Парктроники: плюсы и минуты современной парковки

1586
Юридическая консультация онлайн

Даже из уст высокообразованного человека можно услышать нелестные слова
в адрес столбиков, бордюров и припаркованных автомобилей — в
современном мегаполисе даже асы испытывают трудности с парковкой авто.
Казалось бы, выход можно найти, используя парктроники (от англ.
parktronic). Они существенно облегчают маневрирование и парковку в
узких местах. Однако многие водители, как люди осмотрительные, все-таки
сомневаются, нужны ли они и каковы достоинства, недостатки и
особенности парктроников.

Что это такое

Парктроник предназначается для
определения препятствия и информирования о дистанции до него, а также
для предупреждения водителя об опасности, если расстояние до преграды
становится слишком малым. Система включает в себя блок управления,
несколько врезных или накладных ультразвуковых датчиков (радаров),
звуковой и/или световой индикатор расстояния до препятствия. Существуют
также устройства, совмещенные с камерами заднего вида.

Для чего он нужен

При использовании парковочного
радара существенно снижается вероятность повреждения своего или
соседнего автомобиля (следовательно, не будет и расходов на ремонт).

Более того, паркуя свой автомобиль во дворе или окрестности детской
площадки, трудно быть уверенным, что рядом с задним бампером автомобиля
не окажется маленький ребенок. Использование парковочного радара
особенно актуально для автомобилей с ограниченным задним обзором с
места водителя. Устройство также пригодится начинающим и не очень
опытным автолюбителям.  

Летучие мыши и Audi

Компания Audi может гордиться:
ее фирменное обозначение ультразвукового парковочного радара —
«Парктроник» — давно стало нарицательным для подобных устройств. На
сегодняшний день парктроники получили самое широкое распространение.
Решение, очевидно, появилось после наблюдения за крыланами, ушанами и
прочими летучими мышами. Ведь работает устройство по принципу эхолота.

Когда водитель включает реверс, система начинает «сканировать»
пространство за автомобилем — компактный датчик, установленный в
бампере, посылает звуковую волну, как правило, частотой 40 кГц, а затем
переключается на прием, чтобы уловить его отражение от препятствия,
если таковое имеется. По времени между излучением и фиксированием
отражения сигнала блок управления вычисляет расстояние до препятствия,
после чего звуком и/или световой индикацией оповещает водителя о
приближении к преграде. Чем быстрее сигнал вернулся назад — тем ближе
препятствие. В момент, когда преграда обнаружена, биппер (звуковой
сигнализатор при радаре) издает прерывистый сигнал. По мере приближения
к препятствию частота сигнала увеличивается, и он становится
непрерывным. Парктроник активизируется каждый раз, когда включается
задняя передача. Если датчики встроены в передний бампер, они начинают
работать при нажатии на педаль тормоза.

Некоторые модели оснащаются
функцией принудительного включения и выключения, чтобы прибор не
утомлял постоянным напоминанием о препятствиях, скажем, в пробке.
Обычно парктроники эффективны на дистанции от 25 см до 2,5 м —
препятствие, находящееся на большем расстоянии, уже можно увидеть и в
зеркало. Чувствительность датчиков колеблется в диапазоне от 50 см (у
дешевых моделей) до 10 см (у дорогих).

Звук или изображение?

Некоторые виды парктроников дают еще и визуальную информацию: цветные
риски на небольшом дисплее обозначают степень опасности, а цифровое
табло достаточно точно показывает расстояние до «контакта».

Наиболее прогрессивными системами безопасной парковки считаются модели,
совмещенные с камерами заднего вида. Они подключаются к блоку
управления, через который картина, отражающая ситуацию сзади
автомобиля, выводится на штатный или установленный дополнительно
мини-экран (монитор). Так можно получить информацию о препятствиях,
недоступных ультразвуковым датчикам (например, об открытых
канализационных люках). Однако стоит помнить, что эффективность работы
видеоконтроля снижается при загрязнении камеры и в условиях
недостаточной видимости (в темноте, в тумане, в дождь, в снег, при
слишком ярком солнце). Преимущество таких парктроников заключается в
том, что камера и датчики дополняют друг друга: информация одновременно
поступает от двух источников, и недостатки в работе каждой из этих
систем нивелируются.

Развитие систем, помогающих водителю парковаться, идет очень
стремительно. Похоже, в ближайшем будущем распространение получат
полуавтоматические и полностью автоматические устройства. Автоматика не только найдет свободное место и укажет оптимальную
траекторию маневра, но и повернет руль на нужный угол — водителю
останется лишь давить на педали. До недавнего времени такие ассистенты
встречались лишь на концепт-карах, например Citroen-С3 Сity Park.
Однако сейчас уже и некоторые серийные автомобили могут похвастать
парковочной автоматикой. Например, в списке опций Volkswagen Touran
есть PSA (parking steering assistant — помощник руления при парковке).
Первое нажатие на кнопку с символом PSA включает по два ультразвуковых
датчика с каждой стороны в режим поиска свободного места (скорость не
должна превышать 30 км/ч). Чтобы припарковаться в один заход, необходим
промежуток на 1,4 м длиннее автомобиля. Если все условия выполнены, на
приборной панели загорается символ: можно останавливаться. Следующее
действие — отпустить руль и педали (если а с автоматом). И последнее —
вовремя затормозить. В этом поможет миниатюрная видеокамера на заднем
бампере.

