ГЛАВА 1. Тактика и техника руления (часть 2)

943

1.2. Особенности рывкового руления


 

Если
на скорости 60—90 км/ч резким рывком повернуть рулевое колесо даже на
небольшой угол, автомобиль, как норовистая лошадь, «взбрыкнет» задними
колесами или поскользнется передними. Но это не все. Вернуть автомобиль
к прямолинейному движению окажется большой проблемой. Это происходит
из-за ответной реакции передней подвески и деформации шин. Особенно
опасны ритмичные экстренные маневры рулем, например, при экстренном
объезде препятствий. Возникающий при этом резонанс боковых колебаний
приводит к ритмическому заносу задней оси и часто заканчивается
неуправляемым вращением автомобиля. Грубые и неумелые действия водителя
могут перевести автомобиль в боковое скольжение, и если снаружи
окажется препятствие (упор или яма), а автомобиль имеет высокий центр
тяжести (например, внедорожник) и высокопрофильные покрышки, то такая
ситуация развивается очень быстро и фатально.


 

Однако,
как ни странно, именно рывковое руление помогает опытному водителю во
многих критических ситуациях. Среди них следует отметить четыре
основных: быстрое выравнивание передних колес после поворота или
разворота автомобиля, реакция на разные виды заноса задней оси,
стабилизация автомобиля во время вращения и, наконец, преодоление
неровностей способом «боковая разгрузка колес». Рассмотрим их по
порядку.


 

 

1.2.1. Быстрое выравнивание колес


 


Способы экстренного выравнивания колес после их поворота с максимальной амплитудойПредставьте
себе ситуацию, когда автомобиль стоит у разорванной осевой линии и
готовится к развороту (колеса повернуты на максимальный угол, включена
первая передача). Но водители знают, что мало кому из встречного потока
придет в голову остановиться и пропустить вас. Печально, но это так.
Поэтому приходится выполнять этот маневр, дождавшись небольшого разрыва
между автомобилями.


 

Некоторые
водители, начав этот маневр, отпускают руль и автомобиль
самовыравнивается. Часто такой способ перебрасывает автомобиль в
следующий ряд и приводит к ДТП.


 

Итак, отпускать рулевое колесо в такой ситуации нельзя. А оптимальными для водителя являются три следующих приема:


 

·        Быстрое
или сверхбыстрое (если маневр проводится при дефиците времени и нажатой
педали газа) руление двумя руками поочередно с перехватами на боковом
секторе рулевого колеса. Это не просто быстрое руление. Оно сдерживает
и контролирует возврат колес в положение «прямо».


 

·        Выравнивание одной (левой) рукой с перекатом кисти в нижнем секторе рулевого колеса.


 

·        Выравнивание
с подтормаживанием возврата. Например, правая рука сопровождает руль по
кругу вправо, а левая в точке 9 подтормаживает стремящийся в исходное
положение руль. Особенность такого приема заключается в том, что правая
рука в точке 9 проскальзывает под ладонью левой, которая в этот момент
чуть отходит от обода руля.


 

 

1.2.2. Рывковая реакция на занос


 

Все
учебные пособия и многие специалисты рекомендуют повернуть руль в
сторону заноса, но нигде не сказано с какой скоростью нужно это
сделать, чтобы вернуть автомобилю потерянную устойчивость. Чаще всего
компенсировать допущенную ошибку (занос автомобиля) нужно молниеносной
реакцией на занос, в которой участвуют обе руки. При этом «главной»
рукой становится та, в сторону которой направлено движение. Главенство
руки связано с тем, что мышцы-сгибатели рук человека (те, которые тянут
руль вниз) сильнее мышц-разгибателей (те, которые тянут руль в сторону).


 

Технология
компенсирующих занос действий зависит от угла заноса, его
направленности и возможности погасить поперечное раскачивание задней
оси.


