Кризис – лучшее время для строительства автокластера

1318

Несмотря
на существенный спад активности в автомобильной жизни страны, чиновники
не склонны драматизировать ситуацию. Во властных структурах утверждают,
что нынешний кризис – самый благоприятный момент для прихода в Россию
крупнейших производителей автокомплектующих. Другими словами, если и
приступать к реализации кластерных проектов, то именно сегодня.


Кризис – лучшее время для строительства автокластера 

На прошедшей недавно в Санкт-Петербурге Международной конференции AutoInvest-2009 вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас
заявил, что у производителей комплектующих сегодня куда больше
возможностей и стимулов к организации здесь производств, нежели у тех
же производителей автомобилей.

«Взять хотя бы такой фактор, как
стоимость рабочей силы, — расшифровывает свои мысли чиновник. – Средняя
величина заработной платы на российских заводах, производящих
автокомплектующие, составляет 3/4 от средней зарплаты работников на
автосборочных предприятиях. А вот за рубежом это соотношение
практически одинаковое – 0,85-0,9. Уже в этом смысле производители
автомобилей сегодня могут хорошо сэкономить, перенеся производство
своих комплектующих на территорию России».

Кризис – лучшее время для строительства автокластера 

Игорь Носов,
руководитель территориального управления Федерального агентства по
управлению особыми экономическими зонами по Республике Татарстан, также
не склонен драматизировать  создавшиеся экономические условия: «В
настоящее время мы наблюдаем уменьшением издержек на осуществление
строительных работ. В связи с падением курса рубля произошло заметное
удешевление стоимости цемента, металлоконструкций, а одновременно
выросло количество предложений на строительном рынке. Приступив сегодня
к строительству завода по производству комплектующих, инвестор реально
может сэкономить до 50%. Как это ни парадоксально, но экономический
кризис открыл большие возможности для тех, кто хочет строить в России
свои автопроизвоства».

По словам Игоря Носова, в Татарстане
внимательно наблюдают за опытом создания автомобильных кластеров в
таких регионах, как Санкт-Петербург и Калуга. Пока в республике
функционирует лишь одно серьезное СП в области автопроизводства – в
Елабуге не так давно стартовал выпуск коммерческих Fiat и Isuzu. По
утверждению г-на Носова, это только начало, в перспективе сборочные
мощности местного завода будут загружены производством пассажирских
моделей. Следовательно, необходимо заранее проработать вопрос создания
поблизости предприятий, специализирующихся на изготовлении
комплектующих. «Уверен, что через 2-3 года, когда российский
автомобильный рынок снова пойдет вверх, все это будет очень 
востребовано», — отметил Игорь Носов.

Кризис – лучшее время для строительства автокластера 

В
Санкт-Петербурге и Ленинградской области наработок в области создания
специализированного кластера куда больше, чем у коллег из Татарстана.
По словам Григория Дваса, только на территории Ленобласти в настоящее
время функционирует без малого 20 предприятий, которые производят
автокомплектующие. Часть из них используется всеволожским предприятием
Ford, часть – другими автозаводами. «Те, кто производит
импортозамещающую продукцию, по причине девальвации рубля чувствуют
себя сегодня совсем неплохо, — отметил Григорий Двас. – Могу обрадовать
участников рынка информацией о том, что в 2009 году планируется ввести
в эксплуатацию современный морской контейнерный терминал в Усть-Луге.
Это позволит существенно сократить логистические издержки как
автопроизводителям, так и сборщикам автомобильных узлов и агрегатов».

Кризис – лучшее время для строительства автокластера 

По словам Валерия Киселевича,
исполнительного директора Санкт-Петербургской Ассоциации производителей
автокомпонентов, уже выкуплен большой участок земли в районе д. Кудрово
— там планируется создать крупную промышленную зону, которая как
раз-таки будет ориентирована на выпуск автокомпонентов. В перспективе
есть идея предоставлять землю для игроков I уровня в Мяглово и
Разметелево. Компаниям II и III уровня, в силу дороговизны земли возле
Санкт-Петербурга, будут предложены площадки неподалеку от Великого
Новгорода и, быть может, Пскова. 

В калужском регионе, в
отличие от нашего, выходов к морю нет, зато есть реальная поддержка
автомобильным проектам со стороны местный властей. На данный момент в
области существует 4 проекта, представляющих 7 автомобильных марок. На
их реализацию, по словам Максима Акимова,
вице-губернатора Калужской области, инвесторы намерены потратить 2,3
млрд евро. А это, в свою очередь, создаст не мало не много 20 тыс.
новых рабочих мест.

Кризис – лучшее время для строительства автокластера 

«Там,
где сегодня располагается сборочное предприятие Volvo Truck, мы
намерены разместить еще 8 поставщиков компонентов и конечного
оборудования, — заявил Максим Акимов. — Под последним я имею в виду все
то, что необходимо современному грузовику, включая навесные элементы.
Покупатель должен приобрести на заводе абсолютно готовый продукт. У нас
есть большие надежды, что в 2009 году первый такой завод в новом для
нас технопарке буде введен в эксплуатацию».

Алексей Ипатов,
президент Национальной Ассоциации Производителей Автомобильных
Компонентов («НАПАК»), заявил, что  суммарный объем рынка
автокомпонентов и запасных частей в России в 2008 году превысил цифру
46 млрд долларов. Почти четверть этой гигантской суммы (24,5%, или
более 11 млрд долларов) пришлась на так называемый первичный рынок.

К
2010 году суммарный объем рынка автокомпонентов ожидался в районе 55-56
млрд долларов, но по причине разразившегося осенью 2008 года
финансового кризиса, данный уровень будет достигнут, скорее всего, к
2012 году. Впрочем, специалисты не питают иллюзий относительно быстрого
роста автокластеров в России. Валерий Киселевич в качестве наглядного
примера привел испанскую Валенсию. Автосборочное производство Ford
появилось в этом городе более 30 лет назад, в 1976 году. Но только в
1990-х там смогла образоваться та структура, которую принято именовать
автокластером…

Текст: Андрей Иванов
По собственной информации 110km.ru

Обсудить на форуме

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here