ГИБДД меняет шило на мыло

779
Юридическая консультация онлайн

Глава ГИБДД России Виктор Кирьянов сообщил, что уже с 2009 года будет изменена процедура регистрации автомобилей: номерные знаки будут навечно сохраняться за машинами. Но очевидно, что такая реформа не облегчит процесс, и очереди не сократятся.

alt
Фото: РИА Новости

Вокруг недавнего субботнего заявления руководителя Департамента безопасности дорожного движения (ДБДД) МВД России Виктора Кирьянова в интервью телеканалу «Россия» разгорелась нешуточная шумиха. Дело в том, что никто толком не понял, что имел в виду главный гаишник страны.

Как рассказал глава ГИБДД, проанализировав международный опыт, гаишники решили закрепить номерные знаки за автомобилями. «Я думаю, что уже со следующего года мы этот номерной знак, если он действительно в хорошем состоянии находится, будем оставлять за автомобилем», – заявил Кирьянов.

Однако очень многие СМИ, среди которых и агентство «Интерфакс», сообщили о том, что Виктор Кирьянов говорил не об автомобилях, а о водителях. Дескать, снимая с учета свой автомобиль при продаже, саму машину бывший владелец передает покупателю, а номера оставляет себе, чтобы поставить на следующую машину.

Сложившаяся ситуация вызвала нешуточную шумиху среди автомобилистов. В сообществе LiveJournal «Ru Auto» разгорелась оживленная дискуссия на эту тему. Ведь обе теории имеют право на существование. С одной стороны, оставлять за собой старый номер автомобилисты могли и раньше. Для этого нужно написать заявление в МРЭО. Затем оно из районного отделения отправляется в управление ГИБДД региона, и там милицейские начальники принимают решение о возможности сохранения номера за конкретным человеком. Правда, из-за трудности такого порядка им мало пользуются. Для этого нужно одновременно иметь две машины – старую, которую продают, и новую – на которую перевешиваются номера. И усложнять себе жизнь в таких случаях берутся разве что владельцы «красивых» номеров. «Мне вот кучу нервов со всякими пропусками это сохранило, что я оставил номера те же, – пишет в сообществе «Ru Auto» пользователь Inmymind_kirill. – Это, кстати, вполне законно, просто если нет там знакомых, никто с этим возиться не будет».

Однако и практика сохранения номеров за автомобилями тоже существует, в частности, в США. На чьей же стороне правда?

За разъяснениями мы обратились в отдел пропаганды ДБДД МВД России. «Те, кто пишут и говорят о том, что номера будут закрепляться за водителями, слушают, видимо, не ушами, – предположил руководитель отдела пропаганды Владимир Шевченко. – У них, видимо, смещен центр тяжести». По его словам, то, что Владимир Кирьянов заявил, то он и подразумевал: по замыслу чиновников ГИБДД, номера должны оставаться за автомобилями пожизненно. Как подчеркнул Шевченко, в ближайшие дни последуют официальные разъяснения о грядущем изменении порядка регистрации транспортных средств.

Сегодня государственный регистрационный знак имеет три буквы (правда, только те, которые имеют аналоги в латинском алфавите, коих всего 12) и три цифры. Плюс номерной знак помечен порядковым номером региона, где зарегистрирован автомобиль. Общее количество комплектов номерных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта Федерации, по существующему ГОСТу составляет 1 726 272 единицы. В ряде регионов этот лимит уже давно превышен — в некоторых административных округах, таких, как Санкт-Петербург (78, 98), республика Татарстан (16, 116) или Краснодарский край (23, 93), уже зарегистрировано по два номера региона. Есть регионы с тремя видами номерных знаков — Пермский  (59, 81, 159) и Красноярский (24, 84, 88) края и Московская область (50, 90, 150). Лидером по количеству номеров регионов является столица: с ноября 2008 года официально в Москве будет 6 различных сочетаний цифр в правом верхнем углу номерного знака автомобиля — 77, 97, 99, 177, 199 и 197. Появление четвертой цифры в регистрационном знаке означает то, что для каждого региона количество номеров увеличивается ровно в десять раз.

