Мечта, ставшая легендой. часть 1 — Toyota Land Cruiser

589

ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.511f_2968.jpg

Считается, что автомобильная промышленность Японии родилась после Второй мировой. Вы наверняка слышали про всякие трехколесные тележки с моторами от мотоциклов… На самом же деле все было не совсем так и стартовал процесс значительно раньше. Основатель компании Toyota, Тойода Сакичи, начинал с производства ткацких станков. Его фирма называлась Toyoda Automatic Loom Works, а первый опытный автомобиль — грузовик А10 — был создан сыном Сакичи в 1934 году. Это факты, известные достоверно. А вот с нынешним названием фирмы и поводом для замены слова Toyoda на Toyota все не так прозрачно. По одним данным, это объясняется тем, что некий англоязычный товарищ сказал про экспортные автомобильные планы компании: «Great idea, bad karma» («Отличная идея, но плохая карма»), имея в виду плохую карму слова Toyoda. А японские источники говорят о том, что иероглифы алфавита катакана при написании слова Toyota выглядят эстетически более приятно, состоят из восьми (счастливое число) начертаний и вдобавок напоминают изображенное иероглифами слово «рост».

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ?

Существует несколько версий возникновения модели Land Cruiser. Например, есть неподтвержденная информация о том, что из-за обострения политической напряженности в Тихоокеанском регионе (война в Корее, укрепление социалистического Китая) армия США предложила японским автопроизводителям специальный заказ на 1000 полноприводных транспортных средств. По другой версии, «тойотовские» инженеры, изучив строение легендарного Willys, решили на свой страх и риск сделать внедорожник по его образу и подобию. Впрочем, не так уж важно, что послужило отправной точкой для создания нового автомобиля. Главное, что Тoyota Motor Company, использовав двигатель и агрегаты легкого грузовика SB, производимого ими с 1947 года, показала в 1951-м прототип Toyota Jeep ВJ.

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.9d7a_2973.jpg

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.e090_2974.jpg

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.8bc2_2975.jpg

А насчет копирования Willys… Уж больно разная идеология в подходе к тактико-техническим характеристикам двух этих автомобилей. Мощность, вес, ширина, грузоподъемность, колесная база — по всем этим параметрам Toyota Jeep BJ превосходила Willys. Разумеется, были похожие решения, такие, как рамная конструкция кузова, рессорная подвеска, складывающееся лобовое стекло, тентованный кузов. Благодаря 4-ступенчатой коробке передач с очень низкой первой передачей (5.53:1) «тойотовский проходимец» прекрасно обходился без понижающей передачи в раздаточной коробке. Бензиновый двигатель серии В рабочим объемом 3.4 л, мощностью 85 л. с. и низкой степенью сжатия был неприхотлив к качеству топлива и в случае проблем с аккумулятором или стартером легко заводился пусковой рукояткой. Тем не менее американцы машину не оценили, и тогда — не иначе как с горя — испытатель Иширо Тайра впервые в истории Японии покорил на транспортном средстве культовую гору Фудзи. Альпинистский рейд не остался не замеченным, и правительство Японии сделало заказ на производство автомобиля для сил Национального полицейского резерва. Также новый внедорожник приглянулся Министерству лесного и сельского хозяйства. Так что процесс пошел и число выпущенных экземпляров увеличивалось в геометрической прогрессии. Кстати, тогда же появилась основная концепция производства, называющаяся just-in-time («точно во время»), позволяющая оптимизировать складские и производственные процессы.

ОТ JEEP ОСТАЛОСЬ J

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.d882_2969.jpg

Имя Land Cruiser, то есть сухопутный крейсер, появилось в 1954 году, когда компания Willys потребовала прекратить использование ее бренда Jeep. Тогда автомобиль был переименован в Land Cruiser BJ. В 55-м году началось производство новой, 20-й серии. Ее кузов получил больше округлостей, были немного модернизированы техническая часть и салон. Колесная база самой короткой версии составляла 2285 мм, то есть те самые 90 дюймов, которые в джипостроении сродни золотому сечению в живописи. Именно с 20-й серии у Land Cruiser появилась четкая буквенно-цифровая индексация моделей. Например, в случае с FJ 40 первая буква указывала, к какой линейке двигателей относится ее силовой агрегат (в данном случае F), следом всегда шла буква J, говорящая о том, что это модельный ряд внедорожников (J пошло от Jeep), ну а двузначный цифровой индекс обозначал серию, причем вторая цифра начиная с 40-й серии указывала еще и на длину колесной базы.: от 0 до 2 — база короткая, от 3 до 4 — средняя, от 5 до 9 — длинная.

