06. Сигналы светофора и жесты регулировщика

3206

В понимании водителя чаще всего понятие регулирования ассоциируется
с перекрестком, но это не совсем так, регулирование явление более
шировоке и охватывает ситуации совершенно не связанные с проездом
перекрестков. Так например, с помощью светофора можно регулировать
встречный разъезд на узких участках дорог, всем извстно также и
регулирование проезда через железнодорожные переезды. Таким же образом
можно сказать, что да регулировщик чаще всего появляется на
перекрестке, но может регулировать движение в принципе на любом участке
дороги, дежурный по железнодорожному переезду наделен полномочиями
регулировщика… Но обо всем по порядку.

Светофорное регулирование

Светофорное регулирование является самым распространенным,
официально все светофоры делятся на транспортные и пешеходные, мы же
для удобства поделим их на транспортные, реверсивные, для трамваев и
маршрутных транспортных средств, железнодорожные и пешеходные.

Особо распространятся о пешеходных светофорах мы не будем, вы
знакомы с ними с детства, с железнодорожными светофорами мы
познакомимся в главе «Движение через железнодорожные пути», а с «реверсивными» светофорами в главе «Расположение транспортных средств на проезжей части». С остальными светофорами разберемся подробнее.

к содержанию ↑

Транспортные светофоры

Светофоры этой группы используются для регулирования очередности
движения всех транспортных средств. Устанавливаться они могут как
справа, так и слева по ходу движения, также они могут вывешиваться
непосредственно над проезжей частью, в том числе и горизонтально. В
случаях, когда обзор основного светофора затруднен, могут
использоваться специальные дублирующие светофоры (рис. 1, д), они
несколько меньше по размеру и устанавливаются ниже, в прямой видимости
водителя.

Транспортные светофоры

Рис. 1 Транспортные светофоры

А — с вертикальным расположением;

Б — с дополнительными секциями;

В — с горизонтальным расположением;

Г — с регулированием движения по направлениям;

Д — дублирующие;

 

Все
мы с детства знаем, что красный сигнал светофора является запрещающим и
двигаться на него нельзя, а зеленый сигнал — разрешающий, а вот о
желтом сигнале светофора в каждой группе я слышу, что этот сигнал
является предупреждающим. Запомните, предупреждающих сигналов не
существует! Желтый сигнал светофора является запрещающим, двигаться на него нельзя.
В правилах дорожного движения есть одно отступление, касающееся желтого
сигнала светофора: если при включении желтого сигнала водители не могут
остановиться не прибегая к экстренному торможению им разрешается
продолжить движение. Водители пытаются пользоваться этим пунктом по
поводу и без, вылетая на перекресток на желтый сигнал, провоцируя или
попадая в аварию. Я бы рекомендовал вам заранее оценивать возможность
смены сигналов и ни в коем случае не увеличивать скорость перед
перекрестком, тогда у вас всегда будет возможность плавно прекратить
движение перед перекрестком. Желтый мигающий сигнал светофора сообщает
водителю о том, что регулирование отсутствует.

Сочетание
красного и желтого сигналов светофора является запрещающим, информирует
водителя о скорой смене на разрешающий — повод приготовиться к
движению, но трогаться еще нельзя.

Зеленый мигающий сигнал
светофора — разрешающий, предупреждает водителя о скорой смене на
запрещающий. В этой ситуации стоит оценить расстояние до перекрестка и
скорость движения, и если есть возможность плавно остановиться, то лучше прекреатить движение.

Особого
внимания заслуживают светофоры, оборудованные дополнительными секциями.
Следует заметить, что дополнительные секции всегда зеленые и могут
работать в двух режимах: с основным зеленым и основным красным. В любом
случае, основные сигналы светофора устанавливают очередь проезда, а
дополнительные секции распределяют эту очередь по направлениям.

Включение дополнительных секций с основным зеленым сигналом светофора

При
таком режиме работы светофора двигаться можно только прямо, в иных
направлениях при работающей соответствующей секции (в направлении
стрелок в работающих секциях) или в сторону отсутствующей секции.
Обратите внимание, стрелки необязательно должны присутствовать в
секциях, при их отсутствии достаточно знать с какой стороны от
основного сигнала светофора расположена дополнительная секция.

