Автокредитование: dolce vita скоро закончится

434

Mazda 2

Для тех, кто намерен купить или обновить свой автомобиль наступают трудные времена. Точнее перестраиваться придется желающим приобрести транспортное средство в кредит. Участники рынка хоть и расходятся в деталях, но в целом они уверены, что в дальнейшем будет все только хуже.

Счастливые времена вернутся, если вернутся, только в 2010 году. Dolce vita (сладкая жизнь) скоро закончится. Банки, работающие на рынке автокредитования, уже начали пересматривать свои программы, повышая процентные ставки.

Финансисты говорят, что это лишь видимая часть айсберга. За месяц большинство банков подняли ставки на 2-5 процентов. Если раньше можно было купить автомобиль в кредит под 10-13 процентов годовых, то сегодня предложения начинаются от 15-17 процентов.

По словам Василия Палаткина, руководителя бизнес направления розничного управления банка «Уралсиб», многие участники рынка в ближайшее время пересмотрят свое отношение к различным возрастным группам заемщиков. В частности станут жестче требования к 18-20-летним соискантам и людям, скажем так, предпенсионного возраста.

«Более того, можно смело утверждать, что банки будут менее охотно кредитовать рынок подержанных машин, увеличатся сроки рассмотрения документов, да и сами программы будут предусматривать увеличение первого взноса», — добавлят Василий Палаткин.

Именно поэтому эксперты рекомендуют до конца года покупать автомобиль, так как очень сложно предугадать, как будут развиваться события в следующем году. Тем более сейчас еще действуют различные льготные программы кредитования на некоторые модели.

«Пока мы не пересматриваем наши планы продаж, — говорит Павел Копатько, генеральный директор автоцентра «Атлант-М Лахта» (официальный дилер GM и Cadillac). — Хотя, не скрою, определенные проблемы с реализацией машин стоимостью от 25 000 до 35 000 долларов могут возникнуть».

Сегодня клиенты, которые уверены в завтрашнем дне, выбирают новый автомобиль в этой ценовой категории. Здесь и Opel Astra, VW Golf, Mazda 3, Ford Focus. Несколько проще будет пережить экономический спад тем компаниям, которые имеют собственные финансовые институты в нашей стране.

А таких довольно много. GM, Nissan, BMW, Toyota, Ford предлагают собственные программы поддержки при покупке автомобиля. Но опять же, даже эти предложения могут быть пересмотрены в сторону, например, увеличения первого взноса на определенные модели и сокращения сроков кредитования.

Это происходит из-за того, что компании вынуждены тратить большие средства на обновление модельного ряда с учетом меняющихся требований на разных рынках, а также громадными инвестициями в развитие гибридных технологий. Из-за чего финансов для поддержки розницы просто не остается.

«Финансовая ситуация может повлиять прежде всего на желание потребителя снизить расходы на эксплуатацию своего автомобиля. Соответственно, предпочтения могут измениться в сторону не более дешевых, а более экономичных (прежде всего, по расходу топлива) автомобилей», — уверен Вардан Даштоян, главный исполнительный директор розничного подразделения ГК «РОЛЬФ».

В компании говорят, что сейчас нельзя однозначно говорить о том, что вырос процент отказов по кредитам, до конца года он может увеличиться в пределах 5 процентов, что незначительно. Требования к доходам заемщиков не изменились, банки могут проводить более тщательную, нежели раньше, проверку жизненной истории заемщика, однако, это не сыграет большой роли в общей картине, уверены в «РОЛЬФ».

«Хуже всего придется тем заемщикам, которые не могут предоставить справки о подтверждении доходов, — утверждает Алексей Марей, глава розничного направления «Альфа-банка». — Им, скорее всего, будут отказывать или предоставлять кредит на очень невыгодных условиях».

По мнению Алексея Марея, дилеры еще сохраняют оптимизм, поскольку четвертый квартал всегда приносит им положительные эмоции, но отрезвление наступит в начале 2009 года.

Однако экономический кризис может негативным образом отразиться на развитии самих дилеров. Вардан Даштоян утверждает, что кризис влияет на возможности дилерских предприятий финансировать операции по развитию бизнеса, но это скажется на рынке позднее и на другом уровне.

Так, трудности банков влияют, прежде всего, на дальнейшее развитие дилерских холдингов. Многие сейчас сокращают свои планы по строительству. Налицо тот факт, что инвестиции стали менее доступными, что скажется на замедлении темпов развития рынка в будущем. Сроки заметных изменений зависят от ресурсов (ликвидности) дилерских предприятий и производителей.

Несмотря на определенные различия во взглядах на экономические проблемы, участники рынка уверены, что покупку автомобиля в кредит, лучше не откладывать в долгий ящик. На выбор бренда и модели осталось не так много времени.

Банки пристальнее начнут обращать внимание на:

Наличие справки о доходах

Возраст заемщика (сложнее 18-20-летним и людям предпенсионного возраста)

Могут требовать новые документы (например, диплом о высшем образовании)

Увеличатся сроки рассмотрения документов

Увеличится размер первого взноса

Заемщикам определенных отраслей может быть отказано в кредите

Для справки

По оценке аналитиков Розничного подразделения ГК «РОЛЬФ» к 2012 году продажи иномарок в России составят более 3,5 млн. автомобилей. В 2007 году в России начитывалось 2 тыс. дилерских центров, при этом средний уровень продаж с одного дилерского центра – порядка 1 тыс.автомобилей (с учетом продаж в регионах).

В условиях жесткой конкуренции этот уровень вряд ли изменится. Таким образом, чтобы реализовать 3,5 млн. иномарок к 2012 году, по нашим оценкам, количество автосалонов в стране необходимо довести до 3,5 тыс., то есть построить еще 1,5 тыс. автоцентров. По самым скромным подсчетам это потребует 30,2 млрд. долларов инвестиций.

Понадобятся значительные заемные средства. В совокупности, дилеры смогут аккумулировать около 16,5 млрд. долларов собственных средств. Остальные $13,7, а это 45процентов от необходимых инвестиций, компаниям предстоит брать в кредит.

Сергей Иванов, www.tormozi.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here