CRUISER`S FIRST

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.581c_2970.jpg

В середине 50-х экономика страны вышла из кризиса и автопроизводители стали подумывать об экспорте своей продукции. «Тойотовский» внедорожник постоянно модифицировался, обзаводился множеством версий и становился менее утилитарным. Конечно, в те годы о комфорте задумывались на порядок меньше, чем сейчас, но все равно 20-я серия получила более удобные сиденья, улучшенную систему вентиляции и отопления салона, да и острые грани в салоне ушли в небытие. Да что там, на люксовые версии этого сугубо утилитарного внедорожника даже устанавливался кондиционер! Кроме того, дебютировало новое семейство бензиновых двигателей типа F 3.9 л (105 л. с.), а в коробке передач третья и четвертая передачи стали синхронизированными. Одновременно с 20-й серией с конвейера сходила 30-я серия, представлявшая собой удлиненный вариант FJ 25.

20-я серия, выпускавшаяся до 1960 года, стала локомотивом, раскручивающим бренд Toyota во многих странах мира. После того как на рынке США в 1957 году легковая модель Toyota Crown показала себя не с лучшей стороны на скоростных магистралях, сильно подмочив репутацию марки, было принято решение запускать на новые рынки Land Cruiser, и только после принятия его там начинать продажи легковушек. Уж за что-что, а за «сухопутные крейсеры» японцы не волновались. Проходимость плюс надежность, обусловленная в том числе применением агрегатов от грузовика, а также ремонтопригодность машины были действительно на высоте. Кстати, про ремонтопригодность. До сих пор механики, имеющие дело с «япономарками», отмечают, что с точки зрения «дружелюбности» при ремонте и обслуживании «тойотовские» модели выигрывают у большинства марок, производимых в Стране восходящего солнца.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ СОРОКОВЫЕ

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.5f3d_2976.jpg

В 1960-м началось производство 40-й серии, продержавшейся в строю 24 года. «Сороковки» выпускались с различной длиной колесной базы: от 2285 мм до 2950 мм, с промежуточными вариантами. Кузова были как цельнометаллические, так и с брезентовым или пластиковым верхом.

Для 40-й серии предлагались бензиновые шестицилиндровые двигатели семейства F мощностью от 125 до 140 л. с. С конца 60-х появился также шестицилиндровый дизель с индексом Н, но он был очень тяжелый, применялся редко и, как правило, ставился лишь на самые длинные версии. В 1974-м начали устанавливать четырехцилиндровый дизель семейства В рабочим объемом 3.5 л (80 л. с.), его поздние версии назывались 2В (93 л. с.) и 3В (90 л. с.). В раздаточной коробке, агрегатированной с трехступенчатой КП, наконец-то появилась понижающая передача. Полноприводная трансмиссия, в которой основным был задний мост, а передний — жестко подключаемым, за все годы выпуска существенным изменениям не подвергалась. Разве что трехступенчатая КП была заменена в 1974 году четырехступенчатой, а под конец выпуска появились пятиступенчатая коробка и даже трехдиапазонный «автомат». Из новшеств стоит отметить доступные с конца 70-х годов опционные передние дисковые тормоза и вакуумное подключение переднего моста (в раздаточной коробке).

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.3815_2977.jpg

Рама П-образного профиля, ранее собираемая на заклепках, стала сварной, что повысило жесткость конструкции на кручение.

