2008 год. Авария авторынка

449
Юридическая консультация онлайн

2008 год. Авария авторынка
Фото: russianlook.com

Финансовый кризис отодвинул ожидавшийся москвичами дорожный коллапс на неопределенный срок. Рост продаж на российском авторынке впервые за последние годы замедлился.

Смутные времена ждут мировой автопром. Ведущие автомобильные рынки катятся буквально под откос. Весь этот год американский авторынок сдувался на глазах, как лопнувший воздушный шарик. Европейский рынок не терпел столь яркого краха, но и благополучным его нельзя было назвать. Ну, а глобальный кризис доел все, что еще можно было бы спасти.

«Если еще буквально летом шел разговор о том, что глобальный кризис автопроизводителей, при падении ведущих авторынков, сдерживается ростом на развивающихся рынках, – говорит эксперт по автопрому консалтинговой компании «Авент-Капитал» Виктор Кунст, – то теперь подорваны вообще все рынки, резервов не осталось».

Никаких стратегических прогнозов, по словам эксперта, сейчас сделать невозможно. «На мировом авторынке нет карликовых компаний, и кризис, так или иначе, должны пережить все, – полагает Кунст. – Другое дело, что некоторые бренды могут покинуть бренный мир». Тяжелее всего, по его оценке, придется еще только зародившемуся китайскому автопрому: дилеры китайских автопроизводителей в спешном порядке покидают европейский рынок. Даже на постоянно растущем российском рынке китайцам не удалось закрепиться.

С небес на землю



Эксперты предрекают тяжелое будущее автопроизводителям.



В 2008 году, по прогнозам аналитиков, на американском рынке будет продано около 10,8 млн автомобилей, что на 2 млн машин меньше, чем в прошлом году. Ситуацию же на европейском рынке эксперты оценивают, как «стагнирующую». «Ожидается падение европейского рынка примерно на 3% – до 21,3 млн автомобилей, – говорит аналитик маркетинговой компании Autobuilding Ричард Стюарт. – Падение на 7,5% рынках Западной Европы компенсируется ростом в восточноевропейских странах на 11,3%».   



Однако и развивающиеся рынки падают. В частности, замедляются темпы продаж автомобилей в Китае: несмотря на то, что рынок за этот год прирос на 9,7%, эти темпы вдвое ниже прошлогодних. Подобная ситуация наблюдается и в Индии, где прогноз продаж на этот год уже понижен с 1,9 до 1,8 млн автомобилей. «Снижение темпов продаж в Индии стало тенденцией, – отмечает Стюарт. – В 2006 году рост составил 21%, в 2007−м – 16%, прогноз на этот год – 5,1%».



«В 2009 году мировой автопром ждет коллапс, – прогнозирует глава отдела автомобильной аналитики консалтинговой компании J.D. Power&Associates Джефф Шустер. – Ни один рынок не сможет избежать кризиса».

На прошлой неделе от «китайцев» открестился крупнейший дилер «Атлант-М». Еще раньше от импорта китайской автомобильной продукции отказались компании «Элекс-Полюс» и «Инком-Авто».

Да, в России не все так плачевно, как в Европе или Америке. Отечественный рынок хотя бы растет. Однако впервые за последние несколько лет рост продаж иномарок затормозился — в сентябре, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), он составил всего 22% к прошлогодним данным, тогда как во все месяцы 2008−го держался на уровне 40% относительно аналогичных показателей 2007 года. Кроме того, падение реализации в сентябре показали сразу 15 автомобильных брендов, в том числе из первой десятки. Серьезно пострадал отечественный автопром: в сентябре был показан всего лишь 1,5%−ный рост спроса на российскую продукцию. Впрочем, рост иномарок в 22% компенсировал падение продаж на отечественные автомобили.

Лидеры падения спроса на российском рынке

По данным АЕБ

Модель

Количество проданных

автомобилей в сентябре 2008 года

Динамика к сентябрю

2007 года (%)

Chevrolet Lanos

2998

-35

Hyundai Accent

4254

-28

Ford Focus

6240

-22

Renault Logan

4728

-15

Kia Cee’d

2258

-12

Daewoo Matiz

3462

-11

Chevrolet Niva

3851

9

Kia Spectra

2234

-9

Hyundai Getz

3067

8

Ford Fusion

2935

-3

«Падение продаж ознаменовано тем, что банки ужесточили процесс выдачи автокредитов, – говорит аналитик ИК «ВИКА» Александр Генералов. – Как показывает практика, получить кредит сейчас стало практически невозможно, банки отказывают клиентам и с благоприятной кредитной историей, и достойной зарплатой, а кредиты без первого взноса фактически отменены». По оценке специалиста, сейчас на десять кредитных заявок в автосалонах следует семь-восемь отказов от банков.

На общем негативном фоне довольно блекло прозвучала информация о крахе крупнейшего в России продавца – компании «Инком-Авто». Как сообщил 20 октября президент «Инком-Авто» Дмитрий Козловский, компания намерена продать до 30% своих акций для привлечения $70–100 млн «с целью преодоления последствий финансового кризиса». По его словам, часть привлеченных средств должна пойти на погашение долга компании.

«Пока автодилеры переживают не столь серьезные потери, как производители, – считает аналитик ИК «Образ» Михаил Чистяков. – Даже наиболее пострадавшие из них отделываются малой кровью: сокращают штат и издержки». Но при дальнейшем падении рынка, по прогнозам эксперта, многие продавцы обанкротятся.

Впрочем, в целом отечественный авторынок пострадает не так сильно, как остальные мировые рынки. По прогнозам Михаила Чистякова, по итогам этого года рост продаж составит порядка 20–25%. А в следующем году, при самом негативном сценарии, продажи упадут еще процентов на десять.

Самой главной проблемой, которой, собственно, и обусловлено падение продаж, является снижение объемов автокредитования. «В 2009 году автокредитование снизится в два-три раза, – полагает глава PR-службы ИКБ «Совкомбанк» Владимир Шикин. – До кризиса каждый второй автомобиль покупался в кредит, теперь таковым будет каждый пятый». И меньше всех, по оценке специалиста, пострадают те компании, которые имеют собственные финансовые учреждения, способные выдавать узкоспециализированные кредиты. Речь идет о действующих в России BMW Financial Services, Toyota Bank, Daimler Chrysler Bank и Nissan Finance. Именно потому компания Peugeot спешит открыть свой финцентр в России.

Андрей Гулютин, www.akado.com

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here