на 800 машино-мест, которые планируется пришвартовать на Енисее прямо в центре города. Идея оригинальная и даже изящная. А с учетом того, что наша судостроительная промышленность не страдает от избытка заказов — выгодная и выполнимая. Ведь по сути плавучий паркинг — это всего лишь несамоходная многопалубная баржа, которую можно сделать даже из железобетона. Не авианосец и не атомный ледокол.Есть, правда, и противники таких проектов. Московский градоначальник воевал даже с ресторанами-поплавками. О вкусах не спорят, но пришвартованные и плывущие баржи прибавляют шарма и Парижу, и Шанхаю, и Лондону. Надо только красить своевременно.

Парковка. Квартирный вопрос

Паркинг© Фото: Вероника Новикова, 5 колесо

В Первопрестольной пошли своим, как положено, более затратным путем. Парковки на 800 легковых автомобилей и 38 автобусов предполагается «утопить». Точнее, построить под водой у Якиманской набережной и Болотной площади. Такие объекты сродни подземным, отличие — в стоимости их сооружения и качестве гидроизоляции. Плюс психологический эффект: заезжать под землю приятнее, чем под воду. Впрочем, японцы к такому уже давно привыкли.Что-то японское присутствует и в проекте, разработанном для Сочи голландскими архитекторами. Парковочные места будут оборудованы в основании первого в современной России насыпного острова «Федерация» и, таким образом, станут подводно-подземными. Об историческом первенстве можно поспорить: практически весь Морской фасад Петербурга располагается на намывных территориях, ранее бывших дном Финского залива (точнее, Маркизовой Лужи).Но, как ни крути, машино-место в наземном, подземном и даже подводном гараже ничем не отличается от стойла в средневековой конюшне. А на дворе XXI век.В ногу со временем

Парковка. Квартирный вопрос

Подземный паркинг© Фото: Вероника Новикова, 5 колесо

Автомобиль на парковке — это всего лишь единица хранения, причем достаточно унифицированная по габаритам и весу. Полностью автоматизированные склады для современных предприятий — не редкость. Подъемно-транспортное оборудование существует уже не один век, а задачка по размещению стандартных кубиков в стандартных ячейках проще «тетриса». Тем не менее, автоматизированные паркинги почти повсеместно воспринимаются как диковинки.

Пионером в этой области можно считать Германию. Паркинги в виде стеллажа и подъемника, прикрытых декоративной стенкой, умудряются внедрить даже в исторических центрах городов. Основное их достоинство — компактность, достигаемая за счет отсутствия проходов, проездов, лестниц и пандусов.

Упрощенный «ностальгический» проект, осуществляемый ныне в Берлине, — машина перед окнами кухни, как в старые добрые времена. При этом неважно, на каком этаже располагается кухня. Машина специальным лифтом поднимается на балкон. Можно взять покупки из багажника и уйти в дом, не закрывая машину. Идиллия, да и только.Чтобы не калечить днище и подвеску вилочными подъемниками, парковку выполняют в виде «чертова колеса», совмещенного с барабаном револьвера. Качающиеся кабинки заменяют на вращающиеся вокруг своей оси машино-места и размещают на гигантском колесе концентрическими окружностями. На наружную можно заехать прямо с земли, повернув колесо свободной ячейкой вниз. Для въезда на другие уровни придется воспользоваться лифтом. Несложно, но затраты энергии высоки. Стеллажный вариант, похоже, поэкономичнее.

Парковка. Квартирный вопрос

Подземный паркинг© Фото: Вероника Новикова, 5 колесо

Подобных идей в разные годы возникало и возникает множество. Большинство из них осуществимо, но обладает одной очень опасной для России особенностью — требует надежной автоматики. А наш опыт показывает, что мы пока не всегда в состоянии оборудовать паркинги даже надежной системой пожаротушения. Выгорают даже построенные в эпоху бешеных цен на нефть гаражи. Халявные деньги кончились. Хорошо бы, чтобы реальных хватало хотя бы на бетонные коробки или железные клетки с голыми стенами. Но как бы то ни было, другого пути решения парковочной проблемы в стране скоро не будет.Что лучше?Альтернативы собственному отдельному гаражу не существует. Парковки и паркинги отличаются от асфальта под окном наличием крыши и охраны. Хранить автомобильное добро негде, ремонтировать почти невозможно. Зато зимой возможны проблемы. В холодном гараже с запуском и обслуживанием, в отапливаемом — с коррозией.Место для хранения в восьми трамвайных остановках — не бог весть какое удобство. Но и держать авто на балконе понравится не каждому. Идеального коллективного гаража просто не бывает. Все предлагаемые решения — всего лишь плата за право эксплуатации автомобиля в мегаполисе, схожая с сингапурским налогом на право владения автомобилем. По сути, парковочное место — это не столько защита от вандалов и осадков, сколько наша компенсация за неудобства, которые мы создаем окружающим своим автомобилем.При возможности выбирайте то, что ближе и удобнее. И мечтайте о собственном гараже у собственного дома.Автор: Владимир Заборщиков© 5 колесо // www.5koleso.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here