Цельные балки мостов имели смещенные вправо редукторы неслабым размером 9.5», расположенные след в след. Подвеску комплектовали телескопическими амортизаторами и в зависимости от грузоподъемности версии оснащали рессорами с различным числом листов. Благодаря такому подходу наиболее комфортабельные пассажирские варианты отличались вполне приемлемой плавностью хода. Любителей «УАЗов», не понаслышке знающих, что такое съемные боковые стекла на болтах, наверняка заинтересует такой факт, что стекла передних дверей у «сороковки» с самого начала были опускаемые. Да и шумоизоляция моторного отсека и днища присутствовала не только номинально. При этом такая деталь, как гидроусилитель руля, считалась блажью и была доступна только как опция, да и то лишь с конца 70-х. Зато в рулевом управлении применялся демпфер, не дающий рулю вырваться из рук на кочках и травмировать пальцы водителя. Серьезным козырем в борьбе с бездорожьем была механическая лебедка, приводимая в действие посредством коробки отбора мощности, присоединенной к раздаточной коробке. Нередко коробка отбора мощности имела выход как вперед, так и назад, что позволяло при необходимости установить заднюю лебедку или какое-нибудь спецоборудование — например, бетономешалку. Также в специальном исполнении на автомобиль устанавливались механические блокировки межколесных дифференциалов с тросовым приводом.

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.1fab_2978.jpg

Железная передняя панель, на которой располагались блок приборов и крышка вещевого ящика, была выполнена как бы зеркальной относительно продольной оси автомобиля. Это сделали для уменьшения количества различных деталей между леворульными и праворульными версиями. В итоге при самостоятельном перенесении руля слева направо на машинах 40-й серии, как правило, не требуется никаких дополнительных деталей. Более того, симметричный моторный щит имеет с незадействованной изначально стороны заглушенные отверстия под рулевой вал, проводку, различные тросики и тяги.

С РОДИНЫ КАРНАВАЛА

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940736.5d89_2979.jpg

Есть красивая легенда о том, что «сороковки» до сих пор производят в Бразилии. Найти достоверную информацию по южноамериканскому Land Cruiser, называемому Bandierante, у нас не вышло. Одни авторитетные источники говорят о том, что бразильцы копировали внешний облик «сороковки», а другие утверждают о существовании лицензионного производства. Хотя, если учитывать, что на эти машины устанавливаются дизели Mercedes OM314 3.8 л (85 л. с.) и OM364 4.0 л (90 л. с.), версия о лицензионной сборке кажется не очень правдоподобной. Кроме того, среди «бразильцев» попадались и такие монстры, как пикап длиной 5300 мм с колесной базой 3355 мм, чего в модельном ряду Toyota не было вовсе. Также есть данные о том, что эти машины производились до 2000 года.

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940752.4eed_2971.jpg

Однако скорее всего Bandierante имела какое-то отношение к Toyota. Ведь Бразилия стала первой страной, где в 1959 году началась сборка Land Cruiser из поставляемых из Японии агрегатов. Также в 1963-м сборочные производства были открыты в Венесуэле, в 1970-м — в Индонезии и Пакистане, в 1977-м — в Кении и в 1982-м — в Бангладеш.

CМЕРТЬ КЕНГУРУ

В 1967 году модельный ряд пополнился универсалом FJ 55 с колесной базой 2700 мм, который на большинстве рынков заменил FJ 45. По сути своей этот пятидверный Land Cruiser стал прообразом микроавтобуса на полноприводном шасси. Все «пятидесятки» были длиннобазные, а кузова представляли собой цельнометаллические фургоны и пикапы. Автомобиль и по внешнему дизайну, и по интерьеру заметно отличался от простой, как трактор, «сороковки». Совершенно иная передняя панель, удобные сиденья, электрический привод стекла багажника и улучшенная пассивная безопасность — в те годы в США, а это был один из главных рынков для большого Cruiser,  началась борьба за уменьшение тяжести последствий аварий. Настройки модернизированного шасси (по-прежнему рессорного с неразрезными балками мостов) обеспечивали приличную управляемость и на максимальной скорости в 130 км/ч. «Пятидесятка» нашла своих покупателей и в Северной Америке за характерный вид передней части получила прозвище «Лось» (Moose). В Австралии же, где аварии с участием кенгуру — рядовое явление, автомобиль, как это ни цинично звучит, был оценен за крепкий передок, ведь столкновение с сумчатым на высокой скорости не приводило к необходимости ремонта.

