Как спастись от критского трахономоса

270
Юридическая консультация онлайн


alt

Если лучший в вашем понимании отпуск – это круглосуточное загорание на заграничных пляжах до цвета курицы гриль, то можете не читать эту статью. Потому что ее автор совсем недавно познал, что значит по-настоящему активный, экстремальный и полный приключений отдых. А все, что для этого было нужно – отправиться в Грецию, на остров Крит, и… арендовать там машину.

Признаться, когда бывалые туристы нам рекомендовали отдых «на колесах», было немного жутковато. Крит – остров хоть и небольшой, но горных серпантинов с отвесными скалами там хватает. К тому же кто знает, что на уме у греческих гибэдэдэшников, которых на острове именуют трахономосами? Но как только по приезде в отель заносчивого вида гид попытался впарить нам с десяток экскурсий по 50–110 евро за каждую, стало понятно: машину стоит взять хотя бы из соображений экономии.

Без трудностей перевода


alt
После прилета на остров мы с подругой отправились на поиски rent car – фирмочек, которые были бы готовы за умеренную цену сдать нам четырехколесное чудо. Таких компаний оказалось предостаточно, причем на стендах многих информация дана даже на русском языке. В принципе, чтобы арендовать авто, не нужно быть полиглотом: хватит и минимального набора слов и языка жестов.

Машину вам могут предложить прямо в отеле: русскоговорящий гид, скорее всего, придет с каталогом и яркими фотографиями «железных коней». Но брать машину у него – значит гарантированно вести свой отпускной бюджет к преждевременному разорению. Поэтому теплым греческим вечерком мы пошли искать другие варианты.

В первом пункте проката арабского вида жгучий брюнет предложил нам малолитражку Hyundai Atos Prime за 45 евро в сутки. Эти расценки мало чем отличались от предложения гида. К тому же насторожило поведение консультанта. «Если вы хотите взять машину, то вам нужно ее зарезервировать сейчас, потому что завтра я работать не буду, а послезавтра машин уже не останется», – вот примерно к этому сводилась вся речь продавца. На эту удочку ловиться не стоит: остров живет туризмом, оливковым маслом и вином. Туристический сезон здесь длится примерно 7 месяцев, поэтому любая фирма дорожит каждым рабочим днем. А уж полное отсутствие машин на стоянке rent car – это нонсенс. Сказав арабу, что подумаем над его предложением, уходим в другой офис по прокату авто.


alt
Нас встречает пожилой, спокойный и даже немного суровый босс – сразу видно, драйвер бывалый. Объясняет на английском, что тот же Hyundai Atos Prime обойдется нам в 35 евро за сутки. Но узнав, что машину мы хотим брать для начала на 4 дня, босс соглашается на «дискаунт прайс», сбивает цену до 30. После продления договора авто на неделю в сутки стоил нам порядка 26 евро в день. Условия приличные: страховка – 100% (на иной вариант страховки лучше не соглашаться!), километраж не ограничен.

Машинка оснащена всем, чем нужно: аптечка, запаска, детское сиденье, кондиционер, магнитола. Помощник босса уточняет: в машине – полный бак бензина, поэтому вернуть ее нужно тоже с полным баком. Кормить четырехколесного друга требуется только самым лучшим топливом – 95-м бензином хай-класса. Стоит он около 1,32–1,36 евро за литр. Молча радуемся: в той же Турции литр бензина стоит около 4 долларов.

Бьем по рукам: от нас – деньги, водительские удостоверения и загранпаспорта. Некоторые конторы на Крите соглашаются вписать в контракт лишь двух водителей, но наш дядечка в прокате настолько суров, что вписывает сразу трех дам. Перед тем как отправить нас в вольное «плавание» по горным серпантинам, босс наставляет: «При необходимости покажете контракт и удостоверения полиции. В больших городах – Ираклионе, Ретимно или Ханье – паркуйтесь только в разрешенных местах или на платных стоянках. Скорость не превышайте. Без удостоверений езда запрещена: заберут в полицию». Несколько раз повторив, что тот же Ираклион – это «крейзи таун» и что там могут вскрыть багажник, босс вручает нам карту Крита, по нашей просьбе отмечает там самые интересные и живописные места и отпускает с миром.

Выбор островитян


Как и на любом небольшом острове, местные жители и туристы ездят в основном на небольших авто. Компактные и маневренные автомобили легко лавируют в тех ущельях, куда их более крупногабаритные сородичи попросту не пролезут. К тому же малолитражки очень удобно парковать. После вождения по российским дорогам такого монстра, как Toyota RAV4, наш серебристый Hyundai Atos кажется миниатюрной балериной.

