Авария. Какими должны быть первые действия водителя после ДТП

598
Ежегодно в мире автомобильные аварии уносят 170 тысяч жизней. Фото: Смолянская Евгения
Ежегодно в мире автомобильные аварии уносят 170 тысяч жизней. Фото: Смолянская Евгения


Автолюбителей, не испытавших горечи серьезного ДТП, меньшинство. И хорошо! Но надо помнить, что угроза висит над каждым.


Как и любая незапланированная и нежеланная ситуация, столкновение происходит неожиданно, некстати и застает врасплох. Только что вы мирно рулили по улице, строили планы на предстоящий день, слушали радио, и тут… Кто-то разнес вдребезги бок вашего замечательного автомобиля. Хорошо еще, что все живы и здоровы.

Дальнейшие ваши поступки зависят от крепости нервной системы и от умения держать себя в руках. Кто-то сразу хватается за монтировку, кто-то впадает в ступор. Поведение глупое и в том и в другом случае: тернии официальных процедур все равно придется пройти до конца, и от этого никуда не деться. Поэтому действовать надо спокойно, достойно, главное — не наделать ошибок.

Все, что вы дальше прочитаете, совсем не обязательно запоминать, все равно забудете. Но можно вырезать, сложить и спрятать в кармашек салона вашего авто. В случае чего шпаргалка всегда под рукой.

Шаг первый: «02»


Даже если столкновение с другим автомобилем произошло незначительное, не уезжайте, остановитесь обязательно. Не обращая внимания на жару или мороз, на пробки.

Обычная картинка: тюкнулись двое, из трех полос оставили одну, сзади — затор, проезжающие тихо костерят тех, кто «не умеет ездить». Однако стойте спокойно: виноваты вы или нет, ГАИ разберется, а ожидать инспектора, согласно правилам, вы обязаны на месте аварии.

Итак, остановитесь, включите аварийку, достаньте мобильный телефон и наберите «02» (номера экстренных служб с мобильных телефонов различных сетей могут быть разными). Если же в аварии есть раненые, наберите немедленно «03».

Если столкнувшиеся машины перекрыли дорогу полностью и движение транспорта парализовано вообще, допускается составление схемы ДТП с обоюдного согласия участников аварии и в присутствии свидетелей. После этого можно отъехать (или оттащить машины) к обочине, а если они на ходу, отправиться на ближайший стационарный пост ГАИ для оформления всех бумаг.

Многие водители, если повреждения у машин незначительные, пробуют договориться друг с другом и не ждать инспектора. Тут все просто: называется сумма компенсации, если она устраивает обоих, деньги переходят из рук в руки и машины разъезжаются. Однако будьте осторожны. Договорившись, лучше всего попросить расписку с вашего оппонента о том, что он претензий к вам более не имеет. Вдруг он заявит в ГАИ об оставлении вами места ДТП? Чем он при этом будет руководствоваться, неважно. Важно вам самим уберечься от сюрпризов.

Вариант «расплатиться на месте» хорош, если ущерб минимальный — на тысячу-две рублей. Ведь, если вы воспользуетесь страховкой, вам эту тысячу, конечно, компенсируют. Однако стоимость страховки для вас в последующие несколько лет возрастет, независимо от того, смените страховую компанию или нет.

Шаг второй: свидетели


Договориться «по-хорошему» не удалось, каждый себя считает потерпевшей стороной, а причины аварии можно истолковать по-разному. Тогда сразу же начинайте работать: ищите и записывайте фамилии, адреса и телефоны очевидцев.

Свидетели — натура уходящая, так и норовят ускользнуть по своим делам. Однако люди, которые видели ДТП или присутствовали при разговоре, когда виновник признавал свою вину, для вас на вес золота. Самый простой способ — записать номера и марки автомобилей, оказавшихся рядом с местом вашего ДТП.

Главные свидетели — те, кто находился в пострадавших машинах в момент столкновения, пусть даже они и ваши родственники. Не волнуйтесь, степень заинтересованности их в исходе дела не вам определять, а сотрудникам ГАИ.