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940752.09c5_2980.jpg

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940752.2b36_2981.jpg

В 1974 году был проведен рестайлинг этой модели, она стала называться FJ 56. Помимо обновленного кузова, начали устанавливать новый, по-настоящему мощный двигатель 2F 4.2 л (140 л. с.).

ШЕСТАЯ РЕИНКАРНАЦИЯ

В 80-м году представили новый Land Cruiser 60, ставший преемником 50-й серии. Внешне он совсем не походил на предшественника и по плавным очертаниям кузова был более чем современен. При создании этой модели конструкторы учитывали новые веяния в обществе потребителей, которые можно было озвучить двумя словами — «хочу комфорта». Покупатель желал совмещать в одном автомобиле возможности настоящего внедорожника и удобство легкового автомобиля. В стандартную комплектацию (кроме спецверсий) входили салон с мягкими пластиками передней панели, складывающаяся по частям спинка заднего сиденья, регулируемая рулевая колонка, ремни безопасности для всех пассажиров, вторая задняя печка или дополнительный контур кондиционера (в зависимости от рынка предназначения). Люксовые версии дополнительно оснащали электрическими стеклоподъемниками и зеркалами, люком с электроприводом, кожаным салоном и центральным замком.

http://in-drive.ru/wp-content/uploads/2008-08/1219940752.80d7_2982.jpg

60-я серия предлагалась только в пятидверном кузове типа универсал с колесной базой 2730 мм и выпускалась до 90-го года. За все время выпуска у нее несколько раз модифицировали салон, в котором меняли переднюю панель и сиденья, а в 1987-м был проведен фейслифтинг — прежние круглые фары сменили четыре квадратные. Существовали версии с высокой крышей и с разными типами дверей багажника — две половинки, открывающиеся вверх-вниз или вправо-влево.

Трансмиссия машины существенных изменений не претерпела. Тот же тип полного привода, называемый part time 4WD, то есть в раздаточной коробке не было дифференциала и при подключении переднего моста он связывался с задним жестко. Те же неразрезные мосты на рессорах. Правда, теперь все машины оснащались гидроусилителем руля и передними дисковыми тормозами.

Линейка двигателей была представлена следующими вариантами: бензиновый шестицилиндровый двигатель 2F 4.2 л (140 л. с.) в 1984-м был заменен на более экологичный и экономичный 3F 4.0 л (155 л. с). В 1988-м появился 3F-Е с электронным управлением. Были и дизели: четырехцилиндровые 3В 3.4 л (98 л. с.), 13ВТ 3.4 л (120 л. с.), шестицилиндровый 2Н 4.0 л (115 л. с.) и его турбоверсия 12НТ мощностью 135 л. с. Все дизельные двигатели «шестидесятки» имеют настоящую тракторную конструкцию: шестеренчатый привод ГРМ и рядного ТНВД, в котором на каждый цилиндр приходится по плунжерной паре. Вот только грузовое напряжение в 24 вольта в бортовой сети у многих дизельных «шестидесяток» добавляло проблем при установке дополнительного электрооборудования. Впрочем, для теплых стран дизельные версии всегда были 12-вольтные, а для холодных в основном шли 24-вольтные.

Сначала на 60-ю серию устанавливали четырехступенчатую КП, позже ее заменили на пятиступенчатую. С 1984 года предлагался четырехдиапазонный «автомат».

В зависимости от комплектации эти внедорожники могли оснащаться механической лебедкой тяговым усилием 3.5 тонны и блокировками межколесных дифференциалов.

В целом же, несмотря на усложнение конструкции и увеличение веса, «шестидесятка» оставалась настоящим Land Cruiser: отличным «проходимцем», неприхотливым и надежным. Но следующие поколения затмили ее славу. Во второй части истории «сухопутных крейсеров» речь пойдет о 70-й и 80-й сериях, до сих пор пользующихся высокой популярностью у любителей и профессионалов грязекопания, не говоря о Красном Кресте, подразделениях ООН и воинствующих гражданах стран Ближнего Востока.

Евгения ЛЮБИМОВА, фото автора и производителя, www.club4x4.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here