О роскоши в нищете

739
Юридическая консультация онлайн

Крах финансовой системы Соединенных Штатов Америки поставил жирный крест на положительной динамике продаж автомобилей во всем мире: к началу следующего года этот показатель рискует войти в крутое пике, и новых рекордов роста в обозримом будущем не предвидится

В «черном» августе пошатнулись позиции лидеров отечественного рынка иномарок

В «черном» августе пошатнулись позиции лидеров отечественного рынка иномарокЕдва ли не последним крупным очагом сопротивления остается Россия и несколько других развивающихся рынков, таких, как Китай и Бразилия, но позитив здесь только лишь в том, что скорость падения немного ниже: устойчивый ежегодный рост (в среднем на 50%) объемов продаж иностранных автомобилей в нашей стране подошел к концу.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в августе 2008 года в России продано на 23% (175,56 тыс. единиц) иномарок больше, чем в августе 2007−го, но этот рост почти вдвое меньше, чем в предыдущем месяце. Для сравнения, в июле реализовано 199,33 тыс. иномарок как отечественного, так и иностранного производства, что на 40% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Перелом тренда произошел в I полу­годии 2008 года, когда, несмотря на 47−процентный рост российского рынка иномарок, из 49 представленных на рынке иностранных брендов только 19 смогли за отчетный период достичь или превысить темпы роста автомобильного рынка России.

В «черном» августе и вовсе пошатнулись, казалось бы, незыблемые позиции лидеров отечественного рынка иномарок. Отрицательную динамику показал самый популярный в РФ бренд Chevrolet (-5%), концерн Mitsubishi Motors снизил продажи на 19%, Renault — на 7%, Kia — на 8%, Volvo — на 48%, Mercedes-Benz — на 18%.

И хотя некоторые менее массовые бренды торговались успешно (например, продажи Honda выросли на 144%, а Fiat — на 456%), августовское падение лидеров урезало общий темп прироста рынка за восемь месяцев на 4% (43%) по сравнению с 47% за I полугодие 2008 года.

По нашему прогнозу, дальнейшее развитие нисходящего тренда зафиксирует годовой показатель прироста объемов продаж иномарок в России в оптимистичном сценарии на отметке +20–25%, а в первой половине будущего года динамика окажется отрицательной. И вот почему.

Финансовая истерия

Крупнейший за всю историю Соединенных Штатов ипотечный кризис сломал стереотип «жизни в кредит» рядовых американцев, формировавшийся не один десяток лет. Некогда удобные ипотечные займы, долгие годы усыплявшие бдительность граждан США, в один момент превратились в главный кошмар и страх — страх потери самого дорогого, что у них есть и за что они рассчитываются всю жизнь — собственного дома.

По мнению некоторых экспертов, спасение главного актива в случае утраты кредитоспособности американцам логично искать в кредитных картах — второму по величине и популярности финансовому продукту североамериканской финсистемы после ипотеки. Продукту, который, в отличие от ипотеки, не обеспечен никакими долговыми обязательствами и как следствие — на порядок более рискованный с точки зрения финансирующей организации. Говоря простыми словами, неплатежеспособный американец, находясь во власти страха потери дома, в первую очередь бросится снимать все деньги с кредиток, чтобы ликвидировать ипотечный долг. Нетрудно представить: если в такой ситуации и без того изрядно покалеченной финансовой системе США придется пережить еще один гораздо более серьезный виток кризиса, то остальному миру тоже придется несладко.

В этой связи легко представить перспективу третьего по объему кредитного продукта — на приобретение автомобиля, вне зависимости от региона. Нынешнее психологическое состояние налого­плательщиков, мягко говоря, не располагает к покупке либо замене машин на новые. Это ведет к ослаблению потребительского спроса, в том числе и на кредитный продукт, поскольку более половины автомобилей в той же России приобретается в кредит (по данным АА «Автостат», в 2007 году в России было продано 2,42 млн новых авто, 1,15 млн из которых — в кредит). С другой стороны, финорганизации в условиях низкой ликвидности не смогут по-прежнему легко и дешево выдавать ссуды гражданам. Банкиры сходятся во мнении, что в ближайшем будущем придется не только повысить ставки (соразмерно с ростом инфляции) и ужесточить условия (сокращение займов без первоначального взноса, уменьшение максимальной суммы кредита), но и поднять планку риск-менеджмента (дополнительный залог, поручительство третьих лиц, страхование жизни).

Ситуация видится истерически-комичной: желание граждан покупать в кредит слабеет, условия кредитования резко ужесточаются. При таком раскладе о темпах роста данного кредитного инструмента в перспективе ближайших лет остается только мечтать. Согласно оптимистичным прогнозам аналитиков, темпы роста автокредитования в России, разогнавшиеся в последнее время до немыслимых скоростей, по итогам 2008 года снизятся на 25–30% по сравнению с предыдущим годом.

