Мечта, ставшая легендой. часть 2 — Toyota Land Cruiser

631
Юридическая консультация онлайн

alt

За все годы производства с конвейера сошло более 4 миллионов экземпляров Toyota Land Cruiser. Среди них 80-я серия заметно отличалась внушительными объемами выпуска, а вот про 70-ю до недавнего времени в нашей стране знали лишь некоторые почитатели марки.

Чтобы подробно рассказать про все особенности Land
Cruiser 70-й и 80-й серий, не хватит объема нескольких журналов,
поэтому постараюсь выделить основные и наиболее интересные моменты,
которые помогут получить хотя бы общее представление об этих
внедорожниках.

Дебют 70-й серии, явившейся преемником
40-й, состоялся в 1984 году. Почему преемником именно «сороковки»? Да
потому что именно в этом году прекратилось производство 40-й серии, а
шестидесятые «крузеры» были большие, пятидверные, к этому моменту
выпускались уже 4 года, и их производство только увеличивалось.

А МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ
Из всего модельного ряда Land Cruiser больше всего путаницы в каталогах
и автомобильных изданиях происходит именно с «семидесятками».
Объяснение тому лежит на поверхности. Дело в том, что параллельно в
рамках одной серии выпускались совершенно разные машины.

Впервые в мировой практике Toyota запустила два внешне и внутренне
похожих автомобиля с абсолютно разной концептуальной направленностью.
Более того, унификацией тут и не пахло, ведь количество одинаковых
запчастей у них было минимально, а силовые агрегаты и ходовая часть не
имели ничего общего.

<!—
ThumbBegin
—>


<!—
ThumbEnd
—>

<!—
ThumbBegin
—>


<!—
ThumbEnd
—>

Итак, 70-я серия выпускалась в двух версиях – облегченной (light),
оснащавшейся исключительно «малокубатурными» четырехцилиндровыми
моторами и пружинной подвеской, и тяжелой (heavy), основное отличие
которой составляли рессорная (до рестайлинга 1998 года) подвеска, более
мощные моторы и массивные агрегаты трансмиссии, что делало машину
практически неубиваемой даже при исключительно внедорожной
эксплуатации.

Вне зависимости от версии все
представители 70-й серии имели подключаемый вручную передний мост,
понижающую передачу в раздаточной коробке и неразрезные балки обоих
мостов. Опционно шли лебедки с приводом от раздаточной коробки или
электрические. Были и механические блокировки межколесных
дифференциалов, обычно на два моста сразу (устанавливались только на
тяжелые версии), или электрические – прерогатива легких «семидесяток»
(только на задний мост).


ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР
Версия light, называемая на внутреннем японском рынке Prado (не путать
с Prado, вы пуск которой в 90-м кузове начался в 1996 году),
комплектовалась дизельными и турбодизельными двигателями серии L.
Атмосферник 2L 2.4 л мощностью 72 л. с. ставился в первые годы выпуска,
параллельно с ним был доступен оснащенный турбиной агрегат 2LT 2.4 л
(85 л. с.). Единственный бензиновый двигатель 22R был представлен
2.4-литровым мотором мощностью 105–115 л. с. (в зависимости от
модификации). Соответственно если экземпляр был дизельный, то перед
цифровым обозначением модели стоял индекс LJ (например, LJ 70), а если
бензиновый, то RJ.

Сначала версия выпускалась в
трехдверном варианте с жестким или мягким верхом и колесной базой,
длина которой для 70-х и 71-х модификаций составляла 2310 мм.
Среднебазные модели (73-я и 74-я), отличались увеличенным на 300 мм
расстоянием между осями, а самое главное – легкосъемной пластиковой
крышей, после демонтажа которой автомобиль превращался в полноценный
кабриолет. К тому же рамка лобового стекла у них оснащалась петлями, и
после съема крыши стекло можно было откинуть на капот. Правда, особого
смысла в его откидывании на первый взгляд не видно, ведь проехать под
поваленным деревом или в какомнибудь тоннеле мешали дуги простенького
каркаса безопасности. Впрочем, эти дуги также довольно легко можно было
снять, но дело не в этом – откидное стекло обычно делают на армейских
машинах для обеспечения требований авиаперевозки.
В базовой
комплектации автомобили оснащали гидроусилителем руля, регулируемой по
углу наклона рулевой колонкой, центральным замком. Как опция были
возможны электростеклоподъемники и кондиционер. В качестве коробки
передач предлагалась как «механика» – между прочим, пятиступенчатая, –
так и «автомат».

