Парижский автосалон 2008 – пир во время чумы

515

alt

Мировой экономический кризис принял угрожающие масштабы: два месяца подряд европейские продажи автомобилей отстают от прошлогоднего уровня на 20%. Некоторые заводы, например Skoda, объявили о временной остановке производства, ряд фирм в срочном порядке корректирует планы продаж. Ощущается кризис и в России: если в начале года рост рынка составлял 40%, то в сентябре – лишь 22%, причем в последние два месяца многие марки впервые за несколько лет ушли в минус.

Автомобильная промышленность уязвима для кризисов. Новая модель готовится к производству долгие годы, и никто не в состоянии в авральном режиме скорректировать модельный ряд к новым условиям. Ситуация напоминает азартную игру: изменения спроса внезапны и непредсказуемы, как выпадение очков на игральных костях, а ставки уже сделаны – что спроектировал, то и продавай. Кто мог предположить, что этой осенью продажи Smart скакнут сильнее, чем за всю историю марки?

В таких почти фронтовых условиях проходит Парижский автосалон. В выставочных павильонах никакой паники не наблюдается, но это лишь видимость: если экономическое цунами продолжит набирать силу, судьба некоторых новинок может быть под угрозой.

Но все надеются на лучшее. Немецкая тройка представила три новые модели, по которым можно судить о перспективах развития Audi, BMW и Mercedes-Benz на ближайшие годы.

Меньше, да лучше

altМировой кризис особенно жестоко ударил по сегменту дорогих и прожорливых автомобилей: например, в сентябре в Великобритании продажи представительских машин и вседорожников всех мастей упали на 40% – самый серьезный провал за последние десятилетия. Меньше других пострадали городские автомобили, а продажи субкомпактов даже выросли.

В этом смысле Audi очень кстати продвигает свой проект А1 – автомобиль класса VW Polo. Правда, пока это концепт с безрамочными дверями и «борзым» дизайном, но через два года он пойдет в серию, сохранив многие черты провозвестника. Почему так долго? Заходя на рынок компактных автомобилей, Audi осторожничает, опасаясь повторения истории с алюминиевым А2, который продавался хуже Audi A6. На этот раз промашек быть не должно: задача А1, с одной стороны, стать одним из локомотивов марки в экологически озабоченном мире, с другой – дистанцироваться от моделей попроще, вроде Skoda Fabia и VW Polo. И никаких революций: только решения, обкатанные другими производителями.

A1 – это гибрид с 1,4-литровым 148-сильным бензиновым мотором и 27-сильным электродвигателем (итого 175 л. с.). В прошлом году на Токийском автосалоне Audi уже показала предтечу А1 (Metro Project), у которого электромотор приводил в движение задние колеса, оправдывая шильдик Quattro. Однако Audi отказалось от этой концепции в целях экономии веса. Поэтому A1 – классический гибрид с приводом на передние колеса. Но он не повторяет идею Toyota Prius. Японский гибрид фактически не имеет коробки передач, работу которой имитирует сложный планетарный механизм, суммирующий моменты от бензинового и электрического моторов. У Audi A1 есть коробка передач S-Tronic (преселективная с двумя сцеплениями), а за распределение потоков мощности отвечает автоматическая дифференциальная передача.

Гибрид способен проехать на электротяге около 100 км – спасибо литий-ионным батареям, а в смешанном цикле потребляет менее 4 л/100 км. В режиме «тапка в пол» моторы развивают почти 400 Н*м суммарного крутящего момента. Для сравнения, Mini Cooper S выдает те же 175 л. с., но лишь 240 Н*м, так что новинка – горячий хетч во плоти. Audi A1 вообще отличается хорошей энерговооруженностью: начальный 1,2-литровый мотор TSI развивает 110 л. с., топовый 2-литровый – 211 л. с. В последней версии A1 будет конкурировать с «заряженными» Alfa MiTo и Mini Cooper S.

Экспонат, которого не было?

altЖурналисты Lenta.ru, побывавшие на Парижском автосалоне, были озадачены исчезновением на третий день выставки BMW X1. Злые языки заговорили, что ввиду финансового кризиса компания срочно прекратила работы над кроссовером и переключилась на проект «безалкогольного» микрокара BMW 0. Есть предположение, что машину купил русский олигарх. Или китайцы, большие ценители западной эстетики. Но скорее всего «пропажа» связана с вполне прозаичными причинами, о которых мы не узнаем.

BMW X1 – автомобиль почти серийный, поэтому лишен экстравагантных решений. Но выглядит он слишком предсказуемо, и, могу поспорить, ваша девушка примет его за модель прошлого года. Стилисты BMW постарались оживить автомобиль сложными подштамповками на боковинах, которые наверняка стали кошмаром для технологов, но все равно получилось немного искусственно. Хотя не судите чересчур строго: автомобиль ориентирован прежде всего на женщин, так что некоторая плюшевость образа даже на пользу. Audi Q5 тоже не стал дизайнерским откровением, а продажи пошли бойко.

