Микролитражные автомобили. Для развивающихся и развитых

639

Многолетний Культ легендарного Mini подходит к концу. Возможно, грядет эпоха скромного Nano.

Веление времени

Микролитражные автомобили. Для развивающихся и развитых

Volkswagen up! concept
© Фото: Volkswagen

Кризис еще и не начинался. Ипотечные проблемы переросли в общефинансовые, потянув за собой всю экономику. Если все пойдет традиционным путем, то экономический кризис, разрастаясь, должен превратиться в политический. Словом, трудные времена растянутся не на месяцы. Но ездить людям все равно надо. Кому-то на работу, кому-то в ее поисках.

Кризис еще и не начинался, а многие производители в благополучной Европе уже начали работать на излишнее усложнение и, соответственно, удорожание современных машин. Автомобиль из средства передвижения постепенно превратился в роботизированный медиацентр на колесах. Приятно насладиться обертонами скрипки и отражением звука от задней стены виртуального концертного зала, но все же важнее добраться из точки А в точку Б. Этот скучный рациональный подход европейцев нашел отклик и среди жителей «стран с развивающейся экономикой» (emerging economies), прежде всего Бразилии, Китая, Индии и, в меньшей степени, России.

Кризис еще и не начинался, а ведущие мировые автопроизводители уже всерьез занялись компактными автомобилями.

По имени Nano

Назвать Smart первенцем нового класса язык не повернется. Формально машина эта компактная и городская, но ее потенциальный владелец — скорее представитель золотой европейской молодежи, а не бразильский клерк. Успешным можно считать проект Renault Logan. В странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Logan и его братец Sandero пользовались до кризиса устойчивым спросом. Под брендом Dacia машина нашла покупателей и в Западной Европе. Но по нынешним меркам Logan получился и слишком большим, и слишком дорогим.

По мнению многих специалистов, индийская промышленная группа Tata произвела фурор в автомобильном мире не покупкой Jaguar и Land Rover, а запуском в серийное производство микроавтомобиля Nano.

Машина стоимостью около 1500 евро (!) имеет длину 3,1 м от бампера до бампера и приводится в движение двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 623 см3 и мощностью 25 кВт (35 л. с.). Блок и головка цилиндров алюминиевые. Электронный блок управления и систему впрыска топлива разработал Bosch. Объявленный средний расход топлива — 5 л на 100 км. Динамические характеристики не ставились во главу угла — максимальная скорость Nano не превышает 105 км/ч.

Микролитражные автомобили. Для развивающихся и развитых

Конкурс проектов Ford
© Фото: Ford

Для снижения себестоимости машина оснащена одним стеклоочистителем, в ней отсутствуют кондиционер воздуха и усилитель рулевого механизма. Получить рекордно низкую цену удалось прежде всего за счет дешевой местной рабочей силы. Но и здесь были найдены скрытые резервы. Технологи Tata на славу потрудились, чтобы сократить список необходимого для сборки машин инструмента и оборудования и продлить срок службы штампов.

Работа над Nano заняла целых пять лет. Конструкцией и дизайном занимались специалисты итальянской компании I.DE.A,
инженерной подготовкой — сотрудники Tata. Из 34 патентов, полученных компанией при работе над новой моделью, почти половина использованы в конструкции двигателя.

На снижение себестоимости повлияло и тесное сотрудничество с поставщиками комплектующих. Кстати, вполне вероятно, что цена машины в связи с кризисом… снизится. По крайней мере, металл в мире за последние месяцы 2008 года подешевел в 2–3 раза, в то время как индийцы, определяя продажную цену, исходили из предположения, что стоимость стали будет расти.

Nano предназначается прежде всего для местного рынка, хотя не исключается, что машина будет поставляться в другие страны БРИК. Более того, предполагается доработать конструкцию до соответствия европейским нормам.

Более старательно

Восток — дело тонкое. А как дела в старушке Европе? Фольксвагеновский концепт up! Изначально создавался для избалованного рынка Старого Света. Предполагается, что разные версии концепт-кара будут выпускать под марками Skoda и Seat. По слухам, up! может послужить основой для создания перспективного Audi A1.

Для увеличения объема салона изначально предполагалось сделать машину заднемоторной и заднеприводной. Но в целях снижения затрат на разработку и из-за сложностей с охлаждением и развесовкой предпочтение отдали более привычной для Volkswagen переднеприводной компоновке. Автомобиль длиной 3,45 м будет оснащаться на выбор разными бензиновыми и дизельными двигателями, общими для которых будут расход топлива на уровне 3 л на 100 км и выбросы СО2 менее 100 г/км.

Впервые концепт-кар up! был показан широкой публике на автосалоне во Франкфурте в 2007 году, и хотя после него немецкий производитель успел продемонстрировать уже целый ряд других концепций, включая MPV, работы над сверхкомпактным автомобилем не прекращались.

