Зимний картинг: негламурный автоспорт

1413


'ЗимнийПрофессиональный зимний картинг – особый спорт. Здесь нет ни кучи болельщиков, ни огромных спонсорских плакатов, ни громкой связи, ни рации, ни уж тем более компьютеров, а музыка была бы просто ни к месту.

Холод сковывал пальцы, обмерзло лицо. Наконец-то закончился заезд. Все, решил – пойду греться в автомобиль до следующего заезда. Но это был я с фотоаппаратом в руках, а картингисты же в это время доливали в бак бензин, правили раму, изменяли кастер передних колес, снимали головку двигателя… До следующего заезда оставалось 10 минут.

Профессиональный зимний картинг – особый спорт. Здесь нет ни кучи болельщиков, ни огромных спонсорских плакатов, ни громкой связи, ни рации, ни уж тем более компьютеров, а музыка была бы просто ни к месту. Серьезный спорт – серьезный подход. Но этим он и хорош, зимний картинг, исконно русский спорт.

Зимний карт существенно отличается по конструкции от летнего: широкая колея, высокий клиренс, сильно смещенное назад сиденье для оптимальной загрузки задних колес, открытые тросики газа и тормоза, барабанные тормоза, которыми обычно не пользуются.

Карты всех классов в зимнем картинге, на которых проходят соревнования на Урале и в Сибири, оснащены коробкой передач. Тогда как в летнем картинге уже давно все классы за исключением самого мощного KZ2 оснащены бесступенчатыми трансмиссиями. Да и в отличие от летного картинга, который имеет в календаре Чемпионат России, зимний картинг поддерживают только местные отделения РАФ Урала и Сибири.

Техника, которая используется в гонках, старая и не обновлялась с советских времен, зато доступная относительно новых летних классов в картинге с бесступенчатыми трансмиссиями. Да и с точки зрения развития собственного мастерства «коробочный» карт более привлекателен. У гонщика будет меньше трудностей при переходе из картинга в формулы, кузовные гонки или ралли.

Я долго искал возможность попасть на этап по зимнему картингу, но то не получалось по времени, то другие препятствия возникали на пути. И вот, спустя пару месяцев моих мытарств, и мне посчастливилось побывать на 4 этапе первенства челябинской области по зимнему картингу.

Немного об организации самих заездов…

Система заездов похожа на схему, применяемую в трековых гонках. Все гонщики участвуют в трех заездах, в каждом заезде получают очки, а два лучших результата идут в зачет.


'Зимний

Примерно в таком режиме проходят заезды класса «Кадет»… Все-таки не каждый 10-летний ребенок сможет управлять картом, оборудованным сцеплением и трехступенчатой коробкой передач.

Заезды в самом младшем классе «Кадет» проходили по весьма интересной схеме. Одной из причин была конфигурация гоночного трека. Расчищенная грейдером кроссовая трасса представляет собой сложное препятствие для детей 8-10 лет. В конце некоторых подъемов у молодых пилотов глох мотор, и тогда начиналось другое соревнование: кто быстрее добежит до карта своего воспитанника и поможет завести мотор. И так каждый круг…

'Зимний

Как и на любом карте (прокатном, спортивном), игра развесовкой карта с помощью собственного тела весьма эффективна.

В более взрослых классах «Союзный» и «Союзный-Юноши», где мощность карта примерно 20 л.с., пилоты не доезжали до конца уже по причине вылетов с трассы. Кроссовая трасса имеет сложный трехмерный рельеф и не так проста, как обычная снежная площадка. На помощь к 15-16-летним уже никто не бежал, и они судорожно пытались своими силами вытащить карт из сугроба.

 

Технические характеристики


'Зимний

Класс «Кадет». Объем двигателя 50 см3. 3-ступенчатая коробка передач.


'Зимний

Класс «Союзный». Объем двигателя 125 см3. Мощность около 20 л.с. 4-6-ступенчатая коробка передач.


'Зимний

Класс «Е». Объем двигателя 250 см3. Мощность свыше 40 л.с. 3-6-ступенчатая коробка передач. Некоторые пилоты переносят рычаг переключения передач на руль (справа). Во всех классах предусмотрено применение нешипованной резины WKT.