Светофоры, оборудованные дополнительными секциями врежиме, когда включен основной зеленый сигнал светофора

Рис. 2 Светофоры, оборудованные дополнительными секциями в режиме, когда включен основной зеленый сигнал светофора.

Вариант А — Двигаться можно в любом направлении.

Вариант Б — Двигаться можно только прямо, налево и в обратном направлении.

 

Включение дополнительных секций с основным красным сигналом светофора

В
этом режиме работы светофора двигаться можно только в направлении
стрелок в работающих секциях, уступив дорогу всем тем, кто двигается на
основной зеленый сигнал светофора.

Светофоры, оборудованные дополнительными секциями врежиме, когда включен основной крансый сигнал светофора

Рис. 3 Светофоры, оборудованные дополнительными секциями в режиме, когда включен основной красный сигнал светофора.

На рисунке приведен реальный перекресток Оренбурга: ул. Цвилинга (по вертикали) и ул. Невельская (по горизонтали)

Вариант А

При таком включении светофора водителю зеленого автомобиля горит
зеленый основной сигнал светофора, он может двигаться в любом
направлении (в нашем случае налево). Водителям красного и желтого
автомобилей горит основной красный сигнал и дополнительные секции
разрешают движение прямо и налево. Соответственно водители красного и
желтого автомобилей могут проехать перекресток, но обязаны пропустить
водителя зеленого авто.

Вариант Б

В этом случае водителю зеленого автомобиля включен красный сигнал
светофора и он не может проехать перекресток. Так же не может двигаться
и красный автомобиль т.к. со средней полосы возможен поворот налево или
разворот, но дополнительная секция отключена. И только водитель желтого
автомобиля может продолжить движение.

Как
видите в этой ситуации водитель желтого автомобиля может двигаться
прямо всегда (и на основной красный и зеленый сигналы светофора)
сделано это не случайно — позади мост и скопление автомобилей на нем
недопустимо.

к содержанию ↑

Светофоры, регулирующие движение трамваев и маршрутных ТС, двигающихся по выделенной полосе

Особый
светофор, выполненный в виде Т-образно расположенных сигналов
бело-лунного цвета регулирует движение трамваев и маршрутных
транспортных средств, двигающихся по выделенной полосе (полоса для маршрутных транспортных средств).
Понять работу такого светофора проще простого: включенный нижний фонарь
говорит о том, что двигаться можно, три верхних воноря говорят куда при
этом можно двигаться (левый — налево или в обратном направлении,
средний — прямо, правый — направо). Если нижний фонарь не горит —
сигнал запрещающий.

Светофоры, оборудованные дополнительными секциями врежиме, когда включен основной зеленый сигнал светофора

Рис. 4 Светофоры, регулирующие движение трамваев и маршрутных транспортных средств, двигающихся по выделенной полосе.

Вариант А — запрещающий сигнал светофора

Вариант Б — разрешает движение прямо и направо

 

Эти
светофоры не распространяют свое действие на других участников
движения. Возникает вопрос: зачем тогда вам знать их сигналы? Все
просто — для того чтобы вы могли решить нужно ли допустим пропустить
трамвай, сначало нужно решить можно ли этому трамваю вообще двигаться…

Светофоры, оборудованные дополнительными секциями врежиме, когда включен основной зеленый сигнал светофора

Рис. 5 Очередность проезда перекрестка, регулируемого Т-образным светофором.

В
данной ситуации Т-образный светофор светофор запрещает движение
трамвая, а обычный транспортный светофор разрешает движение
безрельсовым транспортным средством. Таким образом, первым проедет
перекрестоу водитель синего автомобиля.

Если бы на Т-образном
светофоре был включен разрешающий сигнал для трамвая, первым проехал бы
перекресток трамвай, а уже затем автомобиль.

к содержанию ↑

Жесты регулировщика

Из
группы в группу мне приходится слышать, что жесты регулировщика просто
не поддаются объяснению, их невозможно запомнить, регулировщик
показывает жесты не описанные в правилах и т.п… Уверяю вас все не так
уж плохо и если немного постараться все очень легко запоминается.
Просто к светофорам вы привыкли с детства, а вот регулировщик не самое
частое явление в нашем городе, хотя есть перекрестки где он появляется
достаточно часто.

