Пошлины убивают

393

Пошлины убиваютАгентство «Автостат» подсчитало объемы импорта автомобилей в первый месяц 2009 года и пришло к неутешительным выводам – в некоторых секторах возросшие пошлины и невыгодные курсы валют практически «убили» ввоз автомобилей из-за рубежа.Объем импорта новых иномарок в Россию сократился на 74% – со 113 тысяч в январе 2008 года до 30 тысяч в январе 2009. При этом автомобильный рынок в целом «упал» значительно меньше – на 33%. Таким образом, примерно половину недостачи можно списать на пошлины и курсы валют.Эти данные не стоит интерполировать на оставшуюся часть года, поскольку январь был специфическим месяцем: до 12 числа на таможенных пунктах наблюдался ажиотаж, потом – затишье, поскольку многие импортеры заняли выжидательную позицию и распродавали товарные запасы по старым ценам. И все-таки аналитики полагают, что объемы импорта в феврале вряд ли возрастут, а делать дальнейшие прогнозы не берется почти никто.Импорт автомобилей из Узбекистана сократился на 85%, из Украины – на 96%, из Японии – на 74%. Меньше других пострадала Германия, потерявшая «лишь» 67%. Лидером среди марок по объему импорта остается Toyota, за которой следуют Hyundai, Nissan, Ford и Peugeot.Стоит учитывать, что пошлины на новые машины возросли не так и сильно – на 20%, тогда как на автомобили в возрасте от трех до пяти лет – на 40-70%, а на более возрастные экземпляры введены практически запретительные пошлины. В результате, импорт подержанных автомобилей обрушился еще сильнее, и особенно пострадала Япония. В прошлом году Россия была крупнейшим рынком сбыта подержанных автомобилей для островного государства, однако в январе объем поставок сократился почти в 12 раз (-91,4%)! В целом, сбыт подержанных японских автомобилей за границу уменьшился на 65%.«По нашим данным, продажи японских машин в начале года снизились примерно на 80%, – говорит менеджер автосалона по продажам аукционных японских автомобилей «Окинава» Александр Николашин. – Однако связано это не столько с ростом пошлин. Японцы ощутимо снизили цену на машины, что компенсировало изменение таможенных тарифов. Поэтому существенней всего на спрос повлияло невыгодное отношение рубля к доллару и йене. Нельзя забывать и про общее падение спроса на машины».«Не буду давать точную оценку снижения объемов импорта, но примерно оно составляет 70%, если говорить о легковых и грузовых автомобилях, которые мы продаем, – говорит заместитель генерального директора компании «Маленькая Япония» Сергей Соколов. – Такая ситуация обусловлена совокупностью факторов, среди которых сложно выделить главный: это и пошлины, и курсы валют, и психологические явления. Кампания государства в поддержку отечественного автопрома серьезно сказалась на уверенности людей, они просто напуганы. При этом все, чего добьются власти – это повышение цен на российские машины, которое не заставило себя долго ждать».Существенное падение импорта, по идее, должно сильно ударить по бизнесу компаний, занимающихся ввозом в страну подержанных машин. Кто-то обанкротится, кто-то перепрофилируется, однако крупные игроки смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом.«На самом деле, не все так плохо, как представляется, исходя из статистики, – считает Александр Николашин. – У нас в заказе находится несколько машин, включая 3-литровый Toyota Harrier и Honda HRV непроходного года, поэтому говорить о том, что люди перестали покупать японские машины, неверно. Разумеется, в длительной перспективе мы делаем ставку на малолитражки и машины среднего класса, цены на которые возросли несущественно. Например, в прошлом году автомобиль 2005 года, вроде Mazda Axella (Mazda 3) или Toyota Corolla, стоил в районе 350-360 тысяч рублей, сейчас – 400 тысяч рублей. Сдержать рост цен удалось за счет начала работы на внутренних аукционах Японии, вроде SMAP, System Solution, ORIX. Это позволяет клиентам очень существенно экономить, поскольку цены почти в два раза ниже, чем на обычных аукционах. Тем более не стоит делать далеко идущих выводов на основе первых месяцев года, когда у людей был шок. Весной-летом рынок оживает, многие хотят поменять автомобиль, поэтому клиенты потянутся. Для укрепления позиций мы также активно развиваем доставку запасных частей и аксессуаров, то есть диверсифицируем бизнес».«В январе продажи шли более-менее нормально, но в феврале упали до минимума, – говорит Сергей Соколов. – Грамотные компании уже начали перестраивать свой бизнес – жизнь заставляет. Изменения есть и в работе нашей компании, однако речь не идет о перепрофилировании: мы работаем с Японией давно, хорошо знаем качество продукции этой страны, поэтому не намерены уходить в другие сферы. В длительной перспективе, я думаю, нас ждет некоторое оживление рынка, но не так скоро – возможно, после майских праздников».Артем КРАСНОВ, специально для Autochel.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here