ГЛАВА 4. Повороты (часть 1)

343

4.1. Техника прохождения поворотов

 

Содержащиеся
здесь рекомендации можно обобщить в двух разделах. Первые предполагают
действия, предохраняющие автомобиль от попадания в критические
ситуации, второй — контраварийные приемы управления. Среди тех и других
есть варианты, вполне доступные даже для малоподготовленного водителя,
хотя некоторые наиболее эффективные приемы требуют более высокого
уровня профессионального мастерства и систематической тренировочной
работы.


 

4.1.1. Опережающие действия


 

При
подходе к повороту попытайтесь определить крутизну дуги (категорию
поворота) и его сложность (длину дуги, форму искривления, характер
покрытия, наличие обочины, наклон полотна дороги, виды неровностей).
Сосредоточьтесь, чтобы не ошибиться и не занизить категорию поворота.


 

 

 

 

Определите
критическую скорость приближающегося поворота и сравните ее с
фактической вашего автомобиля, чтобы выбрать оптимальный способ
торможения: либо малоинтенсивный, либо экстренный. Учтите собственные
возможности (мастерство).


 

 

 

 

 

Занижая
скорость перед неизвестным поворотом, вы потеряете меньше 1 с, потому
что сможете раньше начать ускорение на выходе. Зато приобретете запас
безопасности, который исключит возможность попадания в критическую
ситуацию.


 

 

 

 

 

 

 


 

Перед
входом в поворот сместите автомобиль к наружной стороне полотна дороги,
чтобы увеличить радиус движения и уменьшить действие центробежной силы.
Если дорога двухполосная с встречным движением, то смещение выполняется
на занимаемой полосе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать
интенсивное торможение и пытаться одновременно перейти на дугу
практически невозможно. Вначале заканчивайте одну операцию, а затем
переходите к другой. Дотормаживать можно на дуге поворота, но вначале
выполните вход.


 

 

 

 

 

 

Включите
понижающую передачу в фазе подхода, пока автомобиль устойчив на дороге.
В повороте это действие может нарушить устойчивость.


 

 

 

 

 

 


 

Если
вы сомневаетесь, на какой передаче преодолевать поворот, страхуйтесь от
критической ситуации включением более низкой передачи. Это позволит Вам
сохранить мощность двигателя в режиме относительно высокой частоты
вращения коленчатого вала.


 

 

 

 

4.1.2. Контраварийные действия

 


 

Перед
началом маневра загрузите передние колеса весом автомобиля, применив
для этого один из вариантов торможения: двигателем (резко прекратить
подачу топлива); включением понижающей передачи; рабочим тормозом
(ступенчатый или прерывистый прием). Обязательно приурочьте маневр к
моменту растормаживания в последнем тормозном усилии.


 

 

 

После
начала входа в поворот тотчас дайте тягу на ведущие колеса (мягко
нажмите на педаль управления подачей топлива). Этим вы повысите
управляемость автомобиля и возможность противодействовать центробежной
силе.


 

 

 

 

Не
стремитесь сразу перейти на внутренний радиус. Уменьшая радиус, вы
увеличиваете центробежную силу и создаете себе трудности во второй
части поворота. Постройте траекторию с максимальным радиусом
(сглаживающую траекторию), начиная и завершая поворот по наружной
стороне и в самой крутой части переходя внутрь.


 

 

 

Если
автомобиль подходит к повороту на завышенной передаче, включить
понижающую передачу, соответствующую определенной категории поворота,
можно уже на дуге. Но включение должно быть “мягким”, чтобы не
возникало ускорения или замедления, которое приведет к заносу
автомобиля.


 

 

 

 


 

Не
применяйте на повороте при критической скорости импульсных приемов
торможения (ступенчатого и прерывистого). Они могут вызвать потерю
устойчивости автомобиля из-за кратковременного или длительного
блокирования колес. Воспользуйтесь плавным торможением с небольшим
постоянным усилием, но помните, что и его возможности ограничены. Вы
сможете погасить излишнюю скорость не более чем на 20 км/ч.


 

 

Опасайтесь
неровностей под наружными колесами автомобиля. Эти колеса обеспечивают
устойчивость. Подскок или проваливание колеса в яму могут
спровоцировать боковое скольжение. Неровность на повороте лучше
преодолеть по прямой, используя для этого траекторию “двойного хода” .
Эта траектория предусматривает два мини-поворота и переходную прямую
или кривую между ними.


 

 

На
переднеприводном автомобиле резкое кратковременное закрытие дросселя на
дуге вызывает соскальзывание задней оси. Этим моментом можно
воспользоваться, чтобы переориентировать автомобиль внутрь поворота.
Однако вслед за этим должна последовать тяга, чтобы создать
стабилизирующий момент и повысить устойчивость автомобиля.