Существует один запрещающий жест
регулировщика — вертикально поднятая вверх рука, этот жест по сути
очень напоминает желтый сигнал светофора: он запрещает въезд на
перекресток, но позволяет тем, кто на перекрестке находится покинуть
его.

Остальные жесты мы для простоты дальнейшего разговора пронумеруем, их всего три:

  1. Регулировщик обращен к водителю лицом, правая рука вытянута вперед левая опущена или отведена в сторону.
  2. Регулировщик обращен к водителю боком (левым или правым) руки опущены или отведены в стороны.
  3. Регулировщик обращен к водителю левым боком, правая рука вытянута вперед, левая опущена или отведена в сторону.

Настала
пора разобраться каким образом складывается поведение тех или иных
участников движения в зависимости от жесто регулировщика.

к содержанию ↑

Жесты регулировщика для безрельсовых транспортных средств

Запомнить жесты регулировщика действительно не трудно: достаточно знать два «положения»:

  • Если
    рука регулировщика указывает на вас — двигаться можно (напоминаю,
    опущенная или отведенная в сторону рука регулировщика это одно и тоже),
    с учетом положения на проезжей части.
  • Двигаться можно только в том направлении, чтобы не «пересечь» руки регулировщика.

Жест №1

Регулировщик обращен к водителю лицом, правая рука вытянута вперед левая опущена или отведена в сторону

Рис. 6 Жест регулировщика №1

Пользуясь вышеописанными «положениями» попробуем проанализировать эту схему:

1. на обоих водителей направлена рука регулировщика, т.е. ехать они могут

2. не пересекая рук двигаться можно только направо, но водитель желтого
автомобиля направо повернуть не может т.к. находится не на той полосе
(поворот направо выполняется с крайнего правого ряда).

Вывод: на предложенном рисунке может продолжить движение только зеленый автомобиль и только направо.

Жест №2

Регулировщик обращен к водителю боком (левым или правым) руки опущены или отведены в стороны

Рис. 6 Жест регулировщика №2

Подобным образом анализируем этот жест регулировщика:

1. рука регулировщика направлена на обоих водителей (опущенная и
отведенная в сторонц рука — одно и тоже) значит двигаться им можно.

2. не пересекая рук регулировщика можно продолжить движение только
прямо или направо, но водитель желтого автомобиля из указанного
положения поворот направо выполнить не имеет права.

Вывод:
на представленной схеме водитель желтого авто может продолжить движение
только прямо, водитель зеленого — прямо или направо.

Жест №3

Регулировщик обращен к водителю левым боком, правая рука вытянута вперед, левая опущена или отведена в сторону

Рис. 6 Жест регулировщика №3

Ну вот и полседний жест, пойдем тем же путем, что и в предыдущих случаях:

1. рука регулировщика направлена на обоих водителей (опущенная и
отведенная в сторонц рука — одно и тоже) значит двигаться им можно.

2. не пересекая рук регулировщика можно продолжить движение во всех направлениях, в том числе и выполнить разворот.

Вывод:
на представленной схеме с учетом положения на дороге водитель желтого
авто может продолжить движение прямо, налево и в обратном направлении,
водитель зеленого — прямо или направо.

к содержанию ↑

Жесты регулировщика для трамваев

Запомнить
жесты регулировщика для трамваев не сложнее, более того, наверное даже
проще… Запомните одно простое правило: «трамвай ходит из руки в
руку», т.е. каждый жест регулировщика для трамвая — одно единственное
направление движения, одной рукой регулировщик как-бы зовет трамвай, а
другой показывает куда можно поехать.

Решая задачи, в
которых присутствуют трамваи и регулировщик, ученики часто испытывают
затруднения, причина которых — попытка решить задачу «одним махом»,
увидел и сразу выдал ответ. Так оно потом и будет, но в начале нужно
привыкнуть, гораздо проще будет решить задачу частями: отдельно для
трамвая и отдельно для автомобилей, а затем уже устанавливать общую
очередь.

