«Синий» закон

492

Фото: ИТАР-ТАСС
Верховный суд постановил не считать опьянение отягчающим обстоятельством при совершении уголовных преступлений. В результате пьяные водители за причинение вреда другим людям будут и дальше получать те же сроки, что и трезвые.

На сайте Верховного суда опубликовано постановление Пленума ВС, в котором со ссылкой на УК запрещается наказывать пьяных за «уголовщину» жестче, чем трезвых. В результате пьяные водители, сбивающие на зебре пешехода, получили еще одну гарантию, что судить их будут так же, как тех, кто перед поездкой отказался от выпивки. «Совершение лицом преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ, законом не отнесено к обстоятельствам, отягчающим наказание, – гласит этот документ. – В соответствии со статьей 63 УК РФ перечень отягчающих наказание обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит».

Однако пьяные водители совершают на дорогах самые страшные ДТП. В прошлом году пьяные лихачи стали виновниками нескольких громких аварий, в каждой из которых погибли или получили травмы несколько человек.

В июле под Уфой пьяный водитель на ВАЗ-2115 сбил садоводов на автобусной остановке. Четверо из них умерли на месте, еще 13 человек увезли в больницу. В октябре водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, протаранил колонну курсантов рязанского училища ВДВ. Шесть человек погибли, более 20 человек были госпитализированы. В ноябре в Санкт-Петербурге нетрезвый 21-летний водитель за рулем «десятки» решил «срезать», проехав через пешеходный сквер. В результате пострадали десять молодых людей, умерла 19-летняя девушка. При этом, по данным ГИБДД, пьяные водители в 2006 году стали виновниками почти 10 % ДТП на дорогах России.

Однако депутаты и чиновники засуетились и стали предлагать способы борьбы с пьянством за рулем только после происшествия в Рязани. Круче всех бороться с пьяными водителями потребовал министр обороны Сергей Иванов: «Даже в том случае, если водитель попадается пьяным, хотя он и не нанес никому ущерба, он все равно должен отправиться в тюрьму». После этого председатель Совета федерации Сергей Миронов предложил конкретный срок для нетрезвых водителей – пять лет лишения свободы, а если пьяный виновен в гибели человека – 10 лет. Замначальника МВД Александр Чекалин заявил, что достаточно лишать нетрезвых водителей прав на всю жизнь и отбирать у них автомобиль.

В результате после заявления Владимира Путина, что он считает «совершенно нетерпимым нахождение за рулем в нетрезвом виде», в МВД обнародовали законопроект, ужесточающий уголовную ответственность для пьяных водителей. По словам начальника отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимира Кузина, готовящийся законопроект не будет вступать в противоречие с УК и постановлением Пленума ВС.

«В готовящемся законе речь идет не о добавлении «пьянки» к отягчающим обстоятельствам, а о расширении всего одной – 264 статьи УК, которая предусматривает лишение свободы для водителя, причинившего человеку телесные повреждения средней тяжести или ставшему причиной его гибели. Вместо трех пунктов там будет шесть – за вред средней тяжести наказание увеличится с 2 до 3 лет, за гибель одного человека – с 5 до 7 лет, за гибель нескольких людей – с 7 до 9 лет», – пояснил он. По словам Кузина, этот законопроект в данный момент находится на согласовании в Правительстве, и в случае положительного отзыва может быть в ближайшее время передан на слушания в Госдуму.

Президент Коллегии защиты прав автовладельцев Виктор Травин заявил, что «пьянку» можно было бы сделать отягчающим обстоятельством, но не при существующем уровне «коррупции и беззакония».

И, тем более, не тем путем, который предлагают в МВД. «Для того чтобы нетрезвое состояние стало отягчающим обстоятельством, нужно доказать связь между ним и ДТП, что у водителя черти перед глазами поскакали, и он из-за этого наехал на человека. Автоматически добавлять срок пьяному некорректно. При этом в России пока делать «пьянку» отягчающим обстоятельством нельзя ни в коем случае. Это приведет только к росту злоупотреблений гаишниками и врачами».

По словам Травина, гаишники при разборе дорожных происшествий относятся к пьяным участникам ДТП предвзято и без расширения списка отягчающих обстоятельств. «Если пешеход попал под колеса в нетрезвом виде, то чаще всего в наезде признают виновным его и больше не разбираются. Симметрично это действует и по отношению к пьяным водителям. После того как понятно, что человек за рулем пьян, вину в ДТП приписывают ему, и дальше расследование не проводят, – рассказал Травин. – Это такая милицейская логика, пьяный всегда виноват. Гаишники считают, что дальше разбираться не надо».

Текст: Артем Бетев, Кирилл Тищенко. Фото: ИТАР-ТАСС.

Фото: ИТАР-ТАСС
(с) www.gazeta.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here