Проза автомобильной жизни

К сожалению, далеко не
все модели изначально оборудуются таким полезным устройством. Конечно,
встроенные на заводе штатные системы гораздо практичнее и эффективнее.
Впрочем, парктроник можно купить отдельно и доукомплектовать им свою
машину. Однако при покупке нештатного прибора надо учитывать
определенные нюансы.

Соблазнившись на покупку парктроника, не обращайтесь в первый
попавшийся сервис — криво установленный датчик может «смотреть» совсем
не туда, куда нужно. Да и за дешевизной гнаться тоже не стоит:
испытания показали, что парктроник с двумя «ушами» остротой слуха не
отличается!

Как выбирать?

Представленные на рынке парктроники
отличаются способом крепления датчиков, их количеством и методом
индикации. Однако, главный критерий в выборе парктроника — количество
датчиков. Именно от этого зависит точность его работы. Самый простой
вариант — два датчика, которые обычно устанавливаются по углам заднего
бампера. Скажем сразу — для абсолютно безопасной парковки этого
недостаточно: какой-нибудь торчащий из земли столбик, приходящийся по
центру машины, прибор скорее всего не заметит. Системы с двумя
датчиками иногда применяются на внедорожниках, у которых сзади
размещено запасное колесо — иначе парктроник с большим количеством
датчиков воспринимает «запаску» как препятствие. Два «уха»
устанавливают и на автомобили, оборудованные фаркопом.

Система с тремя датчиками — два по углам бампера и один посередине —
работает гораздо точнее, но тонкие или низкие препятствия вроде куска
проволоки или угла высокого бордюра может и не заметить. На рынке
автоаксессуаров предлагаются системы с датчиками только для заднего
бампера (на 2, 3 или 4 датчика) или для переднего и заднего (2+2, 2+4,
4+4). Датчики парковки имеют угол охвата 90 градусов  по горизонтали и
вертикали и устанавливаются, как правило, в бамперы автомобилей. В
зависимости от способа крепления наиболее распространены врезные
датчики — они монтируются в просверленные отверстия в бампере. 

Существуют датчики, встроенные в пластиковые держатели номерных знаков.
Они монтируются проще, чем врезные, и не меняют внешний вид автомобиля.
Правда, такие парктроники не способны обеспечить полноту информации,
так как два датчика, встроенные в каждый держатель, не избавляют от
недоступных «мертвых» зон.

Информаторы

Немаловажен и способ индикации
обнаруженного препятствия. Самые простые и недорогие приборы сообщают о
приближении к преграде звуковым сигналом. Когда дистанция становится
опасной, прерывистый писк переходит в слитный непрерывный звук. В целом
этот способ неплох, но часть водителей считает его недостаточно
информативным, а если в машине громко играет музыка, то польза от
такого прибора и вовсе сомнительна.

Гораздо удобнее, когда звуковая индикация совмещена со светодиодной. То
есть прибор снабжен световой шкалой, состоящей из цветных лампочек или
полосок. Как правило, при движении в безопасной от препятствия зоне
высвечивается зеленая часть шкалы. По мере приближения к объекту
начинают загораться оранжевые индикаторы, а об опасной близости
сигнализирует красный цвет. Самые простые индикаторы состоят из одной
шкалы, более продвинутые — из двух симметричных, отображающих левую и
правую стороны автомобиля. Это удобно: парктроник, например,
показывает, насколько близко к бордюру и стоящим машинам приближается
тот или иной край бампера. Еще один весьма наглядный вид индикации —
цифровой, когда расстояние до препятствия обозначается цифрами.

Обычно такой индикатор комбинируется со светодиодными шкалами.

Есть модели, оснащенные ЖК-дисплеем. На небольшой экран выводится
информация сразу в цифровом и цветовом виде. Нередко используется
схематичное изображение автомобиля, наезжающего на препятствие.
Выглядит такой дисплей эффектно, однако по информативности он не
слишком превосходит комбинацию светодиодов и цифрового датчика.

Иногда индикаторы в виде световой шкалы встраиваются во внутрисалонное
зеркало заднего вида. В обычном режиме их не видно, они загораются лишь
при необходимости, например, при включенной задней передаче. Такой
прибор удобен для опытных автомобилистов, которые паркуются по
зеркалам.

Итого

Если вы  водитель со стажем и чувствуете
автомобиль, то парктроник вам не обязателен. Если же вы новичок на
дороге, то такое устройство рекомендуется установить. Однако, полагаясь
на электронику, всегда следует помнить: от автоматики человека отличает
эпитет «разумный», а любой компьютерный помощник — лишь вспомогательное
средство. // www.mc.by

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here