Не верь, не бойся, не проси

306

Фото: CI

Фамильную автоимперию сложно создать, но удержать за семьей ещё труднее. Это удавалось единицам: среди них Генри Форд Второй.

Сколько именных империй кануло в Лету. Сколько громких имен осталось
лишь красивой ширмой для чужих владений: Рено, Даймлер, Опель… Не смог
оставить «Дженерал моторс» за собой Дюрант, не удержал империю
Крайслер, не смог переиграть судьбу Ситроен. У каждого была своя беда:
интриги, депрессия, война. И все же были те, кто выжил.

Генри
Форд — внук родился 4 сентября 1917 года. «Золотая» юность, проведенная
в Йельском университете, вроде бы должна была продолжиться в родной
империи, куда Генри пришел в 1940 году. Но грянула война, и он ушел во
флот. Однако уже в 1944 г. пришлось вернуться: «Форд мотор» взывала о
помощи. Дело в том, что дедушка Генри уже практически оставил фирму, а
его сын Эдсел, который вел дела, скончался в 1943 г. «Форд мотор»
находился в сомнительном состоянии. После кровавых разборок с рабочими
в тридцатых отношения персонала и менеджмента были хуже некуда, с той
разницей, что железная рука Генри уже обмякла. Бухгалтерия, которую по
старинке вел на коленке старик Генри пребывала в развале. И, главное, в
компании уже сложился свой топ-менеджмент совсем нефордовских кровей. В
этой ситуации только-только демобилизовавшийся офицер ВМС начал с
кадров. После упорного сопротивления он выставил главу кадровой службы
Гарри Беннета, «серого кардинала» империи. Вряд ли 27-летний Генри имел
представление, что нужно делать, но ему повезло. Группа экс-офицеров,
занимавшихся учетом и контролем в ВВС США, прислала Генри письмо с
предложением привести финансы «Форда» в порядок.

Проблемы было как минимум две:
условием наглецов был прием на работу всех десяти офицеров, что
создавало в компании «мафию», и то, что ни один из новобранцев ничего
не смыслил в автопроме.

Генри рискнул и не прогадал. Спрос на авто после войны был так высок,
что работа над техникой отошла на второй план, а вот финансы вышли на
первый. «Вундеркинды», как называли группу офицеров, создали систему,
позволявшую дать финансовую оценку любому телодвижению внутри компании.
В итоге и успех и неудача каждого менеджера были измеримы. Генри не
ограничился «десяткой», наняв множество выпускников Гарварда и
Принстона. Он быстро продвигал их на самый верх, и не сразу начал от
них избавляться. Генри не ошибся: приведя в порядок бухгалтерию,
молодцы освоились в автопроме, и стали исправно приносить в зубах хиты.
Один из «вундеркиндов» Роберт Макнамара пропатронировал проект
«Фалькон», ставший рекордсменом продаж 50-х. Для сравнения и сам Генри
не чурался практики: в те же годы он создал новую марку в рамках
компании — «Эдсел», названную в честь сына.

Ее провал долго и не по-детски тряс
империю, но т.к. рядом оказались таланты со своими проектами, все
обошлось (не разглядел Генри и «Фольксваген», проект, который отдавался
после войны Фордам почти за кусок хлеба и ночлег).

Макнамара успел побыть президентом «Форд», но, как говорят злые языки,
был уверен в скором конце. Когда Кеннеди пригласил его к себе, он
улизнул с радостью. Следующему «вундеркинду» Эрису Миллеру повезло
меньше. Его вышибли из президентов без предупреждения, стоило Генри
польститься на топ-менеджера «Дженерал моторс» Банки Кнудсена.
Последнего спустили с вершины спустя полтора года в той же форме, а у
Генри навырост был готов следующий птенец. Принстонский дипломант Ли
Якокка уже принес фирме легендарный «Мустанг» и реинкарнированные
«Линкольн» и «Меркюри». Он стал президентом «Форд мотор» в 1970 году,
чтобы быть уволенным в 1978 г. ни за что, ни про что.

В
конце 60-х образ Генри оформился окончательно. Это был царь Генри
Второй, иногда казнящий, иногда милующий. Молодые менеджеры старались
попасться ему на глаза, зная, что Генри любит продвигать. Как положено
американскому царю он грубо ругался и питался гамбургерами на ленч. Он
любил вести себя как деспот и напоминать, что его имя написано на
эмблеме фирмы. Что касается денег, то во вполне прибыльной компании он
получал скромную зарплату в 600 тысяч долларов в год (всего то около 5
миллионов сегодня), хотя на дизайн своих кабинетов некоторые
топ-менеджеры не боялись запросить и полмиллиона. Вероятно безопасность
власти «семьи» была его пунктиком. Вспоминали, что он фанатично
уничтожал бумаги, полагая, что их всегда можно использовать против
него. Причина, скорее всего, крылась в неуверенности.

Генри Форд был председателем совета
директоров, но расклад был таков, что абсолютной властью Форды в фирме
не обладали. Появление любой сильной партии внутри фирмы могло
разрушить систему.

Увольнение Ли Якокки в 1978 г. было шоком т.к. до сих пор он приносил
«Форд мотор» только победы. Как вспоминал Ли в своем бестселлере
«Карьера менеджера» тучи начали сгущаться почти сразу после его
появления на вершине. Однако пробивной итальянец сражался до
последнего, не в силах поверить в то, что мавру так сказать пора. К
тому же Якокка сумел обрасти «своими», что вызывало особую ярость
Форда. Уволить Ли удалось только с согласия брата Билла Форда, но оно
было получено. Все-таки семья. Генри скончался в 1987 году, таки
проведя империю через испытания японцами и нефтяным шоком.

А что же автомобили? Они, конечно, были, но как признавали хитрецы вроде Якокки — это были скорее второстепенные детали.

Не секрет, что общее процветание позволяло в 50-80-х бессовестно
клонировать модели, на одних и тех же платформах меняя дизайн, кузова,
детали, то раздвигая, то сужая кузов, то увеличивая, то сокращая
мощности. И занимались этим не боги. Главным же были кадры и успешное
удержание Фордами своей империи, показывает, что это, действительно так.

Правда,
сейчас королевство старика Генри вновь трясет не по-детски. Убытки бьют
рекорды. Кстати, пару лет назад в отставку всего через год после
назначения был отправлен очередной президент Джим Падилла. Тоже
ветеран, тоже при заслугах (на его счету проекты Focus и Escort). Тогда
рычаги управления взял в руки правнук Генри Первого – Уилльям. «Форд
мотор», конечно, выкарабкается. Наверняка, найдется молодой способный
менеджер, которого потом можно будет слить без шума. Впрочем, если бы
не Форды, создающие и охраняющие империи, как бы такие сироты как
Якокка вообще дорастали до президентских постов?

Текст: Александо Андриевский. Фото: CI.

(с) www.gazeta.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here