В 1990 году был проведен рестайлинг легкой версии, в результате
которого изменились передняя часть кузова и бамперы. Отличить
рестайлинговые версии можно по квадратным фарам, которые ранее были
круглыми. Кстати, тяжелые версии всегда оснащались только круглыми
фарами. В салоне немного модернизировали переднюю панель. Помимо
внешнего вида небольшим изменениям подверглась ходовая часть, где
поменялись рычаги крепления мостов, а передние амортизаторы
переместились внутрь пружин. На некоторых версиях начали устанавливать
муфты колесных ступиц (хабы), подключаемые с помощью электромоторчика.
Турбодизель 2LT был модифицирован, и его мощность поднялась до 90 л.
с., также появилась версия с электронным управлением подачи топлива –
2.5 л/95 л. с. (2LTE). Ну а самое главное – тогда же наконец
дебютировали пятидверные модификации LJ 78 и RJ 78 с колесной базой,
составлявшей 2600 мм, – такой же, как и у 73-х и 74-х модификаций.

В 1993 году начал устанавливаться новый турбодизельный двигатель 1KZ-Т 3.0 л (125 л. с.) и его версия 1KZ-TE 130 л. с.

В 1996 году с конвейера сошли последние экземпляры легкой серии.

Надо отметить, что на европейском рынке (Россия не в счет) продавались
только 70-е, 73-и и 78-е представители легкой версии.

ДЕШЕВО И СЕРДИТО
Среди Land Cruiser в исполнении light особняком стоит 72-я модель. Это
своего рода «бюджетный вариант» трехдверной легкой «семидесятки».
Большинство 72-х не оснащали гидроусилителем руля, центральным замком,
задним стеклоочистителем и обогревом стекла. В отделке салона
применялись дешевый пластик и виниловые обивки сидений. Даже на такой
вещи, как тахометр, производитель экономил. Еще одной их особенностью
были четырехступенчатая КПП (после 93-го года появились и пятиступки),
отсутствие ступичных подключателей переднего моста и полностью
барабанные тормоза, хотя иногда встречались, как и у остальных
«семидесяток», передние дисковые механизмы. Опционно был доступен
кондиционер.

Двигатель, которым оснащали 72-е – атмосферный дизель 3L 2.8 л/85 л. с.
– считается самым надежным из малолитражных «тойотовских» дизелей (на
остальные версии Cruiser он не устанавливался). Очень редко можно
встретить пятидверный вариант – 79-й модификации. Эти «деревянные», как
говорят продавцы японского секонд-хенда, «семидесятки» бегают по России
со своего рождения, что объясняется весьма просто. Все они были куплены
отечественными организациями по бартерным сделкам в обмен на лес,
полезные ископаемые и даже некоторые изделия тяжелого машиностроения,
которые для каких-то целей понадобились в Стране восходящего солнца,
поэтому иногда еще их называют «контрактниками».

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Короткобазные (70-е–71-е) и среднебазные модификации тяжелых версий
(73-е–74-е, с такой же съемной пластиковой крышей) совпадали с легкими
«семидесятками» не только по габаритам, но и по наличию составляющих
комфорта, както: гидроусилитель, электропакет и т. п. Сначала на них
ставились четырехцилиндровые дизельные двигатели серии 3В 3.5 л (98 л.
с.), в варианте с турбонаддувом 13ВТ 3.5 л (120 л. с.) и
шестицилиндровые бензиновые 2F 4.2 л (140 л. с.) и 3F-Е 4.0 л (155 л.
с.).