Х1 интересен своими размерами – 4457х1789х1535 мм. Чтобы было понятнее, это ненамного меньше габаритов нынешнего BMW Х3 (4569х1853х1674). Зачем BMW две почти идентичные модели? Все просто – к моменту выхода Х1 на рынок осенью следующего года появится Х3 второго поколения, который «подрастет» и займет нишу ровнехонько между Х1 и Х5. В этом году конкуренты выпустили несколько сильных премиум-кроссоверов (Audi Q5, Mercedes-Benz GLK, Volvo XC60, Infiniti EX), которые начали теснить старожила рынка BMW X3. Так что Х1 надеется восстановить статус-кво.

Х1 построен на платформе «трешки», и от нее же позаимствовал полный привод хDrive с автоматическим подключением передних колес. Никаких экстравагантных систем, вроде активного дифференциала от BMW X6, пока не планируется.

Поначалу автомобиль будет предлагаться с парой двухлитровых моторов, бензиновым (170 л. с.) и дизельным (177 л. с.), также ожидается появление их трехлитровых «родственников» – 272 л. с. и 245 л. с. соответственно.

Кроссоверы – один из наиболее «щекотливых» классов автомобилей. Сегодня они входят в обязательную программу любого крупного производителя, но это рискованный бизнес: экология и экономика ополчились против кроссоверов, поэтому их рыночная доля может внезапно сократиться. И все-таки автопроизводители вряд ли откажутся от этих универсальных автомобилей: в худшем случае, переведут на гибридную тягу.

Фасинэйшн

altСамой яркой новинкой Mercedes стал Concept Fascination (концепт-очарование). Его имя сквозит присущей марке скромностью, но отражает ли оно суть?

Три раза да. Не обращайте внимание на экзотический кузов shooting-brake (двухдверный универсал). Mercedes специально выбрал «вымирающий» тип кузова, чтобы исключить прямые параллели с существующим модельным рядом, однако кота в мешке не утаишь: Conсept Fascination – это намек на E-класс 2010 модельного года (W212), дебют которого ожидается в середине будущего лета. Соответственно, примерно так же будет выглядеть новый CLK.

Concept Fascination – первая большая работа Гордена Вагонера в статусе главного дизайнера компании Mercedes-Benz. Напомним, что в середине лета он сменил на этом посту Питера Пфайфера, который занимал руководящие должности в мерседесовском отделе дизайна без малого 30 лет.

Сам Вагонер работает на компанию с 1997 года и приложил руку практически ко всему алфавиту мерседесовских моделей – от А до CLS, однако сейчас получил карт-бланш на создание дизайна собственной мечты (в рамках разумного, конечно).

Concept Fascination вполне оправдал свое название – действительно очарователен. В линиях улавливаются эмоциональные, даже чуть небрежные росчерки дизайнера, вдохновленного собственной работой; есть и типично мерседесовкий ген. Даже в статичном состоянии он сквозит кинетической энергией, словно попавшийся в объектив фотографа баллистический снаряд.

Конечно, серийный E-класс не будет столь экспрессивным, да и кузов shooting brake если и появится, то нескоро. Тем не менее двойные ромбические фары, восходящие линии боковин и динамичные пропорции скорее всего останутся. Причем, по словам самого Вагонера, Concept Fasination станет источником вдохновения при создании других моделей Mercedes, что позволит создать единое лицо марки.

Интересен и мотор концепта, который развивает 204 л. с. и 500 Н*м. Не впечатляет? Однако более 200 «лошадей» удалось снять с 2,2 «дизельных» литров, вплотную приблизив форсировку мотора на тяжелом топливе к 100 л. с. При этом он укладывается во все мыслимые экологические нормы, в стандартном цикле расходует 5 л/100 км, а главное – является серийным образцом. Здесь же, на Парижском автосалоне, дебютирует C-класс с подобным мотором, продажи которого в Европе начнутся этой осенью.

Кризис может существенно повлиять на позиции больших седанов: озабоченные расходами на эксплуатацию европейцы уже шарахнулись от подобных машин. Поэтому выход один – делать машины более экономичными и более экспрессивными, чтобы искушение купить роскошный седан было сильнее разнонациональных доводов. Именно этим Mercedes-Benz и занимается.

На Парижском автошоу производители стараются излучать оптимизм, однако общее настроение подавленное: по оценкам многих, кризис и его последствия будут ощущаться еще минимум два года. Структура рынка может существенно измениться, а многие наработки потеряют актуальность, и тем не менее пока автопроизводители не склонны паниковать, надеясь «выехать» за счет набирающих актуальность недорогих и экономичных моделей. Удастся ли – покажет время.

Артем КРАСНОВ, специально для vipautochel.ru
Фото производителей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here