Красный свет для авторынка

649

Красный свет для авторынкаУже месяц — с 12 января — в России действуют новые пошлины на ввозимые иномарки. Тема постепенно сходит со страниц СМИ, акции протеста (а также митинги в поддержку курса правительства) отшумели, народ, кажется, успокоился и принял вещи такими, какие они есть. Корреспондент «РИО» отправился на находкинский авторынок на базе «Североторг», чтобы разобраться, как обстоят там дела сегодня.

Нерыночная тишина

Красный свет для авторынкаПервое, что бросилось в глаза, — отсутствие какой бы то ни было суеты. Еще недавно жизнь здесь била ключом, всюду суетился народ, кто-то с кем-то бурно спорил и торговался, хлопали дверцы и крышки капотов, кто-то вполне профессионально попинывал туго надутые колеса и внимательно вслушивался в шум мотора. Короче — нормальный рынок со своим укладом жизни.

А тут — тишина. Ровные шеренги чисто вымытых иномарок (где-то пару тысяч, на глазок), вздернутые кверху стрелы автокранов и … полное отсутствие покупателей.

— А нет никого, — позвякивая солидной связкой ключей, пожимает плечами наемный продавец Андреич. Сам он на пенсии, а здесь подрабатывает на жизнь. Всех делов — показать потенциальному покупателю приглянувшуюся ему машину. Если тот ее купит, хозяин выплатит Андреичу его законные комиссионные — 50$. Раньше выходил довольно неплохой приработок. За этот месяц Андреич не заработал ни копейки — нет клиентов.

Коллеге Андреича — такому же пенсионеру «на подхвате», кажется, повезло. Потенциальный покупатель даже залез в машину («Ниссан Санни», 6,4 тыс. у. е., без пробега, 2003 год» — гласит надпись на лобовом стекле), послушал пару минут работу двигателя, потом покачал головой и ушел.

— Второй раз приходит, — комментирует Андреич. — Все равно не возьмет. Говорит — дорого!

Красный свет для авторынкаА вот Владимир — сам себе хозяин. В автобизнесе «крутится» с самого начала 90-х, когда бросил ради карьеры вольного автодилера работу судомеханика. Говорит — тогда было интереснее.

— Как торговля? — переспрашивает он. — Плохо. Я на все акции протеста ходил и снова идти готов. Потому что нельзя так на права людей плевать! Ну, сам посмотри: только мы начали жить достойно, хотя и не причисляя себя к среднему классу, но, тем не менее, и у государства ничего не прося, наоборот, еще и бюджет налогами пополняя, как нас одним росчерком пера лишили и хлеба, и работы! И мы без куска хлеба остались, и люди без доступных машин. Потому что не сядет никто на «Ладу»! Разве что от безнадеги…

Словечко «безнадега» вполне так подходит к нынешнему состоянию дел на авторынке. У Владимира здесь стоит около трех десятков машин, не считая тех, что находятся сейчас в ремонте. Все привезены еще до 12 января. Покупателей нет.
— Спрос-то, что интересно, есть! — говорит он. — И люди готовы покупать машины, только вот новый курс доллара народ отпугивает. Берут сейчас в основном автомобили ценой до 200000 рублей. То, что дороже, продать уже проблематично. Вот смотри, у меня тут сейчас 30 машин. За день, дай бог, посмотрят одну-две… Да и то, если погода нормальная. Насчет купить… Вряд ли.

До 200 тысяч — это, например, пожилая, но еще крепкая «Тойота Марк II» (150 тыс.) или аналогичная «Тойота Камри» девяностых годов выпуска.
— А так, после повышения пошлин, машины везутся в очень небольших количествах, — продолжает Владимир. — В основном с объемом двигателя от 660 до 1300 «кубиков», их ввозить пока что выгодно. Только вот в Японии их достать очень трудно. На подержанные машины такого типа там сейчас большой спрос. Предпочитают «доезжать» на них сами японцы. Кризис! А вообще, не в машинах тут дело, а в геополитике, так мне кажется. Только вот чего наши власти добиваются? Чтоб мы поуезжали отсюда, что ли?

Стабильности нет…

Покупатели! Нет, честное слово, покупатели! Он и Она — Николай и Марина. Бродят потерянно по рядам, грустно разглядывая цены на лобовых стеклах. Сразу видно, что ничего они сегодня не купят. Поэтому, наверное, продавцы особенно и не обращают на них внимания. Не наш клиент!

