Если двигатель с наддувом

626
Юридическая консультация онлайн

Расскажем о работе двигателя с турбокомпрессором и что делать для продления его ресурса.

alt

Технические нюансы


Увеличить
мощность бензинового и дизельного двигателя внутреннего сгорания без
изменения рабочего объёма можно принудительной подачей (наддувом) в его
цилиндры большего объёма воздуха, необходимого для полного сгорания
дополнительной дозы топлива. Наиболее часто для этой цели используется
турбокомпрессор (ТКР). Существуют турбокомпрессоры низкого и высокого
давления. Первые сжимают воздух до 0,2—0,8 атм., делая 110—130 тыс.
об./мин. Вторые — до 0,8—2,2 атм. при 150—210 тыс. об./мин. Прирост
мощности, обеспечиваемый турбонаддувом, составляет 25—80%.

Эксплуатация


Турбокомпрессор
при неправильной эксплуатации очень быстро выходит из строя. Поломка
ТКР может быть вызвана использованием моторного масла, не
рекомендованного заводом-изготовителем, нарушениями в работе систем
зажигания и впрыска, низким качеством топлива, забитым катализатором и
т. п. В результате происходит частичное или полное закоксовывание масла
в каналах и отверстиях системы смазки вала. Это нарушает целостность
масляной пленки и резко ухудшает отвод тепла от ротора. Температура
вала с рабочей 80—90°С увеличивается до 400—450°С, и уже через
несколько минут из-за образования задиров на поверхностях скольжения
вала и подшипников происходит их заклинивание. Под действием громадных
центробежных сил вал иногда изгибается и даже лопается; отламываются и
лопасти крыльчаток.

Проблемы возникают и при прорыве газов в
картер двигателя: избыточное давление во впускном коллекторе замедляет
отток масла от вала ТКР, вызывая его перегрев. Возможно и вытеснение
масла в камеру «горячей» крыльчатки. Образующийся при этом на лопастях
нагар нарушает балансировку вала. В результате происходит повреждение
ротора и корпуса турбины.

Укорачивает «жизнь» ТКР и несоблюдение
правил эксплуатации двигателя. После запуска холодного мотора нельзя
резко «газовать», иначе остывшее масло не успеет заполнить все каналы
системы смазки вала. Для «прогрева» турбокомпрессора необходима пауза в
15—30 сек. После поездки нельзя сразу выключать двигатель — необходимо
дать мотору поработать несколько минут на холостом ходу, чтобы обороты
турбины снизились при функционирующих системах смазки и охлаждения.

При
изношенном двигателе опасна неоправданно длительная его работа на
холостых оборотах: пониженное давление в системе смазки может привести
к масляному «голоданию» турбины.

Ресурс


При
грамотной эксплуатации двигателя с турбонаддувом ресурс ТКР составляет
не менее 150 тыс. км. Некоторые «экземпляры» выхаживают до 350 тыс. км.
Ресурс ТКР зависит и от состояния воздушного фильтра двигателя, который
надо менять не реже, чем через каждые 10 тыс. км, а при эксплуатации в
условиях повышенной запыленности даже чаще, т. к. пыль, насекомые,
листья и прочий мелкий мусор могут быстро засорить фильтрующий элемент.
ТКР при этом начнет «задыхаться» или порвет фильтр и станет засасывать
вместе с воздухом пыль, песок и даже открутившиеся гайки. Это ускорит
износ деталей цилиндро-поршневой группы и может привести к «срезанию»
лопастей компрессора, что тут же выведет турбину из строя.

В случае поломки турбокомпрессор обычно заменяют новым. Тем не менее, большинство ТКР все же можно отремонтировать. // www.domlv.eu

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here