Коснется всех

Две вышеописанные проблемы очевидно взаимосвязаны и взаимозависимы. Ослабление покупательского спроса, с одной стороны, и низкая ликвидность финансирующих организаций — с другой, негативно отражается на всех сферах экономики в большей или меньшей степени, но мы говорим об автомобильной промышленности.

По прогнозам J.D. Power & Associates (США), продажи автомобилей в США сократятся на 7,7%: с 16,2 млн в 2007−м до 14,95 млн штук по итогам 2008 года.

Хлипкая мировая экономика тянет вниз и автомобильную отрасль Западной Европы: по данным Global Insight, в августе продажи новых автомобилей здесь снизились на 16,4%, за восемь месяцев 2008 года падение составило 4,4%. Прогнозируемое падение на будущий год составляет 4–7%, и позитива вплоть до 2010 года ожидать не приходится.

Из пяти ключевых автомобильных рынков Европы больше всего пострадала и без того слабо развитая Испания. Рост безработицы и отсутствие внятной финансовой политики спровоцировали падение продаж новых автомобилей в августе на 41,3%, а за восемь месяцев года показатель достиг отметки -21,1 %. Годовой результат падения прогнозируется на уровне 25% по отношению к предыдущему периоду.

Британский рынок пошатнулся в августе на 18,6%, что стало новым историческим минимумом за последние 40 с лишним лет. Не исключено, что по итогам года рынок Туманного Альбиона сложится вдвое.

В Италии «черный» август характеризовался падением продаж на 26,4%, в период с января по август снижение составило 12,4%. Среднегодовая инфляция в Италии по итогам августа на уровне 4,1% (рекордно высокий показатель начиная с 1966 года) и одни из самых высоких в Европе цен на топливо не сулят никаких радужных перспектив: прогнозное снижение объемов продаж автомашин по данным Fiat составит 15% по сравнению с показателями предыдущего расчетного периода.

Обвал не обойдет стороной и более устойчивые рынки Германии и Франции, объемы продаж на которых сократились в августе на 10,4% и 7,1% соответственно.

И тихую гавань тоже

altВ итоге ни один из европейских авторынков не остался незатронутым глобальным финансовым торнадо, а рынки развивающихся стран с небольшим временным лагом пойдут вслед за ними. Так, в Китае продажи упали на 6,2%, в Индии — на 4,4%. Бразильский рынок вырос, но всего на 4% в августе.

Российский, с его увеличением в 23%, на этом фоне выглядит островком стабильности, но перспектива после резкого восхождения вверх испытать еще более стремительное падение выглядит сегодня более вероятной.

На это указывают некоторые техни­ческие факторы. Если до сих пор падение продаж демонстрировали только неодно­значные китайские бренды, а также Citroen, Daewoo, Fiat и ряд других немассовых марок, то в августе отрицательную динамику показали лидеры рынка: Chevrolet, Mitsubishi, Mercedes-Benz, Volvo, Renault. Производители, которые смогли увеличить продажи в августе, вероятно, выполняли заказы предыдущих месяцев.

Удар пришелся в первую очередь по наи­более массовым моделям: упали продажи Renault Logan на 9%, Chevrolet Niva на 3% и Lanos на 52% , Nissan Almera на 31% и X-Trail — на 10%. Кроме того, «просели» Kia Spectra на 16%, а также Daewoo Matiz на 13%.

В ближайшем будущем российскому рынку следует ожидать пришествия первой волны кризиса, уже прокатившейся по заокеанскому и европейскому рынкам и скорректировавшей ситуацию на них.

В первую очередь это переориентация потребителя с «тяжелых» легковушек на дешевые и экономичные компакт-кары. Помимо вышеописанных проблем, снижение продаж габаритных автомобилей, на долю которых ранее приходилась большая часть, вызвано растущими ценами на топливо и высоким налогообложением более мощных и более токсичных двигателей.

Так, по статистике аналитической компании JATO Dynamics (Великобритания), продажи тяжелых внедорожников снизились на 44,4%, крупногабаритных седанов — на 29,5%, мини-вэнов — на 21,7%, внедорожников премиум-класса — на 14,6%.

Резкое снижение спроса на крупно­габаритные автомобили сопровождается увеличением спроса на мини-кары. Реализация в этом сегменте выросла на 19,1% в I полугодии 2008 года.

В сложившихся жестких рыночных условиях автопроизводители начинают пере­сматривать финансовые и производственные стратегии в сторону снижения объемов производства и реализации крупногабаритных машин, сокращают объемы выпуска еще не завоевавших рынок моделей, переносят или вовсе отменяют вывод новых.

Материал подготовлен при поддержке аналитического агентства «Автостат» (Тольятти).

Рада Державец, аналитик «Эксперт Сибирь»
Артем Попов, заместитель главноего редактора журнала «Эксперт Сибирь»
Фото: Борис Барышников
// www.expert.ru

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here