— Да вот, хотели взять что-нибудь недорогое, тысяч за 120-130, — вздыхает Марина. — А тут… Я ж тебе говорила, нужно до Нового года было кредит брать и покупать что-нибудь приличное, пока дешево было, — кажется, уже не первый раз набрасывается она на мужа. — Теперь ни кредит взять, ни за наши деньги ничего не купить!

Интересуюсь, а что с кредитом-то? Выясняется, пробовали они взять кредит. Но когда в банке узнали, что берется он на покупку иномарки, им вежливо, но твердо сказали: «Нет!» Почему — объяснять не стали.
— Да кто покупать-то будет, — с характерным кавказским акцентом говорит осетин Борис. — Все стало в долларах, все дорожает, а 30% народу еще и без работы остались! Стабильности нет…

Сам Борис машины не возит. Занимается перепродажей.
— Сейчас вот кризис, да? — продолжает он. — Значит, люди начнут заниматься сельским хозяйством. Картошка, там, овощи, огороды-дачи… А для огорода нужен грузовик. А вот купить его не сможет никто. Дорого! Как людям жить? А на митинги я не ходил. Ни к чему это. Вон во Владивостоке ОМОН всех разогнал. Зачем мне это надо?
А вот Александр, крепкий широкоплечий парень, напротив, считает, что протестовать нужно всем миром.
— Я в бизнесе уже 8 лет, у меня на рынке сейчас где-то около 40 машин, — рассказывает он. — Покупаю через «кнопку» — интернет-аукционы, налоги и пошлины плачу честно, а мне тут такой подарочек! Нас Москва в 90-х фактически бросила, махнула на Дальний Восток рукой. Начали выживать сами, наладили свой бизнес, нормальные деньги стали зарабатывать. Вот говорят, мол, у нас на торговле иномарками всего пара тысяч человек на весь регион кормится. Но это же неправда все! Это же не только купля-продажа, как на базаре. Мы же тут создали целую инфраструктуру — сам рынок, закусочные, авторемонт, покраска, автомойки, гостиницы… Это же рабочие места, налоги в казну. Слышал, что с ввоза подержанных иномарок правительство в бюджет получает до 10 миллиардов долларов прибыли. Из воздуха! А теперь что? В 17 раз продажи упали за месяц! И это только из-за долларового курса.
Спрашиваю, а почему продавцы не везут из Японии новые иномарки?
— Так на них пошлина в 3 раза выше, чем на подержанные, — поясняет мне Александр. — Снизят пошлины, повезем новые. А так сейчас народ вообще битые машины ввозить начнет. Это пока выгодней. Ввезут, тут подлатают и пустят в продажу. И народ купит! Потому что не будет никто в Приморье на русских машинах ездить. И дороже они, и ненадежные. Да вон, «АвтоВАЗ» с 26 января цены на свои автомобили поднял. Все еще удивляются, мол, с чего бы это? А то непонятно, с чего!

Кризисом по бизнесу

В общем, настрой обитателей авторынка можно охарактеризовать одним словом — негатив. И дело даже не в пресловутых пошлинах. Дело в выросшем долларе, резко снизившем покупательскую способность одних и, значит, доходы вторых. Машины-то покупаются в Японии за американские деньги, а здесь продаются уже за свои, родные, по курсу. И те, кто копил на вожделенного «железного коня», откладывая в чулок рубли, с нового года вдруг обнаружили, что их сбережений хватит аккурат на 2/3 машины. Покупать такой обрубок, разумеется, неохота никому.

Да что доходы! Автодилеры несут самые убытки. Ведь за день стоянки на площадке авторынка за каждую машину нужно заплатить 70-100 рублей. Вот и считайте. Хотя у нас еще что! На опустевшем «Зеленом углу» и рынке в Уссурийске расценки гораздо выше. Говорят, поэтому они сегодня и опустели. Многие продавцы даже идут на то, что снижают долларовую цену на свой товар. Стоил вчера микроавтобус 14500$, сегодня его отдают уже за 13200$. И все равно никто не берет. Дорого.
Краем кризис зацепил и продавцов автоаксессуаров — колес, запчастей, масел и прочего в этом духе. На месте некогда оживленного рыночного уголка, буквально недавно заваленного штабелями шин и дисков с «литьем», — закрытые на замок контейнеры. Торгует всего несколько человек. Говорят, продать за неделю хотя бы один комплект «резины» — уже большая удача. Остальные выходят на работу только по выходным — когда покупателей побольше. Торчать тут целыми днями нет никакого смысла…

Дмитрий Сапронов
, rio-panorama.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here