Чаще всего на дороге нам попадались двухместные Suzuki, компактные вариации Chevrolet, Opel, Peugeot, Volkswagen и все тот же Hyundai. Реже встречаются машины покрупнее марок Volvo, BMW. Таксисты на Крите «бомбят» исключительно на серебристых мерседесах. Увидеть «мерс» без черно-желтых шашечек на острове просто нереально. Ну и разумеется, по дорогам Крита «летает» целый рой байков и скутеров. На скутерах гоняют все кому не лень. Даже дамы ну ооочень пышных форм.

В поисках адреналина



alt
Первые впечатления от критских дорог с привычным глазу правосторонним движением мы получили еще во время трансфера от аэропорта Ираклиона до отеля. В такси мы периодически вжимались в кресла: в то время, как дорожные знаки ограничивали скорость до 70–90 км/час, спидометр у таксиста показывал не меньше 130. Крутые повороты, обрывы, скалы, уходящие прямо в море – неплохая доза адреналина для нас, видавших только Уральские горы!

Отель наш располагался в очень удачном местечке Бали. Из этой деревушки легко добраться до двух основных городов Крита – Ираклиона (на восток) и Ретимно (на запад). Для начала отправляемся в Ираклион. Вся дорога проходит по Национальной трассе (National road) – это главный ориентир для любого водителя. Трасса проходит вдоль всего северного побережья и на нее, как бусины на нить, нанизаны основные портовые города Крита: Херсонессос, Ираклион, Ретимно, Ханья. В первые же минуты вождения наша малолитражка начинает сопротивляться: в горку тащится с трудом, разгоняется медленно, ворчит. Впрочем, на машину мы не обижаемся – Национальная трасса пока еще нам кажется крайне извилистой, суперопасной и экстремальной. Впечатление обостряется еще и тем, что средняя скорость потока – 140 км/час, а водители обгоняют друг друга на дикой скорости как сумасшедшие.

Это уже потом, спустя неделю, мы увидели по-настоящему крутые серпантины с нависающими над ними скалами по дороге в монастырь Превили (Previli) и на островке Санторини (Santorini). На горной дороге порой с трудом могли разъехаться две легковушки. Для нас осталось загадкой, каким чудом водители экскурсионных автобусов с лебединой грацией маневрируют на своем огромном транспорте. Да и к машине мы привыкли: через пару дней наша крошка «бегала» по трассе со скоростью 140 км/час.

Тайные знаки



alt
Покрытие на критских дорогах – идеальное. Даже если речь идет о малоизвестной дороге в горную деревеньку, она будет настолько хорошо укатана, что знак «Неровная дорога» кажется чьей-то нелепой шуткой. А вот с указателями на Крите – беда. Вам на протяжении километра могут пять раз подряд напомнить о том, что до пункта назначения вам нужно ехать прямо. Но в самый ответственный момент вы непременно проскочите нужный поворот: соответствующего опознавательного знака попросту не окажется. Такие казусы с нами происходили регулярно. Правда, справедливости ради нужно заметить, что население – местное и туристическое – всегда очень охотно и доброжелательно помогало отыскать нужный путь.

Кстати, тактичность и деликатность водителей стали для нас еще одним потрясением. Стоит только зазеваться на светофоре – тебе, конечно, посигналят стоящие за тобой водители. Но никто не будет тебе при этом подкручивать пальцем у виска, высовывать в окно средний палец или орать английско-греческим матом. Наоборот: широко и без сарказма улыбнутся, подмигнут: мол, что-то вы, девчонки, подтормаживаете, ну да с кем не бывает!

Пробки в крупных городах острова – явление нередкое. Сплошь и рядом поворот налево запрещен, поэтому прежде чем выехать из дорожного лабиринта, исколесишь весь город. Но и автомобильные пробки для истинного грека – не повод для стресса. Природа прекрасна, жизнь спокойна и размеренна, так зачем же омрачать всю эту красоту дорожным негативом?

Свидание с полицией



alt
Где-то в груди все дни путешествия тревожно ухало: то и дело казалось, что вот-вот из-за поворота выскочит кое-кто в салатовой жилетке и начнет энергично размахивать полосатым жезлом. Но за все это время трахономосов (от греческих слов «трахос» – дорога и «номос» – закон. – Прим. авт.) видели лишь дважды. Один раз поздно вечером, на Национальной трассе. А второй раз – на горной дороге, рядом с которой произошел пожар. Возможно, все дело в том, что основная часть времени, проведенного за рулем, у нас выпадала на сиесту. Где-то с часу дня и до 5–6 вечера Крит замирает. Сиеста – полуденный отдых – дело святое для каждого островитянина. В это время закрываются почти все магазины и банки, таверны пустеют (хотя вам будут рады и в обслуживании не откажут), а городские улицы и горные дороги будто вымирают. Видимо, и полицейские не гнушаются дневным сном.