Также выпускалась и длинная трехдверка с базой
2980 мм (75-я модель), которая помимо версии с цельнометаллической
крышей с максимальной вместимостью 12 человек могла быть и открытым
пикапом. Примечательно, что 75-я частенько выходила с завода со штатным
шноркелем. Этот автомобиль был и до сих пор остается весьма популярным
в войсках ООН, в Красном Кресте, да и в странах Ближнего Востока. Для
него предлагались моторы, не устанавливавшиеся на другие модификации –
например, дизель 2Н (известный по 60-м Land Cruiser) и импортный
двигатель, которым оснащали до 1990 года машины для южноафриканского
рынка, – четырехцилиндровый дизель Atlantis 3.9 л (80 л. с.).

Помимо «тойотовских» моторов единичное количество европейских BJ 73 – в
основном предназначенных для Португалии – оснащалось пятицилиндровым
итальянским турбодизелем фирмы VM 2.5 л (108 л. с.). Но после того как
стало ясно, что о его надежности говорить не приходится, эти
модификации перестали выпускаться.

1990 год для
Cruiser был временем перемен, именно тогда в линейке моторов появился
новый шестицилиндровый дизельный атмосферник 1HZ 4.2 л (130–135 л. с.),
а также его младший брат пятицилиндровый 1PZ 3.5 л (115 л. с.),
заменившие прежние дизельные «четверки». Поменялось оформление передней
части кузова.

Помимо этого в 90-м дебютировали пятидверки HZJ 77 и PZ 77 с колесной базой 2730 мм.

Двигатель 1PZ оказался не слишком экологичным, и в 1993 году он был
снят с производства. В этом же году в линейке моторов появился
турбодизель 1HD-T (165 л. с.) и новый бензиновый 1FZ-FE 4.5 л (215 л.
с.)

В 1998 году состоялось обновление модели,
практически не затронувшее внешности, зато появились модификации с
передней пружинной подвеской.

В 2000 году в салонах
Toyota в Европе были проданы последние экземпляры тяжелых версий, что
было связано с несоответствием дизеля 1HZ введенным экологическим
нормам Евро-2, а бензиновые машины европейцам не предлагались. Тяжелая
версия выпускается для рынка третьих стран и по сей день.

А БЫЛ ЛИ ХАНТЕР?
Никаких официальных упоминаний о названии Hunter («охотник») Toyota
Мotors Сompany нам найти не удалось. В народе же «Хантером» называются
трехдверки с 4.2-литровым дизелем 1HZ, штатными блокировками и
лебедкой. Причем если с правым рулем они просто редки, то с левым
вообще раритет.

70-я серия выпускалась в нескольких
тысячах (!) комплектаций, ведь для Японии, Европы, Америки и стран
третьего мира они отличались, и порой радикально. Какие-то версии вовсе
не шли на некоторые рынки. Например, для Ближнего Востока была
модификация без печки, но с двумя кондиционерами, а на легкие
«семидесятки» для внутреннего рынка Японии не ставились бензиновые
двигатели. А еще были машины без конкретного рынка предназначения и без
VIN-кода, в каталогах запчастей они так и называются General – всеобщие
(вышеупомянутая 72-я как раз к ним и относится). Также VIN-кода нет и у
праворульных «японок».

И В ПОДВОДУ, И ПОД ВОЕВОДУ
В 1989 году Toyota представила свой новый внедорожник Land Cruiser 80,
пришедший на смену 60-й серии, выпускавшейся с 1980 года.
«Восьмидесятки» стали настоящим бестселлером, ведь конструкторам
удалось создать действительно универсальный автомобиль, сочетающий
хороший уровень комфорта, приличную управляемость, высокую надежность и
отличные внедорожные свойства. «Восьмидесятки» выпускались в
единственном пятидверном варианте с длиной колесной базы 2850 мм. Это
был первый Land Cruiser, получивший трансмиссию с постоянным полным
приводом с дифференциалом в раздаточной коробке. Правда, существовали
версии и с подключаемым вручную передним мостом, где соответственно
межосевого дифференциала не было. Все без исключения модификации
оснащались зависимой пружинной передней и задней подвесками, а
большинство двигателей, предлагаемых для этой серии, были такими же,
как у тяжелых «семидесяток». Как и положено настоящему внедорожнику,
кузов располагался на мощной сварной раме.

Эти «крейсеры» предлагались в трех различных модификациях, в зависимости от которых отличалась комплектация.