 

 

1.2.3. Реакция на занос малой амплитуды


 


Реакция на занос малой амплитудыВыполняется
рывком и выравниванием двух рук без перехвата. Чем позже начато
действие, тем большая скорость рук нужна для стабилизации автомобиля.
Если занос удалось спрогнозировать, то реакция выполняется с
опережением и, естественно, с меньшей скоростью. Для создания мощного
рывкового усилия желателен полный обхват обода пальцами с подключением
больших пальцев рук.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.4. Реакция на глубокий занос


 


Реакция на глубокий заносТермином
«глубокий занос» характеризуется отклонение задней оси на угол 30°—45°.
Для стабилизации автомобиля требуется поворот рулевого колеса на
значительный угол. Если не делать перехвата рук и попытаться
стабилизировать автомобиль одномоментным движением, то возникает крайне
опасная ситуация, при которой руки перекрещиваются в нижнем секторе
рулевого колеса! Такого положения нельзя допустить, поскольку
перекрещивание полностью блокирует дальнейший (если это необходимо)
поворот руля и прекращает активную фазу борьбы за стабилизацию
автомобиля.


 

Преодолеть
глубокий занос можно с помощью комбинированных действий руками. В
начале, как при заносе малой амплитуды, выполняется мощный рывок двумя
руками, а затем доворот рулевого колеса до нужного угла. Затем руль
возвращается в исходное положение.


 

Представленная
модель действий не единственная, но все другие имеют более сложную
координацию действий и требуют длительной отработки автоматизированного
навыка.


 

 

1.2.5. Реакция на критический занос


 


Реакция на критический заносВозникновение
критического заноса связано с грубыми ошибками в управлении, когда на
начало заноса водитель реагирует с опозданием. Критичность угла
связана, во-первых, с конструктивными особенностями автомобиля
(предельной амплитудой поворота колес), а во-вторых, с критической
фазой устойчивости, после которой начинается вращение автомобиля.
Преодолеть критический занос и стабилизировать автомобиль можно
поворотом управляемых колес на максимальный угол попеременно двумя
руками. При этом они перекрещиваются на боковом секторе рулевого
колеса. Другим способом стабилизации является скоростное руление одной
рукой с перекатом кисти в нижнем секторе.


 

Существуют также две технологии комбинированного руления:


 

·        первый
оборот рулевого колеса выполняется одной рукой (той, в сторону которой
выполняется вращение руля), а затем доворот и выравнивание производится
двумя руками;


 

·        скоростное
руление одной рукой с «подкрутом» основной (в сторону которой
направлено движение) в тот момент, когда «вспомогательная рука»
выполняет «перехват» в нижнем секторе.


 

 

1.2.6. Реакция на ритмический занос


 


Реакция на ритмический заносВ
основе критической ситуации ритмического заноса лежит явление, которое
получило название «динамический хлыст». Оно возникает, когда
поперечному раскачиванию задней оси автомобиля сопутствует резонанс,
из-за чего амплитуда заноса увеличивается.


 

Причиной ритмического заноса является запаздывающая реакция водителя и низкая скорость руления.


 

Преодолеть
эту ситуацию можно серией противонаправленных рывков рулевого колеса
без смены хвата (при малых углах заноса) или со сменой хватов и
круговом рулении. При этом очень многое зависит от натренированности
водителя, скорости его реакции. Он должен избежать пауз и остановок
руля, а затем действовать на опережение, чтобы остановить раскачивание
автомобиля и уменьшить его амплитуду.

Такая
технология руления связана с мощными рывковыми действиями двумя руками
без перехвата, либо двумя руками с перехватами на боковом секторе
рулевого колеса, либо поочередными рывками одной рукой (правой —
вправо, левой — влево).


 

 

1.2.7. Реакция на вращение автомобиля


 


Скоростной разворот передним ходом на 180 градусовОсобое
место в мастерстве водителя занимают приемы вождения, применяющиеся при
произвольном (преднамеренном) и непроизвольном (спонтанном) вращении
автомобиля.