'Зимний

Заезды в классе «Союзный» не обходились без вылетов.

Самые яркие впечатления произвели заезды самого взрослого класса «E». Звуки на стартовой прямой напоминали треск сухого хвороста в костре, только сила звука была во много раз сильнее, что в пору одевать специальные защитные наушники. Через секунду после старта пчелиный рой уже скрывался за поворотом. Вот это динамика! Как они развивают такие чудовищные ускорения?

'Зимний

Старт! Дымовая завеса от выхлопных газов сменяется снежной пеленой от картов.

Исходные данные не поражают воображения: ну и что, что мощность свыше 40 л.с. Но если учесть что карт с пилотом весит около 200 кг, а соотношение лошадиных сил на тонну составляет 200 л.с., то сразу приходит осознание того, что эти машины настоящие спорткары, правда без подушек безопасности, каркаса и других средств безопасности. Для примера, у стандартного PorscheCaymanсоотношение мощности к массе составляет 199 л.с. /тонну. Таким образом, даже легкое нажатие на педаль газа карта, и он встает на 2 колеса, а задний отбойник зимнего карта играет еще и антиопрокидывающую функцию.

Зимний картинг: негламурный автоспорт

Пилота развернуло без участия других соперников. В классе «Е» гонщики ведут корректную борьбу. 90% всех пилотов в этом классе являются кандидатами в мастера спорта и, следовательно, имеют огромный опыт выступлений в соревнованиях.

Зимний картинг: негламурный автоспорт

Резкое открытие газа на выходе – и передние колеса парят в воздухе.

Зимний картинг: негламурный автоспорт

У гонщиков существуют 2 тактики прохождения поворотов: или как можно ближе к внутренней части поворота, или, опираясь на снег на внешней стороне поворота, правда, здесь возникает опасность в нем не увязнуть.

Зимний картинг: негламурный автоспорт

Во время перерыва между заездами участники правят рамы, доливают бензин, изменяют кастер передних колес, вскрывают мотор…

Зимний картинг: негламурный автоспорт

Снежное покрытие трассы уже к третьему заезду перестает быть ровным, и к концу соревнований такие полеты не редкость.

Увидев такое соревнование сразу задаешься вопросом: сможешь ли ты сам участвовать в таких соревнованиях? Хватит ли тебе силы, духу? Остается только решиться. Дерзайте!

Мнение профессионала


Зимний картинг: негламурный автоспорт
После этапа мы подошли к победителю класса «E» Александру Ульянову, мастеру спорта по автоспорту, четырехкратному чемпиону Кубка России в классах «Пионер», «Союзный-юниор», «E», и попросили рассказать об особенностях управления зимним картом класса «E».

– Нравится ли тебе эта трасса (СДЦ «Копейский» — прим. ред.)?

– Трасса очень интересная, с трехмерным рельефом.

– Александр, а каковы особенности управления зимним картом в отличие от летнего?

– Прежде всего, в зимнем картинге нужен очень сильный пресс. Перед поворотом нужно сильно наклониться вперед, чтобы загрузить передние колеса, а на выходе из поворота, как можно сильнее загрузить задние, чтобы не было пробуксовки. И так по нескольку раз за один круг.

– А помогают ли тебе выступления в зимнем картинге где-то в других соревнованиях?

– Зимний картинг очень сильно помогают при дождевых гонках в летнем картинге (Александр выступает в самом мощном классе KZ2 — прим. ред)

– Как ты считаешь, сейчас зимний картинг в Уральском регионе находится на подъеме или наоборот он перестал быть популярным?

– Наверно, на подъеме. Этапы набирают по 70-80 участников, просто в этот раз (IV этап первенства — прим. ред.) соревнования совпали по дате еще с двумя, проходящими в других городах.

– Раму какого производства ты используешь?

– Все карты, которые выступают за команду (ДЮСШ г. Челябинска) моего собственного производства.

Текст: Максим Ахтямов

Фото: Максим Ахтямов

// chel.zavedi.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here