Пересмотр стратегии

631

alt
Фото: SXC

Общемировая тенденция снижения спроса на автомобили к концу лета текущего года докатилась и до России. Суммарный объем рынка новых автомобилей в августе оказался примерно на 10% ниже, чем в июле, и всего на 5,3% выше аналогичного показателя августа прошлого года — сообщает сегодня информационное агентство Ladaonline (Тольятти).

Продажи в августе были ниже, чем в предыдущие месяцы, практически по всем иностранным брендам. Так, лидер рынка иномарок бренд Сhevrolet в августе продал на 21% автомобилей меньше, чем в июле. Ford показал результат на 37% ниже, чем в предыдущем месяце. В районе 30% упали продажи Renault, Fiat и Volvo. Отрицательную динамику в августе показали практически все бренды, за исключением Mazda, Audi, Citroen, Infiniti и Jeep. Напомним, что ведущий отечественный бренд Lada по итогам прошедшего месяца также оказался в значительном минусе. Августовские продажи АвтоВАЗа были на 9% меньше, чем в июле, и на 30% меньше, чем в августе 2007 года.

В целом, по оценке аналитиков агентства  «Автостат», в августе 2008 года на российском рынке было реализовано 235 тыс. новых автомобилей. Для сравнения, объемы продаж за предыдущие пять месяцев составили: март – 243,1 тыс. шт., апрель – 275,7 тыс. шт., май – 270,1 тыс. шт., июнь – 258,9 тыс. шт., июль – 261 тыс. шт. Суммарный объем российского рынка за 8 месяцев текущего года составил 1,9 млн машин, что на 28,2% больше аналогичного показателя прошлого года.

По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, пока еще рано говорить о полном насыщении российского авторынка и его дальнейшей стагнации. По его словам, в августе сошлись сразу несколько неблагоприятных факторов. Это и период отпусков, и резкий скачок курса доллара, и значительное падение фондового рынка на фоне оттока из России денежных средств. При этом не стоит забывать два долгосрочных отрицательных фактора, воздействующих на рынок, – ужесточение условий банков по выдаче кредитов и снижение цен на энергоносители, ведущее к уменьшению валютной выручки и наполнения бюджета. Показательным станет осенний сезон, и тогда уже можно будет говорить о более долгосрочных тенденциях. Пока аналитики «Автостата» оставляют в силе все свои прогнозы относительно дальнейшего роста российского авторынка. На 2008 год прогнозируется уровень 3,16 млн единиц, а на 2009 год – 3,65 млн единиц.

Так или иначе, но резкое снижение темпов роста автомобильного рынка в России уже приносит свои плоды. Если раньше иностранные автоконцерны стремились любыми путями застолбить нишу на растущем рынке, то теперь им приходится тщательнее подходить к вопросам продвижения, маркетинга, ценовой политики и т. д. В частности, пересмотреть свою стратегию решил корейский концерн Kia. Как сообщила сегодня газета «Ведомости», Kia Motors приняла решение самостоятельно заняться продажами своих автомобилей в России. Самарская группа СОК и калининградский «Автотор» потеряют статус дистрибуторов корейской марки с апреля следующего года, когда прекратится действие текущих контрактов. По информации дилеров Kia, новые соглашения подписаны не будут.

Сейчас Kia в России продают два дистрибутора: структура группы СОК Sokia и «дочка» «Автотора» — «Автотор-маркет». Отметим, что обе структуры связаны с действующими сборочными производствами Kia в России — калининградским «Автотором» и ижевским «ИжАвто» (также входит в группу СОК). Сейчас «Автотор» и Sokia дают Kia Motors почти две трети продаж Kia в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, россияне в первом полугодии этого года купили более 49,6 тыс. автомобиль этой марки — на 53% больше, чем в январе-июне 2007 года. По информации «АСМ-холдинга», «ИжАвто» выпустила в первом полугодии 20,2 тыс. Kia, а «Автотор» — 13,5 тыс.

Дистрибуторский бизнес прибыльный, поэтому иностранные автопроизводители с ростом объемов продаж в России забирают его себе. По оценкам аналитиков, маржа дистрибутора составляет в среднем 7–10%. Именно поэтому первую пятерку самых популярных в России брендов – Chevrolet, Hyundai, Ford, Toyota, Nissan – продают их производители. Скорее всего, к ним присоединится и Kia.

Комментарий эксперта

Иван Калинин
директор нижегородской консалтинговой компании «Бизнес Плюс»

Вообще отказ от старых форматов сотрудничества иностранных автоконцернов с российскими партнерами в ближайшее время может стать тенденцией. Динамика развития рынка определяет в том числе и эти аспекты. Сейчас иностранцы начинают гораздо серьезнее подходить к вопросам рентабельности, маркетинга и организации продаж. Смотрите, что происходит, — рынок приближается к насыщению, следовательно, растет конкуренция. В таких условиях прежнее стремление любыми путями пробиться на российский рынок сменяется аккуратным и взвешенным подходом к дистрибуции, продуктовой и ценовой политике. Понятно, что забрать себе дистрибуцию имеет смысл уже на хорошем уровне продаж. Kia этого добилась, теперь можно начинать закручивать гайки. В будущем за счет дистрибуторской маржи концерн сможет варьировать ценовую политику, если это будет необходимо для победы в борьбе с конкурентами за ставшего менее доступным и более требовательным российского клиента. Это — только начало, скорее всего, иностранцы в ближайшее время начнут максимально концентрировать финансовые потоки под своим непосредственным контролем, чтобы иметь как можно больший запас прочности в преддверии вполне вероятной демпинговой войны. // www.expert.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here