 

Скоростной разворот передним ходом с вращением автомобиля на 180° вокруг передней оси.


 

Этот
прием экстремального управления заключается в плавном повороте руля в
начальной фазе вращения, блокировке задних колес стояночным тормозом в
основной фазе и рывковом выравнивании колес в заключительной.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полицейский разворотСкоростной разворот задним ходом («полицейский разворот») с вращением автомобиля на 180° вокруг задней оси.


 

В
технологии выполнения этого приема лежат два рывковых действия рулем —
в начальной и заключительной части. Вначале, после интенсивного
разгона, выполняется резкий поворот рулевого колеса с максимальной
амплитудой (до упора), а затем после вращения автомобиля на угол 90°,
выполняется рывковое выравнивание колес в положение «прямо». Это
действие замедляет вращение автомобиля после разворота торможением
скользящих передних колес. Сложность заключительной фазы разворота
состоит в том, что водитель теряет связь с передними колесами из-за их
бокового скольжения и вынужден ориентироваться только на свою интуицию
и «мышечное чувство» рук («запоминание» руками угла поворота колес).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Стабилизация при непроизвольном вращении автомобиляСтабилизация автомобиля при непроизвольном вращении на 360° передним ходом.


 

Этот
элемент высшего водительского мастерства, пришедший к нам из
«Формулы-1», спасает не только спортсменов, но и обычных водителей,
попавших в ситуацию вращения на дороге. Он позволяет избежать
неуправляемое боковое скольжение с выносом автомобиля на полосу
встречного движения или обочину, где чаще всего происходит его
опрокидывание. Задача — использовать вращение как способ торможения
автомобиля.


 

Причиной вращения может стать грубая ошибка водителя, вызвавшая ритмичный или закритический занос автомобиля.


 

Стабилизация
(выравнивание автомобиля) выполняется, по аналогии с «полицейским
разворотом», резким переводом колес из одного в другое крайнее
положение после разворота на 180°, а затем быстрое их выравнивание в
положение «прямо».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.8. Боковая разгрузка колес


 

Резкие,
короткие по времени и амплитуде руля рывки позволяют создать мгновенный
эффект боковой разгрузки колес для преодоления неровностей (яма, бугор,
открытый колодец и др.).


 

Избежать
сильного удара при пересечении открытого колодца или глубокой ямы можно
коротким «огибающим» маневром, разгрузив таким образом одно или два
колеса.


 

Технология
выполнения этого приема включает в себя резкий рывок двумя руками в
сторону ямы и мгновенное выравнивание колес. Психологическая трудность
заключается в том, что водитель должен заставить себя повернуть
автомобиль на неровность, что противоречит обычным действиям.


 

Профессионально
подготовленный водитель способен преодолевать участок разбитой дороги,
выполняя серию разгрузочных действий в обе стороны. Чем выше скорость
автомобиля, тем меньшая амплитуда движений руля нужна для того, чтобы
«шагать» через неровности.


 

 

1.2.9. Руление в критических ситуациях


 


Стандартный способ поворота рулевого колеса без скрестных перехватов
Технику
руления вообще, и особенно в критических ситуациях, можно назвать одним
из «темных пятен» в подготовке водителей, Те знания и навыки, которые
начинающий водитель приобретает в автошколе, годятся лишь для медленной
езды и элементарных маневров в спокойных условиях.


 

Одним
из основных приемов, которому в автошколах обучают начинающих
водителей, является способ поворота и выравнивания управляемых колес
попеременным рулением на боковом секторе рулевого колеса без
перекрещивания рук. Этот прием спортсмены в шутку назвали «методом
доения» или «тяни-толкай».