Маленький автомобиль получился достаточно универсальным, чему способствовала революционная конструкция сидений. Все они, кроме водительского, сделаны складными, а их подушки — надувными. Время покажет, насколько удобным окажется последнее решение.

Версии для развивающихся стран будут иметь более скромное оснащение, ведь их цена не должна превысить 5000 евро. Для сравнения, до кризиса для люксовых моделей Skoda и, возможно, Seat на базе up! «европейская» цена предполагалась в пределах 9500 евро.

Новые идеи

Микролитражные автомобили. Для развивающихся и развитых

2008 Tata Nano
© Фото: Tata Motors

Над суперкомпактами работают не только автогиганты. Бывший шеф-дизайнер McLaren Гордон Мюррей полтора года назад основал в английском Шалфорде компанию Gordon Murray Design и за короткий срок создал свой проект компактного автомобиля, который намеревается продать кому-нибудь из сильных автомобильного мира. По словам конструктора, сам концепт Т25 и технологический процесс его производства вызвали живой интерес у, как минимум, двух известных производителей.

Публике Т25 показывали только завернутым в фольгу. Известны лишь некоторые характеристики машины. Длина ее 2,4 м, ширина 1,3 м (по наружным зеркалам), масса — около 550 кг. Сообщается, что Т25 будет расходовать около 3,5 л бензина на 100 км (по смешанному циклу) и выбрасывать в атмосферу 78 г СО2 на километр пробега. Удельная мощность концепт-кара — 92,7 л. с. На тонну. Размеры машины позволяют припарковать три Т25 (поперек) на одном парковочном месте. Две машины рядом умещаются на одной полосе шоссе. Проект продуман в мельчайших деталях — от трансформации салона до возможности отверточной сборки. В частности, особенности конструкции кузова позволяют разместить в стандартном контейнере в 12 раз больше машинокомплектов, а для сборки требуется производственная площадь в пять раз меньше традиционно используемой. Автомобиль будет стоить менее 6900 евро при оценке безопасности по Euro NCAP не ниже 4.

О конкретных двигателях для Т25 информации пока нет. Сам конструктор предполагает, что на его детище могут устанавливаться разные бензиновые и дизельные двигатели, а при необходимости и электромотор.

Традиционно считается, что большой автомобиль не только удобен, но и престижен. Может быть, сейчас, когда мировой кризис парализует экономику всех развитых и развивающихся стран приходит пора задуматься о комфорте и собственной значимости в многочасовой пробке или на заправке?

О своем сверхкомпактном бюджетном автомобиле задумывается и Ford Motor Company. Свидетельство тому — , посвященный столетнему юбилею Жестяной Лиззи (Tin Lizzie), легедарной Модели Т.

Организатором конкурса выступил детройтский Колледж творческих исследований (College for Creative Studies — CCS), спонсором — Ford Motor Co. Пять университетов получили по 75 тыс. долларов США на создание своей версии простого, надежного, легкого, практичного, как минимум двухместного автомобиля с запасом хода не менее 125 миль (200 км) стоимостью менее 7000 долларов. Приз университету-победителю — дополнительные 25 тысяч долларов.

Лидером конкурса изначально считали проект американского студента вьетнамского происхождения Транг Донга. Его компактный кроссовер с электроприводом питался энергией не только от покрывающих капот солнечных батарей, но и от подвески, преобразующей свои колебания в электрический ток. К достоинствам машины относили модульную конструкцию кузова, большой дородный просвет и возможность складывания заднего, расположенного против хода ряда сидений с образованием ровной погрузочной площадки.

Однако звание победителя и денежный приз остался единственному европейскому участнику — Автомобильно-инженерному институту (ika) университета г. Аахена.

Восемь студентов и инженеров ika создали самый интересный вариант Жестяной Лиззи 2015 модельного года стоимостью 6780 долларов.

В базовой модификации это трехместный пикап. Два пассажира сидят рядом, водитель — чуть спереди посредине. Машину можно использовать в странах как с право-, так и с левосторонним движением. Регулируется только водительское кресло — так проще, легче и дешевле.

Вес автомобиля с бензиновым двигателем — 800 кг. С гибридной силовой установкой (ДВС + электромотор) и питанием от электрических батарей он, соответственно, увеличится. Полностью электрический привод обойдется вдвое дороже, чем бензиновый мотор. В зависимости от используемого силового агрегата выбросы СО2 в атмосферу составят от 54 до 100 г/км. Примечательно, что и второй приз «уплыл» из Америки. Он достался Университету Дикин (Deakin University) в Мельбурне, Австралия.

Автор: Владимир Заборщиков
© 5 колесо // www.5koleso.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here