 

 

Проходите
крутой поворот скоростным способом не по классической дуге, а по
многограннику (ломаной траектории). Такая траектория позволит Вам
избежать грубой ошибки. Достигайте этого короткими импульсами руления с
амплитудой менее 1 см и переменным дросселированием.


 

 

 


 

Прежде
чем увеличить частоту вращения коленчатого вала до максимальной,
поставьте автомобиль на выходе из поворота на четыре точки опоры,
добившись одинаковой загрузки всех колес. Для этого нужно выровнять его
и сместить к наружной стороне поворота.


 

 

Если
до входа в поворот Вам не удалось погасить критическую скорость, то
прекратите торможение и резко введите автомобиль на дугу, направляя его
к внутренней обочине. Центробежная сила тотчас сорвет его в боковое
скольжение, которое и позволит погасить излишнюю скорость.


 

 

 

 

 

 

Когда
автомобиль скользит передними колесами, не делайте ошибок, поворачивая
рулевое колесо на более крутой угол и тем более нажимая на тормозную
педаль. Уменьшите (!) угол поворота колес, загрузите передние колеса
торможением и делайте повторный вход.


 

Если
вы попали в ситуацию, связанную с боковым скольжением (сносом) или
вращением автомобиля, и борясь за его устойчивость, потеряли мощность,
попытайтесь перейти на более низкую передачу, это вернет автомобилю
мощность.


 

 

 


 

Опасайтесь
перехода бокового скольжения автомобиля во вращение. Исключите в такой
ситуации торможение и резкое дросселирование. Воспользуйтесь быстрым
выключением – включением сцепления. Этот прием позволит Вам выровнять
скорость вращения всех колес.


 

 

 

 

Находясь
на дуге поворота, сохраняйте постоянную устойчивую тягу двигателя.
Догружать скользящее переднее колесо и останавливать скольжение задних
колес можно коротким «прикрытием газа». Но полностью прекращать
дросселирование нельзя. Этим вы спровоцируете потерю устойчивости и
управляемости автомобиля.


 

 

Реагируйте
на возникший занос резким рывковым рулением в сторону заноса и быстрым
возвратом (выравниванием) рулевого колеса в исходное положение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

При
заносе переднеприводного автомобиля необязательно реагировать поворотом
рулевого колеса в сторону заноса. Для выравнивания можно использовать
скольжение передней оси, вызываемое резким дросселированием.


 

 

 

Управляемый
занос в повороте на скользкой дороге может принести двойную пользу:
позволит снизить скорость автомобиля и поможет противодействовать
центробежной силе, если вы увеличите частоту вращения коленчатого вала
двигателя. Однако, чтобы использовать его во благо, необходимо обладать
мастерством для стабилизации автомобиля в таком неустойчивом состоянии.


 

 

 

 

 

 

 

Занос
может перерасти во вращение, если вы опоздаете с реакцией, выполните
стабилизирующие действия с малой скоростью или резко увеличьте частоту
вращения коленчатого вала двигателя.


 

 

 

 

Реагируя
на занос с опозданием при закрытом дросселе, вы рискуете вызвать занос
в противоположную сторону. Не ждите его возникновения и опережайте
рывковым рулением в тот момент, когда автомобиль меняет направление
заноса и как бы “зависает” в неустойчивом положении.


 

 

 

 


 

Занос
может перейти в неуправляемое боковое скольжение, если вы торможением
заблокируете все колеса. Как при заносе, так и при вращении не следует
пользоваться тормозной педалью. Положение автомобиля регулируется
только дросселированием и скоростным рулением.


 

 

Если
Вас развернуло в заносе на 180 градусов, тотчас выключите сцепление, а
если не успели, поверните рулевое колесо до упора в сторону вращения.
Так вы “довернете” автомобиль до угла 360 градусов и сможете вновь
двигаться в прямом направлении.


 

 

 

 

Помните,
что очень опасно после неожиданного вращения или критического заноса
оказаться поперек дороги как в потоке автомобилей, так и на узкой
проезжей части. Блокируя дорогу, вы вынуждаете других водителей
совершить столкновение. Используйте инерцию вращения или приемы руления
и дросселирования, чтобы «довернуть» автомобиль до угла 180° или 360°.
Если даже ваш автомобиль окажется на встречной полосе, то его намного
легче объехать, если он не встал поперек движения и заблокировал дорогу.


 


 

 

 

Когда
после совершенной Вами ошибки автомобиль вынесет с полотна дороги и два
наружных колеса окажутся в глубоком кювете, не пытайтесь тотчас вернуть
его на дорогу резким поворотом рулевого колеса. В неустойчивом
положении глубокого наклона такое действие приведет к опрокидыванию.
Вначале верните автомобилю устойчивость, а затем пытайтесь возвратить
его на дорогу. // www.cvvm.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here