Особенности национального выбора

571
Юридическая консультация онлайн

ExxonMobil совместно с компанией РОМИР провел опрос, показавший, как именно мы совершаем выбор, что помогает либо мешает принимать оптимальные решения. Предлагаем вашему вниманию сокращенный отчет о результатах опроса.

© Фото: О. Попугаева и Д. Непомнящий, 5 колесо

Исследование Mobil 1 проводилось совместно с компанией РОМИР в семи федеральных округах (Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Респондентам в возрасте от 18 до 60 лет со средним и высоким уровнем дохода (по России) было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся следующих аспектов: восприятие процесса выбора в целом, сложности потребительского выбора, особенности выбора подарка, особенности выбора для представителей трех разных поколений, а также выбор товаров для ухода за автомобилем.

Как выяснилось, любой выбор представляет собой сложный для большинства опрошенных процесс, требующий немало усилий и времени. Лишь 19% россиян легко делают выбор в тех или иных жизненных ситуациях, в то время как большинство испытывают сложности при совершении выбора практически всегда (34%) или в некоторых случаях (43%). C возрастом проблема выбора еще более усложняется: если в группе людей 18–30 лет каждый второй чаще всего делает выбор легко, то среди россиян старше 50 лет таких всего 36%. Сами участники старшей возрастной группы объясняют это тем, что процесс выбора для людей их поколения не так привычен, как для молодых, и требует некоторой перестройки системы мышления и образа жизни.

Принятие решений часто сопровождается отрицательными эмоциями. Это связано с боязнью брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, с необходимостью отказа от других вариантов либо ограниченностью их количества, страхом ошибиться и сделать неправильный выбор. Подобное восприятие характерно в первую очередь для тех, кому решения в принципе даются сложно. Однако большинство жителей России (96%), несмотря на трудности процесса выбора и связанный с ними стресс, все же получает от него положительные эмоции. В данном случае выбор ассоциируется со свободой и воспринимается как возможность самостоятельно принять решение и почувствовать удовлетворение от его правильности.

В целом, восприятие сложности выбора как процесса и связанные с ним эмоции зависят от отношения людей к самой возможности выбирать. Так, 27% россиян, оценивающих выбор как явление абсолютно положительное, относятся к тем, кто всегда легко делает выбор. В то же время 29% видят в необходимости делать выбор равное количество плюсов и минусов. Неудивительно, что эту группу составляют люди, которым большинство решений дается с трудом.

Самыми сложными жизненными ситуациями россияне называют ситуации, связанные с выбором работы, карьеры, профессии (24%). На втором и третьем местах — романтические отношения, создание семьи (19%) и начало самостоятельной жизни, выбор места учебы (11%). Почти половина россиян (46%) воспринимают выбор товара как задачу средней сложности, но из-за того, что такой выбор необходимо делать практически ежедневно, люди испытывают постоянный стресс. Особенно страдают от этого те, кто обычно испытывает сложности с принятием решений. Четверть жителей России признаются, что долго выбирают товары, тратя много времени на их сравнение с альтернативными вариантами.

Ускорить и облегчить процесс потребительского выбора помогают рекомендации, советы друзей и родственников, собственный опыт, а также известность марки товара.

Выбор усложняется, если речь идет о покупке или подарке для другого человека, поскольку к товару, который мы выбираем не для себя, предъявляются более высокие требования. Именно поэтому участники исследования считают покупку подарков одной из самых сложных задач (57%). Самым трудным россияне чаще всего называют выбор подарка для человека, у которого «есть все». Также на сложность выбора влияют степень знакомства, возраст и пол. Стремление угодить еще более усложняет процесс.

По мнению участников опроса, молодому поколению можно дарить яркие, технологичные вещи: цифровую технику, электронику, и т. д.

© Фото: ExxonMobil

Подарки для представителей среднего поколения должны отличаться статусностью, высокой ценой, функциональностью, внешней привлекательностью. Чаще всего это деньги, предметы быта и интерьера, бытовая техника, книги, аксессуары, парфюмерия. Подарки для людей старшего возраста в основном должны быть функциональными и отражать отношение к получателю подарка. Наиболее подходящими здесь будут деньги, путевки на отдых или лечение, чуть реже — книги и комнатные цветы, одежда и обувь, предметы быта.

Участникам опроса было предложено выбрать и наиболее подходящие марки автомобилей для конкретных возрастных групп. Выяснилось, что, по мнению респондентов, понятие об «идеальном автомобиле» для молодого и среднего поколения во многом совпадают: это в основном иностранные модели. Для молодых людей большинство респондентов выбрали бы Audi и BMW, а для людей среднего возраста больше подошли бы Jeep, BMW и Mercedes-Benz. Старшее поколение большинство респондентов ассоциирует с автомобилями отечественного производства, чаще всего называют ВАЗ или «Волгу», реже — «Москвич».

Особое внимание в исследовании было уделено выбору средств для ухода за автомобилем. Выяснилось, что автомобилисты изначально делят товары подобного характера на две категории: средства для ухода за внешним видом автомобиля (полироли, лаки и проч.) и средства, необходимые для его надежной работы (топливо, моторное масло, запчасти, шины и др.). Естественно, продукты второго ряда выбираются более долго и тщательно.

Как и в случае с любыми другими покупками, приобретению средств для ухода за автомобилем предшествует сбор информации, на основе которой потребитель принимает решение. Тем не менее, участники исследования выделяют несколько особенностей: если в других вопросах респонденты могут полагаться на собственный опыт, то, выбирая средства для автомобиля, практически все обращаются к профессионалам. Как дополнительные источники информации обязательно учитываются отзывы и рекомендации знакомых, имеющих опыт использования выбираемых средств. И наконец, особое значение, по сравнению с другими товарами, при выборе автомобильных средств, в том числе моторного масла, имеет известность и репутация марки.

При выборе автопродукции большинство жителей России склоняется к тому, что необходимо учитывать возраст автомобиля (54%), а среди автовладельцев доля убежденных в этом достигает 71%. Как считают участники опроса, по сравнению с подержанной машиной, новая требует меньше средств для ухода. Что же касается топлива, моторного масла и деталей, то они одинаково важны как для новых, так и для подержанных автомобилей. Кроме того, последним необходимо моторное масло со специальными добавками.
Опираясь на результаты исследования, можно говорить о том, что большинство россиян оценивает процесс выбора как сложный и затратный. // www.exxonmobil.ru и www.5koleso.ru

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here