В столичных пробках виноваты… понты водителей

1025

alt
Хотите ехать красиво? А о других подумали?
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Ученые считают, что причина заторов — не только в числе машин, но и в стремлении москвичей выпендриться.

Через два года Москва встанет окончательно. Как уже писала наша газета (см. «КП» за 20 сентября), ученые Института автоматизации проектирования РАН ввели в компьютер количество машин в столице, темп их прироста, пропускную способность столичных дорог и ахнули. К концу 2010 года на тысячу москвичей придется 500 машин (сейчас их 400) плюс ежедневные полмиллиона въезжающих из области… В общем, город превратится в одну большую пробку. Но эти же ученые предложили выход — реорганизовать движение машин.

Кремль объезжайте слева

Использовав метод компьютерного моделирования, они вычислили: нас спасет введение одностороннего движения на основных магистралях в центре. А именно — движение по Садовому кольцу нужно пустить против часовой стрелки, Бульварное кольцо — по часовой, а движение вокруг Кремля развернуть. Сейчас оно по часовой, а нужно сделать против. И что получится?

— Пропускная способность дорог в центре города вырастет, по нашим подсчетам, на 30%, — уверен замдиректора института Александр ХОЛОДОВ.

Сенсационное предложение было озвучено на специальных слушаниях в Мосгордуме. Депутаты пообещали идею ученых тщательно обдумать. А столичные гаишники, присутствовавшие на встрече, пожали плечами: компьютерное моделирование давно в Москве используется.

— С помощью математической модели был сделан расчет, где можно пропустить поток транспорта, с которым не справятся Ленинградский проспект и шоссе в момент реконструкции, — пояснил начальник отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения ГИБДД Москвы Александр ХОДАКОВ. — Развязка третьего транспортного кольца на Шмитовском — тоже плод компьютерного моделирования.

Неужели мы увидим свет в конце тоннеля и нас от пробок спасут математики?

Москва встанет, но в другом месте

— Компьютерное моделирование давно применяется во всем мире и показало свою эффективность, — пояснила «Комсомолке» завкафедрой логистики МАДИ профессор Виктория ГЕРАМИ. — Одностороннее движение по кольцам, которое предлагают математики, будет вполне эффективно. Но только в том случае, если у каждого кольца будет дорога-дублер с пропускной способностью на 20% выше.

В принципе, по мнению ученых, кольца и так дублируют друг друга. И то же Садовое намного шире Бульварного. То есть все по науке. Но Виктория Герами считает, что проблема шире.

— Мы избавим от пробок центр, а они будут возникать в другом месте! Надо, чтобы пропускная способность дорог ВЕЗДЕ была высокой, — считает профессор.

Купил права и посрамил ученых

Увы, теория срабатывает не всегда.

— Компьютерное моделирование — это расчет идеальной (!) модели движения, — улыбается Владислав БОРОДИН, руководитель службы сбора и обработки информации аналитического центра «Яндекс. Пробки». — Как только на модель накладываются дополнительные факторы, ей приходит конец.

А дополнительные факторы, по мнению Бородина, — это низкая культура вождения в Москве.

— В большей части пробок виноваты сами водители, — поясняет аналитик. — Многие просто не умеют ездить, хаотично перестраиваются, скачут из ряда в ряд, резко набирают скорость и резко тормозят. Выезжают на перекресток на желтый сигнал светофора и — готово: пробка возникает сразу в четырех местах! Что получается? Из-за одного (!) водителя затор возникает мгновенно, а рассасывается часами.

Слова Бородина подтверждают исследования ученых. Недавно математики из университета Будапешта вычислили, как обычно возникает пробка. Перед каким-то водителем появляется некое препятствие — необязательно что-то экстренное, но ему нужно замедлиться. Он тормозит, однако снижает скорость больше, чем требуется в данной ситуации. Водителю, который едет следом, чтобы компенсировать время своей реакции, нужно жать на педаль тормоза сильнее, а следующему шоферу — еще сильнее. В результате движение прекращается, и пробка начинает расти. Получается как бы эффект домино: стремительно движущаяся назад волна останавливает машины одну за другой!

Казалось бы, все просто: езжай плавно, в потоке, не делай резких маневров. Этому учат на всех водительских курсах. Но… Кто на них реально учился? Водительские права в Москве нередко покупаются, и за руль садятся люди с почти нулевым опытом вождения. «Машину купил, права купил, ездить не купил».

В столичных пробках виноваты... понты водителей

«Расступись, беднота, я на джипе еду»

Еще одна причина пробок — понты. Москвичи любят большие машины, которые занимают много места на дороге. Ну зачем по мегаполису ездить на «Крузере» или «Хаммере»? Преимуществ на перегруженной дороге — ноль, припарковаться труднее, потому как машина большая. Бензина нужно немерено. Так зачем? Престижно.

— Большая дорогая машина — символ статуса ее владельца, — объясняет кандидат наук, сотрудник факультета психологии МГУ Станислав КОЗЛОВСКИЙ. — Большинство москвичей работают в офисах и оставляют машины на общих парковках. И сразу видно, кто на чем приехал. Если ты начальник, даже небольшой, твоя машина никак не может быть хуже, чем у подчиненного! И начинается соревнование — у кого автомобиль круче и больше.

А еще психологи отмечают: Москва — город амбициозных людей. Здесь много приезжих, они хотят «выбиться в люди» и всячески доказывают: «Я успешен!» Вот и получается — человек снимает квартиру в Жулебине, зато ездит на «Крузере». Причем с шиком, презирая окружающих и правила.

— Есть целая категория водителей, которые жаждут выделиться, но денег мало, и они берут 5 — 6-летние джипы, — рассказывает Владислав Бородин. — Однако до этой машины они сами не выросли. Сознание — на уровне водителя велосипеда.  Поэтому  ездят  нагло, подрезают, создавая на дороге нервозность и пробки.

А еще заторы возникают по вине персональных водителей.

— 80% из них ведут себя на дороге некорректно, — считает Владислав Бородин. — Мне кажется, они работают по принципу: «Машина не моя, как хочу, так и еду».

Что же делать? Ученые и практики солидарны: нужно повышать культуру вождения. Но на это, увы, уйдет больше времени, чем на строительство ЦКАД и четвертого транспортного кольца…

КСТАТИ

Светофоры, слушай команду!

Что еще предлагают ученые для избавления Москвы от пробок?

Все светофоры столицы объединить в одну систему. Перед каждым светофором поставить датчик, «чувствующий» машины за несколько сот метров. Тогда каждый светофор будет знать, с какой стороны на перекрестке больше машин, а с какой — меньше. И работать соответственно. При этом работа всех светофоров может регулироваться и из Единого центра управления, откуда можно рассредоточивать потоки машин.

Ограничить в Москве покупку автомобилей и запретить всем частникам въезд в центр либо сделать его платным.

В несколько раз поднять штрафы за нарушение правил парковки.

Резко увеличить в Москве количество указателей, облегчающих навигацию. Ведь в столице сотни тысяч машин из других регионов, и водители почти не знают города. Они плутают, тормозят перед каждым поворотом, ища нужную улицу, и этим создают заторы.

Никита МИРОНОВ, kp.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here