А если свидетелей не нашлось? Тогда остается последний шанс — подать объявление в газету или на автомобильные сайты в Интернете, вдруг кто-то из видевших аварию откликнется.

Шаг третий: страховщики


Естественно, у вас есть полис ОСАГО, куда же без него? В нем записан номер телефона страховой компании. Звоните! Специалисты компании обязаны успокоить вас и толком объяснить, как следует действовать в той или иной трудной ситуации.

Далее вспомните: когда вы страховали машину, вам вместе с полисом и стикером на ветровое стекло выдали два копирующихся комплекта бланков извещения о ДТП. Вспомнили и достали бланки? Хорошо, идем дальше.

Если столкнулись два автомобиля и разногласий между участниками нет, водители по очереди заполняют один и тот же комплект. Потом верхний бланк отделяется, и оба экземпляра участники ДТП подписывают с лицевой стороны. Затем каждый берет себе по экземпляру и уже дома, самостоятельно, заполняет обратную сторону.

Все ваши дальнейшие действия по получению возмещения вы уже в спокойной домашней обстановке можете выяснить либо в Интернете на сайте Российского союза страховщиков (www.autoins.ru), либо у них же по телефону «горячей линии»:

— для Москвы: (095)730-72-02;

— для жителей других городов:

8-800-200-22-02.

Все живы и здоровы


Через некоторое время после вашего звонка в ГАИ на месте аварии появится инспектор. Если в аварии никто из людей не пострадал, он составит:

1. Протокол об административном правонарушении (если установлены признаки нарушения ПДД).

2. Протокол осмотра места происшествия.

3. Схему ДТП как приложение к протоколу.

4. Описание механических повреждений транспортных средств.

Еще инспектор попросит участников и очевидцев ДТП написать объяснения.

Если вы — потерпевшая сторона, можете требовать копию протокола. Если вы — виновник, инспектор вручит вам копию под расписку.

Если есть пострадавшие


Беда, когда при аварии пострадают люди. В таком случае, после оказания необходимой помощи пострадавшим, в дополнение к названным документам обязательно составляется акт медицинского освидетельствования участников происшествия на предмет наличия наркотического или алкогольного опьянения.

Важно: все перечисленные выше документы (за исключением объяснений других участников и очевидцев ДТП) должны быть написаны в вашем присутствии как водителя и при вашем непосредственном участии. Вы имеете право делать замечания, уточнять формулировки и указывать на важные, с вашей точки зрения, обстоятельства. Требовать занесения их в документы.

Оставшиеся в документах пустоты должны быть заполнены традиционной буквой Z, дабы никто не дописал лишнего.

Что потом?


Итак, протоколы заполнены, вы своим ходом либо на эвакуаторе благополучно добрались до дома. Что дальше?

Дальше материалы ДТП анализируют в группе разбора ГАИ и после дополнительной проверки принимают решение.

Ждать вам придется недолго. Если авария без жертв, решение должно быть вынесено в течение 15 дней. Затем участникам аварии дается на размышление еще 10 дней, в течение которых, если они не согласны, могут пожаловаться в вышестоящую инстанцию или в суд. В таком случае последнее слово скажет судья.

Практика показывает, что чаще всего вердикт, вынесенный группой разбора, и в суде остается без изменения. Однако исключения, когда суд вставал на сторону автовладельца, подтверждают правило: если с решением вы не согласны, идите смело в суд.

В любом случае вы вправе:

  • знакомиться с материалами дела;
  • давать объяснения;
  • предоставлять доказатель ства;
  • при рассмотрении дела пользоваться услугами адвоката;
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Иная картина, если в ДТП пострадали люди. В этом случае делом займется следователь, который и решит: отказать в возбуждении уголовного дела или возбудить.

На принятие решения следователю закон отпускает 10 суток со дня поступления дела в отдел ГАИ.

Разумеется, все перечисленное — лишь схема. Но ее вполне достаточно, чтобы не растеряться в первое время после ДТП. Все тонкости и варианты можно будет обдумать потом в спокойной обстановке.

Александр Бушев, www.rg.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here