Впрочем, источник в ГИБДД на условиях анонимности попытался объяснить автомобилистам грядущие нововведения. «Наше руководство выступило с предложением изменить существующие «номерные» ГОСТы, – говорит милиционер. – В соответствии с предлагаемыми правилами номерные знаки должны будут «закрепляться» за машиной пожизненно». По его словам, инициатива исходила от организаций, изготавливающих номерные знаки. «Каждый раз при смене владельца автомобиля не нужно будет ходить в управление, оформлять и заказывать номерные знаки, выстаивать очереди и тратиться дополнительно, – добавляет источник. – Причем принципиальное согласие уже получено». Также рассматривался вопрос и о том, чтобы в номерах вместо трех цифр стало четыре. Таким образом существующий дефицит государственных регистрационных знаков должен очень быстро сойти на нет. «К тому же сохранение номерных знаков за автомобилями существенно сокращает затраты на их производство», – отметил милиционер.

Возникает еще немало вопросов, которые чиновник разъяснить не сумел. «Что делать с номерами, которые не читаются? – задается вопросом адвокат Роман Островский. – Их будут менять на точно такие же, или заменять новыми?»

«Возможно, кому-то и понадобятся старые номера, но чаще всего люди хотят приобретать новые номера с чистой «юридической историей» – которые не «светились» в авариях и не были замечены за нарушением правил, – отмечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Но, в любом случае, существуют сомнения, что изменение порядка регистрации автомобиля существенно снизит трудоемкость процесса и очереди в ГИБДД».

За просрочку регистрации милиционеров будут наказывать

ГИБДД собирается законодательно закрепить минимальные сроки постановки автомобиля на учет.

Сейчас в государственных кабинетах проходит процедуру согласования административный регламент, регулирующий сроки регистрации транспортных средств. Согласно этому нормативному акту, время ожидания в очереди для подачи документов на снятие или постановку автомобиля на учет не должно превышать получаса, а ожидание осмотра машины – 15 минут. Вызывать граждан к окошку инспектора будут по громкой связи, которой оборудуют подразделения, в которых регистрируется более 100 автомобилей в день. В тех отделениях, где ежедневная регистрация превышает 200 автомашин, установят систему электронного управления очередью. Примерно так, как в банках или коммерческих поликлиниках, люди, получив талончик с номером, будут ожидать, когда он высветится на табло. На проверку документов инспектору будет отведено полчаса. Следующее действие – площадка осмотра. Там очередь не должна длиться более 15 минут, у инспектора есть только 10 минут на определение подлинности маркировок деталей и требований безопасности. На проверку и подпись документов отпущено 10 минут, а на проверку платежки – пять минут. На финальное заполнение документов, «проводку» через компьютер и подпись автомобилиста отводится 23 минуты. В общей сложности время регистрации машины не должно превышать трех часов. В случае если сотрудники ГИБДД не уложатся в установленное время, можно будет написать жалобу, так как перед началом каждого регистрационного действия инспектор будет прописывать в документах время. Списки с поминутным расписанием действий инспекторов обещают вывесить в отделениях МРЭО ГИБДД.

«Если сохранять за автомобилем номер пожизненно, то на просторах нашей страны появится немало автомашин с «плохой историей», – замечает адвокат Островский. – Так происходит с оружием, за которым числится «мокрое дело», так же будет происходить и с автомобилями, за которыми будут числиться аварии или сбитые люди». По словам юриста, подобная реформа  может привести к тому, что «через несколько лет у нас в России стоимость автомобиля будет зависеть от того, какие номера на нем висят».

«Для того чтобы номер не остался на машине, нужно сделать одну простейшую вещь – шоркнуть по нему два раза напильником, – пишет в сообществе «Ru Auto» пользователь Velder. – Что и будут делать нормальные водители, которым не разрешат оставить номера за собой при смене автомобиля: «не доставайся же ты никому». Впрочем, как отметил он же, «что будет в «реале» – никто, конечно, не знает определенно».

Однако известный оппозиционер государственным инициативам – лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин – позитивно оценил грядущую реформу.

«Мы не раз и сами выступали с подобной инициативой, – сказал правозащитник. – Наконец-то нас услышали». По его словам, так проще прослеживать историю автомобиля, отыскивать угнанные машины, да и правильно машину закреплять пожизненно за каким-то одним регионом. А чтобы «плохая история» тянулась не за машиной, а за автомобилистом, по словам Похмелкина, необходимо реформировать систему автомобильного страхования. «Страховать нужно не кусок металла, а человека, – подчеркнул правозащитник. – В авариях виновны водители, а не автомобили, это логично».

Андрей Гулютин, www.akado.com

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here