Как избежать «танцев» на льду…

407
Юридическая консультация онлайн

Среднестатистический
российский водитель, вероятно, более искусно управляет автомобилем,
чем, например, европеец, азиат или американец. Почему? Да потому, что
узкие и щербатые дороги (улучшаются последнее время), порой напоминают
испытательские или тренировочные полигоны, а культура вождения –
жёсткий автотрек без правил. Но если откинуть шутки в сторону,
климатические условия в России предполагают наличие более высоких
навыков управления, ведь особенности вождения летом отличаются от
вождения в гололёд, снегопад, туман.

Дорога зимой полна неожиданностей, о чём помнить следует всегда

Инструктора советуют

Последнее
время зима бывает непредсказуема: заморозки внезапно сменяются
оттепелью и дождём, что вызывает гололёд и учащает аварийность.
Парадокс в том, что те, для кого вождение зимой в новинку, реже
попадают в аварии (но часто сталкиваются и с зимними неожиданностями,
знать о которых лучше заранее), чем водители со стажем, которые уверены
в своём опыте. Причина – в сверхосторожности. Однако справедливы и
радикальные рекомендации, как-то: если нет навыка вождения в зимних
условиях, лучше всего в дни непогоды воспользоваться общественным
транспортом или такси и не выезжать на дорогу без крайней
необходимости. Что не всегда и не для всех приемлемо. Или в первые
самостоятельные поездки вообще не рекомендуется брать с собой
пассажиров. Присутствие посторонних может отвлекать, сковывать и
провоцировать явить своё «мастерство».

К сожалению, автошколы
дают лишь первые и самые общие навыки вождения. Поэтому прежде чем
включиться в интенсивное городское движение, инструктора и
профессионалы- гонщики советуют к зиме потренироваться на полигоне или
открытой площадке, чтобы заметить разницу и сформировать мышечную
память на правильную реакцию. Освоить чувство габаритов машины, рычаги
управления, отработать троганье в горку без отката назад, движение
задним ходом, разворот, экстренное торможение, маневрирование в
ограниченном пространстве. И практиковать это в каждом сезоне и
невзирая на стаж.

Бдительность

Дорога зимой полна
неожиданностей, о чём помнить следует всегда. Например, в городе при
больших суточных колебаниях температуры воздуха асфальт ночью
покрывается сплошной тонкой коркой льда. Но из окна автомобиля дорожное
покрытие кажется чистым. И машина едет как будто устойчиво, но стоит
чуть резче повернуть руль или притормозить, сразу чувствуется разница.

Поэтому одно из важнейших условий – не делать за рулём резких движений
ни педалью газа, ни сцеплением, не тормозом. По советам инструкторов,
нелишним будет попробовать идентифицировать свои движения с состоянием
невесомости или в воде, где движения физически замедляются.

В
городе следует остерегаться высоких снежных куч на обочине дороги.
Появление пешехода, в частности, ребенка на проезжей части из-за
снежного бруствера очень часто становится для водителя полной
неожиданностью. Опасен может быть и стоящий на обочине человек, так
как, сделав неосторожное движение, он может легко соскользнуть под
колеса. А при морозах из-за клубов пара на дороге резко ухудшается
видимость и в белой пелене можно не заметить затормозивший автомобиль
или пытающегося перебежать дорогу пешехода. В этой связи имеет смысл
включить сигнал ближнего света (в скандинавских странах это –
обязательное условие ПДД в любое время года и суток), или
противотуманные фары. Особое внимание необходимо и в непосредственной
близости от светофоров, въездов на главную дорогу на нерегулируемых
перекрестках, в районе остановок и прочих местах, где общественный
транспорт притормаживает, останавливается или начинает движение. Именно
здесь наиболее интенсивное скопление пешеходов и дорога здесь
отшлифована шинами притормаживающих и разгоняющихся автомобилей.

Тактика

Трогаясь
с места (многие инструктора советуют при гололеде трогаться на второй
передаче при малой частоте вращения коленчатого вала), всегда помнить о
том, что запас резвости, позволяющий быстро стартовать на асфальте, на
скользкой дороге может вызвать неадекватное шлифование ледовой корки.
Поэтому давить на педаль акселератора в гололёд лучше как можно более
сдержанно, а чаще прибегать к торможению двигателем. Особенно на
скорости, когда при опасности у большинства инстинктивно срабатывает
реакция на резкий толчок по тормозам. В этом случае при скорости от 50
км/ч на скользкой дороге (чем быстрее едет автомобиль, тем хуже его
колеса сцепляются с дорогой) неизбежна блокировка колес, занос, боковое
соскальзывание, вращение, неконтролируемый вынос автомобиля.
Рассчитывать на АБС не стоит, так как работает она лишь при однородном
покрытии и в случае, когда зацепление колес разное (одно колесо на
льду, другое на асфальте), может преподнести неприятные сюрпризы, ведь
тормозные колодки редко срабатываются равномерно. Навыки прерывистого
или ступенчатого торможения (прерывистое – давить на педаль тормоза с
прерыванием, ступенчатое – с прерыванием и постепенным усилием) – вот
что поможет сохранить контроль. Существуют сотни приёмов торможения,
однако малоопытным водителям инструктора советуют ограничиться
обозначенными навыками.

'Как

Зимой в багажнике небольшая саперная лопата, старые коврики (разумеется, не резиновые) или цепи точно не будут лишними

Учитывая приводы

На
заснеженной дороге или в гололедицу имеет значение разница между
заднеприводными и переднеприводными автомобилями. С каким приводом
можно чувствовать себя на слякотных, заснеженных и скользких дорогах
уверенней? С передним, поскольку курсовая устойчивость у него выше,
ведь при сомнительном сцеплении с дорогой двигатель не толкает агрегат
впереди себя, а как бы тащит за собой. Машина лучше слушается руля, и
малейшее изменение его положения мгновенно передается ведущим колесам.
Естественно, гораздо легче объезжать редкие выбоины и проще выполнять
обгоны: во время разгона в движении передний привод на скользкой дороге
значительно меньше «виляет хвостом», чем классика.

Если с
передним приводом при заносе нужно вывернуть руль в сторону заноса и
прибавить газ, с классикой – просто сбросить газ и поведение машины
будет более-менее предсказуемо. На полном же приводе нельзя с
уверенностью предсказать, в какую сторону будет занос: это будет
зависеть от того, какая ось сорвется в скольжение, или наоборот,
заблокируется.

«Джентльменский» набор

Некоторые
советуют возить зимой в багажнике мешок с песком в качестве балласта, а
также на случай пробуксовки, чтобы можно было посыпать под колёсами
песком. Возможно, это и чересчур, однако небольшая саперная лопата,
старые коврики (разумеется, не резиновые) или цепи точно не будут
лишними. Суеверные водители не берут про запас буксировочный трос, так
как по глупости считают, что непременно придётся им воспользоваться.
Трос не должен быть слишком длинным – его могут не заметить другие
участники движения, как и коротким, – что просто не позволит соблюдать
дистанцию и вовремя затормозить. И последний (не по значению)
«аксессуар», который необходимо иметь, это страховой полис…


Дмитрий Пушкарёв, www.autogazeta29.ru

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here