 

И
он-то как раз неприемлем и даже опасен для действий в критических
ситуациях. Почему? Можно назвать, по крайней мере, три причины:


 

·        выполняя
серию перехватов при маневре, водитель полностью теряет контроль за
конечным положением колес и испытывает трудности при выравнивании
автомобиля;


 

·        при
выполнении приема водитель применяет «тянущие» движения вниз одной
рукой и «толкающие» вверх другой. Первые из них слишком коротки по
амплитуде, а вторые малоэффективны, т.к. выполняются слабыми мышцами;


 

·        прием
«тяни-толкай» не может обеспечить быстрый поворот колес на большой
угол, поэтому водитель оказывается беззащитным при попадании в
критические ситуации, особенно при вращении автомобиля.


 

Какими
качествами можно охарактеризовать технологию руления, необходимую
любому водителю для преодоления критических ситуаций (потеря
устойчивости или управляемости автомобиля, выполнение маневров на
высокой скорости или при движении на скользкой дороге)?


 


Во-первых,
это точность при повороте колес на заданный угол. Например, при
вхождении в поворот на максимальной скорости важно в первой фазе
установить угол поворота колес так, чтобы не доворачивать руль на дуге
поворота. Это достаточно сложно даже для профессионала, потому что
невозможно контролировать маневр зрением. Спортсмены заменяют
зрительный контроль «мышечным чувством» рук (запоминанием амплитуды
движения, величины прилагаемого усилия). Особенно важна точность
руления в ситуациях, связанных с боковым скольжением и вращением
автомобиля.


 

Неопытный
водитель, попав в такое положение, интуитивно ищет правильное положение
колес по поведению автомобиля. Но все его попытки обречены на провал,
потому что контакт колес с дорогой утерян, реакции водителя хаотичны.
Помочь в таких ситуациях могут лишь рефлекторные действия, отработанные
до автоматизма.


 

Во-вторых,
это быстрота руления. Быстрое руление поможет компенсировать допущенную
ошибку и стабилизировать автомобиль при заносе любой амплитуды. Для
поворота руля на максимальный угол спортсмены высшей квалификации
способны двумя руками попеременно сделать до 8 движений в секунду (!),
профессионалы до 4 движений. Водитель же, не имеющий специальной
подготовки, может рассчитывать на одно или два движения в секунду, а
этого явно недостаточно для выхода из опасной ситуации. К тому же его
хаотичные действия лишь усугубляют положение. Например, попытка
компенсировать недостаточную скорость рук рефлекторным торможением чаще
всего лишь переводит автомобиль в неуправляемое скольжение.


 

В-третьих,
это координация действий рук при рулении. У автогонщиков при любых
экстренных маневрах руки работают согласовано, вместе или раздельно,
помогают друг другу, способны как к плавным, так и к взрывным
действиям. Это великолепный дуэт, умеющий не только рефлекторно
реагировать на ситуацию, но и импровизировать, творчески конструировать
управляющие композиции в ответ на изменение внешних условий.


 

Способности
к координированной работе рук, к сожалению, не передаются по наследству
и могут быть приобретены только при многократном повторении специальных
учебных упражнений на тренажере, которые спортсмены охарактеризовали
как «физкультуру для рук».


 

Стихийное
самообразование на дорогах, которым занимается большая часть водителей,
копирование действий «умелых и бывалых» породило целую вереницу
маленьких и больших ошибок. Эти ошибки, вначале не замечаемые, а потом
уже привычные, создали потенциально опасный стиль вождения. В спокойных
условиях на небольшой скорости этот стиль почти ничем не угрожает
самому водителю и окружающим, но в сложных и критических ситуациях
неизменно приближает его к аварии.


 

В
арсенале автогонщиков-раллистов высшей квалификации насчитывается 4
способа, от 8 до 12 приемов и 32 элемента руления, из которых
складывается универсальная техника, позволяющая безошибочно управлять
автомобилем в любых условиях и ситуациях. Опыт этих спортсменов окажет
немалую услугу обычному водителю, который управляет автомобилем в самых
разных условиях. // www.cvvm.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here