Правда, заочное свидание с трахономосами у нас все же состоялось. Последний день перед отлетом в Россию мы решили посвятить шопингу. Добравшись до Ираклиона, долго не могли припарковаться. Одного евро за платную стоянку было не жалко, но город будто сошел с ума: его наводнили полчища автомобилей, свободных мест не было нигде, даже под запрещающими стоянку знаками. Последовав за большинством, кое-как незаконно паркуемся у бутика Zara. Через три часа обнаруживаем на лобовом стекле квитанцию. «Халявная» парковка на центральной улице Ираклиона обошлась нам в 80 евро!


alt
С повинной головой возвращаемся к нашему боссу в пункт проката автомобилей. Грустно вытаскиваем 80 евро. Но босс сообщает, что если мы оплатим штраф сразу, то с нас возьмут лишь половину. Полную сумму взыщут с нарушителей, оплативших штраф лишь спустя 10 дней. Мы с законом шутить не любим, поэтому добросовестно передали деньги нашему боссу, а он на следующий день выдал нам квиток с печатью – мол, все оплачено.

Кстати, местные жители достаточно шустро «косят» от штрафов. Городки здесь небольшие, все друг друга знают. Не удивительно, что во многих семьях найдется свой гибэдэдэшник. А вот с арендованными машинами такой фокус не сработает – на блат даже не рассчитывайте.

Самые вкусные места



alt
Отпуск «на колесах» захватил нас так, что из 12 дней на Крите мы снимали авто 8 дней. За это время мы исколесили более 1,1 тысячи километров и отсняли порядка 7 гигабайт фотографий. Такого острова не покажет ни один экскурсовод. Самая интересная часть острова – западная. В числе ярких впечатлений – пляж хиппи в городке Матала (Matala) на южном побережье острова, где «дети цветов» в свое время проделали в скалах многоэтажные пещеры. Побывали в крошечной деревушке Маргаритас (Margaritas), в которой фасады домов и деревья украшены дивной красоты керамикой. Там же есть потрясающая смотровая площадка с видом на глубокий каньон. Приятно было искупаться в пресном горном озере Курна (Kurna), заехать в Триаду – три монастыря под городом Ханья и обнаружить в самом сердце гор древний монастырь, до которого добираются далеко не все туристы. Чтобы дойти до него, придется оставить машину на парковке и несколько километров шагать по крутым горным ступеням. Грех, отдыхая на Крите, не заехать в Кносский дворец, в лабиринт самого Минотавра. Ехать туда «дикарями» на авто гораздо удобней и дешевле, чем с экскурсией, которая стоит 56 евро на человека. Достаточно купить входной билет за 9 евро – и дворец в твоем распоряжении. Признаться, сей памятник древности нас не впечатлил. На развалины у нас ушло около часа, а оставшееся время мы провели на чистых и ухоженных пляжах северного побережья.

Разумеется, кое-что посмотреть лишь с помощью авто не удастся. Например, на остров Санторини можно попасть только на сверхбыстрых водных ракетах «Суперджет» и «Мегаджет». Но дневная экскурсия оправдывает все ожидания. Еще одно прекрасное место и оберегаемая критянами достопримечательность – пиратский остров Грамвусса и залив Балос. Здесь, в самой западной точке Крита, сливаются сразу три моря: Эгейское, Адриатическое и Средиземное. Цвет воды варьируется до 14–16 оттенков, а естественные пляжи имеют розовые песчаные намывы. Раньше на берег залива можно было добраться на машине, но горная дорога начала разрушаться, поэтому туристам рекомендуют оставить машину в близлежащем порту и, купив за 20 евро билет на корабль, отправляться в путь.

В конце путешествия мы подсчитали, что на троих восьмидневный прокат авто вместе с бензином обошелся около 300 евро. Если бы мы хотели посмотреть практически все то же самое (даже в меньшем объеме), то на каждого человека пришлось бы потратить примерно 700–800 евро. Почувствовали разницу? Но это ничто по сравнению с тем, какую Грецию вы увидите из окна взятого напрокат автомобиля.


Антонина ЛАПТЕВА, специально для vipautochel.ru
Фото автора и Ольги Лозовягиной

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here