Регулировщик обращен к водителю лицом, правая рука вытянута вперед левая опущена или отведена в сторону

Рис. 7 Жесты регулировщика (Пример №1)

Итак, для трамвая этот жест разрешает движение направо, двигаться прямо трамваю нельзя.

Для автомобиля этот жест так же разрешает поворот направо, выполнить поворот можно.

Складываем две половинки и получаем, что автомобиль едет первым, а трамвай ждет своего разрешающего жеста.

 

Регулировщик обращен к водителю боком (левым или правым) руки опущены или отведены в стороны

Рис. 8 Жесты регулировщика (Пример №2)

В
этой ситуации жест регулировщика разрешает трамваю проехать перекресток
в прямом направлении, туда он и собирается — двигаться трамваю можно

Легковому автомобилю жест разрешает продолжить движение прямо или направо — выполнить поворот авто можно.

В
результате получается, что можно ехать и трамваю и автомобилю, но
трамвай в равных условиях на движение имеет преимущество, соотвественно
первым проедет перекресток трамвай, а затем автомобиль.

 
Источник: Автошкола «Люкс» (Оренбург)

Обсудить на форуме

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Что делать если перекресток оборудован светофором с секцией направо, но на основном светофоре не указано направление движения? Я могу при горяшем зеленом без включенной секции подолжить движение вперед, направо и в обратном направлении? Там вся закавыка в том что ночью невсегда видно есть ли секция, и на основном зеленом нет указания направления движения. Спорил с ИДПС долго, что я не местный и то что там есть доп секция невдел и знать не мог.

  2. Левпо большому счету, это их недочет и они тебе не могут ничего предъявлятьв ПДД или на их сайте не помню точно даже такая ситуация написана и предписание, что надо сообщить в ближайшее отделение ДПС о таком светофоре

  3. Козлы они на дурака расчитывают сегодня сам попался на доп секции светофора налево.Ехал в ночное время горит основной зеленый поворачиваю на лево а тут они(козлы) палкой машут.нарушение п 6.3 мне приписывают.Я говорю секции невидно(ночь на дворе) так они мне советуют очки купить гниды а сами с бодуна всех колотит.

  4. Вообще в Европе все светофоры красят в светлые тона чтоб в темное время суток их хорошо было видно. А наши козлы как их по получали с завода черными так и лепят ! Им хоть говори хоть нет до одного места

  5. Нашла в Интернете запоминалку о сигналах регулировщика. На мой взгляд, легкая и понятная: Если палка смотрит вправо, ехать не имеешь права, Если палка смотрит в рот, делай правый поворот, Если палка смотрит влево, поезжай, как королева Видишь, грудь или спина – для водителя стена

  6. не все понятно, например в случае со стрелочной секцией в правилах неясность, обязательно ли наличие контурнорй стрелки на основном сигнале для информирования о наличии допсекции. В итоге иногда гаишники устраивают засады в темное время суток у светофора где есть допсекция но нету контурныхстрелок на основном зеленом. И неясность у вас на рисунке http://in-drive.ru/uploads/downloads/2008-09/1220563745.6fa3_dop-seccii-s-krasnim.jpg— надо нарисоват ьпуть по которому можно ехать красному и по которому ему нельзя ехать- прямо0то ему ехать можно! Хотя читывая неясность с отсутсвием контурной стрелки на основном сигнале — выходит что и налево ему можно! Или нельзя. Днем когда видно негорящую допсекцию нелзя а ночью -можно? Что за бред.

  7. Согласно пункту 6.4 Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.Ну как мы видим на основном светофоре нет стрелки!!!6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.Если прочитать сначала п. 6,4, а потом 6,3, то получается такая картина: Если на основной секции светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то у светофора есть доп.секция и чтобы повернуть в направлении отличном от того, куда указывает черная контурная стрелка (стрелки) основной секции, надо ждать пока не загорится доп.секция.Если же на основной секции светофора не нарисовано ничего, значит см. п. 6,2, т.е. зеленый сигнал разрешает движение в любом направлении. Далее смотри на знаки и поезжай.Получаеться что если нет стрелок на основном то и доп секций тоже нет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here