В СТАНДАРТЕ
Простейшая модификация обозначалась STD и предназначалась для рынков
третьих стран, в том числе и России. По уровню комфорта она была более
чем спартанская. Виниловые обивки сидений, резиновое напольное
покрытие, ручные стеклоподъемники и облегченный пакет шумоизоляции.
Разве что гидроусилитель руля и доступный как опция кондиционер
поднимали ее в табели о рангах выше какого-нибудь развозного
грузовичка. Большинство экземпляров этой модификации девяти-,
десятиместные, где в багажнике по бокам располагались откидные лавочки.
Мо-торы STD (весьма неприхотливые бензиновые и дизельные агрегаты)
компоновали только с механической пятиступенчатой КП. Утилитарные
«крейсеры» служили в армиях многих стран и в организациях, которым по
роду деятельности требовались профессиональные «проходимцы».

ВЫШЕ ТОЛЬКО LEXUS
Следующая по уровню модификация называлась GX. Двигатели те же, что и
STD, и КПП только механическая, но начинка уже побогаче: тканевая
обивка салона, достойная шумоизоляция, электропакет, тахометр на
приборной панели и иногда люк. Флагман обозначался индексом VX и
отличался задней дверью, состоящей из двух открывающихся вверх-вниз
половинок, в то время как у прочих они распахивались направо-налево. В
начинке имелся обширный электропакет, а салон отделывали дорогим
велюром или кожей. С 1994 года в стандарт вошли подушки безопасности и
АБС. Все VX имели постоянный полный привод, а на некоторых экземплярах
в раздаточной коробке устанавливалась вискомуфта для автоматического
блокирования дифференциала. Коробки передач предлагались как
механические, так и автоматические, но, как правило, «автоматы» шли в
паре с бензиновыми моторами, а «механика» с дизелями.

Нередки семиместные экземпляры, оснащенные тремя рядами сидений. Как
опция предлагались блокировки межколесных дифференциалов и механическая
или электрическая лебедка.

ШЕСТЕРО В РЯД
Линейка моторов представлена исключительно рядными шестицилиндровыми
агрегатами. На STD устанавливались бензиновый агрегат 3F-E 4.0 л (155
л. с.), 1FZ-F 4.5 л (193 л. с.) и дефорсированная версия безнаддувного
дизеля 1HZ 4.2 л (120 л. с.). Благодаря низкой степени сжатия этот
дизель спокойно переваривал низкосортное дизтопливо.

Для гражданских «восьмидесяток» среди бензиновых двигателей
предлагались вышеупомянутый 3F-E 4.0 л (155 л. с.) и появившийся в 1992
году 4.5-литровый 1FZ-FE мощностью 205–215 л. с. Дизели были
представлены атмосферником 1HZ 4.2 л (130–135 л. с.) и турбомотором
1HD-T 4.2 л (165 л. с.). В 1995 году появилась его версия с четырьмя
клапанами на цилиндр, получившая обозначение 1HD-FT, разгон до сотни с
этим двадцатичетырехклапанником составлял 12.7 сек.

В 1994 году модель была подвергнута небольшому рестайлингу. В салоне
поменялась передняя панель, а среди кузовных элементов обновились
бамперы, решетка радиатора, на которой для большинства рынков надпись
TOYOTA была заменена на фирменную эмблему.

В 1996
году появилась топ-модификация, продаваемая под маркой Lexus, модель LX
450. Поначалу она предназначалась только для северо-американского
рынка. Lexus LX 450 по своей начинке мог соперничать с именитыми
внедорожниками и выделялся богатым оснащением салона и более мягкими
настройками подвески.

Весной 1998 года
«восьмидесятка», находящаяся на пике популярности, была снята с
производства и ее эстафету принял Land Cruiser 100.

И в настоящее время 70-е и 80-е модели, несмотря на годы и тысячи
километров эксплуатации в самых тяжелых условиях, не потеряли репутации
сверхнадежных «проходимцев». Кстати, все они производились
исключительно в Японии.

Но на этом история настоящих внедорожников в модельном ряду Land Cruiser не закончилась.

Евгения ЛЮБИМОВА, фото автора, производителя и Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА, media.club4x4.ru

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here