Дорожная этика. Злейшие враги

620
Юридическая консультация онлайн

Катастрофические пробки в обеих столицах положительно настраивают на поиск врагов.

Кто те нелюди, которые портят кровь, воруют время и здоровье у рядовых автомобилистов? Конечно же, гаишники, занятые массовым отловом нарушителей в спокойных местах и появляющиеся в центре затора только после многочисленных настойчивых звонков стоящих в пробках дежурному по городу. Но не судите их строго. В конце концов, их основной показатель, помимо суммы штрафов, — уровень аварийности, а многочасовой затор является наиболее эффективным способом его снижения. А зарплату инспекторам платят вовсе не за повышение пропускной способности вверенных им улиц и дорог.

Между прочим, в стране, переживающей бурную автомобилизацию, нет органа, отвечающего за организацию дорожного движения. Нет ни специалистов, ни учебных кафедр. Почему, надо бы спросить у правительства, но оно слишком занято своей энергетической безопасностью и до сих пор не собралось с духом, чтобы ответить, почему последние восемь лет количество дорог с твердым покрытием у нас не только не росло, а планомерно ежегодно сокращалось.

Портят нам жизнь и избранники. Начинали скромно, с парковки на Охотном Ряду в восемь (гипербола?) рядов. Теперь умиротворительные поправки в КоАП принимают. Слабое знание вопроса законотворцами приводит к тому, что законы получаются влажноватыми и требуют уточнений и разъяснений. К тому же не охватывают все возможные дорожные ситуации. Но от обвинений в адрес властей воздержимся — сами выбирали. Тем более что, как показывает практика, круче всего насолить автомобилисту способен лишь его сосед по асфальту и брат по баранке.

Проблему ближнему легко создать прямо на ровном месте. Особенно, если место достаточно широкое. Последнее время по воскресеньям на довольно узком (ряд в каждую сторону) шоссе на подъезде к городу стала образовываться грандиозная пробка. Вокруг ни светофоров, ни перекрестков. Только знак ограничения скорости до 60 км в час перед относительно сложной связкой поворотов. Казалось бы, ничего страшного: поток снижает скорость до 60, и все дружно проезжают зону ограничений. Самая большая беда — придется сбросить ход чуть раньше знака, «ожидая» своей очереди.

Пока не появились «мастера», при большом количестве транспорта поток замедляется довольно далеко от запрещающего знака, Но едут все, и скорость 60 км/ч для выходного дня достаточно высока.

Подъехали те, кто очень спешит. Обгон на дороге с двумя полосами движения запрещен, но появление встречных машин вынуждает обгоняющих пытаться вклиниться в правый ряд. Скорость потока резка падает.

«Не обогнать слева — проскочим по обочине». Действует, пока обочина достаточно широка для движения. Обочина кончилась — началось столпотворение. Если кто-то кого-то заденет, стоять всем до посинения.

Не тут-то было. Находятся те, кому «очень надо». Подъезжающих к знаку «слишком медленно» начинают дружно обгонять по встречной, пытаясь увернуться от едущих из города и втиснуться обратно в «свой» ряд. Главное российское правило трех Д (Дай Дорогу Дураку) не срабатывает, начинается «силовая борьба». Все, приехали. Скорость потока падает почти до нуля. Теряют время и законопослушные, и «литерные». Но это еще не конец.

Заметив, что по встречной уже не пробиться, очередная волна «смельчаков» бросается на правую обочину, которая, к несчастью, сужается как раз у злополучного знака. Вот теперь конец! Три ряда движения влезают в один. Причем два считают: «Прорвемся!», а один — «Право имею!». Хорошо, когда обходится без столкновений…

В Правилах движения поведение «литерных» описывается как нарушение правил обгона. «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться, что… по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.1 ПДД). «Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны» (п. 11.2). «Запрещается движение по… обочинам» (п. 9.9).

Нарушающих названные пункты правил ловить — не переловить, но ни одного инспектора в «зоне боевых действий» замечено не было: грех работать с оборота, когда Дума такую знатную маржу за «встречку» подкинула.

Не стоит выезжать на перекресток, если с него некуда уехать. Даже если горит зеленый. Проехать можно будет при следующем разрешающем сигнале светофора. А если затор впереди не рассосется, то разумнее стоять, не мешая другим.

Все торопятся, хотя торопиться уже некуда. Затор впереди разъехался, но перекресток заблокирован наглухо. А виновники «торжества», спровоцировавшие пробку, «уже давно тю-тю».

 
По сути, описанная ситуация — разновидность той, о которой мы говорили раньше. В час пик три-четыре идиота, выехавшие на перекресток по зеленому сигналу светофора, способны парализовать движение во всем районе. С перекрестка надо успеть уехать. Иначе найдутся последователи с поперечного направления. При плотном транспортном потоке пробка на перекрестке возникает за 1–2 минуты, еще через 3 может встать соседний, и так далее. А рассасываются системные пробки часами. И опять гаишники, если и появляются, то поздно, а кумиры народные считают подобное нарушение несерьезным. Но, что обидно, «организаторы» пробки вскоре с перекрестка уедут, а их последователям и ни в чем не повинным гражданам придется расхлебывать всю эту кашу. Английский писатель Олдингтон почти век назад написал роман «Все люди враги». Это похоже на нас, но с добавлением: «сами себе».

Владимир Заборщиков, © 5 колесо, www.5koleso.ru
© Фото: Игорь Кузнецов, 5 колесо

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here