Торможение двигателем

1
4452

Система торможения
автомобиля заложена производителем в конструкции тормозов: дисковые или
барабанные, вентилируемые или нет, соотношение площади колодок и веса
машины… Умение максимально использовать весь имеющийся потенциал
тормозной системы и ее ресурсы является показателем водительского
мастерства. Итак, давайте поговорим о технике торможения двигателем.

Навыки торможения двигателем рекомендуется развивать круглый год, тогда водителю удастся избежать ошибок при смене сезона
Навыки торможения двигателем рекомендуется развивать круглый год, тогда водителю удастся избежать ошибок при смене сезона


Многообразие приемов


В
чем смысл торможения? Снижение скорости, вплоть до полной остановки.
Замедлить движение машины может потребоваться по множеству причин — от
снижения скорости перед крутым поворотом до моментальной остановки
перед неожиданным препятствием на дороге. Соответственно, и торможение
бывает разным — от плавного и растянутого по времени до экстренного, с
максимально возможным замедлением.

В каждом конкретном случае
требуются свои приемы обращения с педалью тормоза, рулем и коробкой
передач. Кроме того, надо учитывать траекторию движения, состояние
покрытия, начальную скорость — в общем, одним-единственным «давить в
пол» тут не обойдешься.

Техническая сторона


Торможение
двигателем для снижения скорости движения либо сохранения её постоянной
на спуске активно используется опытными водителями в обычном дорожном
движении. Принцип основан на компрессионных потерях, т.е. используется
разрежение воздуха во впускной системе. Дизельный двигатель тормозит
эффективнее бензинового, ведь степень сжатия топливной смеси в его
цилиндрах примерно в 1,5 раза выше, чем у бензинового.

Двигатель
сконструирован и отрегулирован таким образом, что он всегда стремится
работать на минимальных оборотах (холостой ход). Нажимая на газ,
водитель может заставить двигатель увеличить частоту вращения, но как
только газ отпущен, обороты двигателя стремятся к минимуму. В
результате, если автомобиль движется с включенной передачей, при
отпускании газа двигатель замедляет машину. Это называется торможением
двигателем.

Такой процесс очень удобен, так как часто позволяет
управлять автомобилем только при помощи одной педали — педали газа.
Добавляем газ — разгон, отпускаем — торможение. Интенсивность
замедления на разных передачах разная. Это следствие закона
передаточных чисел.

На 1-й передаче достигается минимальная
скорость, но зато максимальная сила, поэтому именно на первой передаче
возможно максимальное ускорение разгона и максимальное ускорение
замедления (двигателю легко ускорять и замедлять автомобиль).

На
4-й передаче достигаются максимальные скорости, но минимальные
ускорения (двигателю трудно воздействовать на автомобиль). Поэтому
совершенно незачем ждать, пока двигатель будет с трудом замедлять
автомобиль на 4-й передаче, если можно пораньше включить 3-ю, и процесс
пойдет быстрее, а затем 2-ю, и тогда торможение пойдет сильнее.

В
результате при торможении двигателем имеет смысл ждать, когда обороты
опустятся до средних значений, и включать более низкую передачу.
Дожидаться уменьшения оборотов до средних значений необходимо потому,
что, во-первых, теперь уже водитель не заставит двигатель работать с
чрезмерной частотой вращения после включения более низкой передачи и,
во вторых, на малых оборотах усилие от двигателя заметно падает.

Ресурс не страдает


При торможении двигателем работает обратная сторона зубьев главной пары шестерен КПП
При торможении двигателем работает обратная сторона зубьев главной пары шестерен КПП

Иногда
можно услышать мнение, что торможение двигателем, дескать, сокращает
его ресурс и вызывает износ дисков сцепления. Это не совсем так. Строго
говоря, нагрузка на двигатель при торможении передачами минимальна и
практически не наносит ущерба ресурсу. Напротив, износ двигателя
гораздо выше на холостых оборотах, когда давление масла в системе его
смазки недостаточно.

Естественно, при торможении двигателем надо
соблюдать меру — если на высокой скорости ухитриться воткнуть первую
передачу, то вы можете лишиться и мотора, и сцепления, и коробки
переключения передач, да и колеса все-таки сорвутся в скольжение.

Торможение
двигателем играет важную роль с точки зрения безопасности. К тому же
оно исключает возможность блокировки колес, что особенно ценно на
скользкой дороге. Торможение двигателем рекомендуется на затяжных
спусках, когда длительное подтормаживание ножным тормозом может
привести к перегреву тормозов и их отказу.

И последнее: навыки
торможения двигателем рекомендуется развивать круглый год, тогда
водителю удастся избежать ошибок при смене сезона.

Имейте в виду


Торможение
двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому
часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при
управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и
позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его
стабильность при экстренных маневрах. Безопасное управление автомобилем
требует, чтобы любой прием торможения выполнялся комбинированным
способом, т.е. при включенной передаче.

Борис МИХАЙЛОВ, www.domlv.eu

Ещё на AutoLaws.Net:
Объезд транспортного средства или другого препятствия
Предыдущая статьяБензин ваш – идеи наши
Следующая статьяИстория автомобильных логотипов – вчера и сегодня

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Подскажите пожалуйста, не могу сказать какой уклон точно, думаю градусов 30 как минимум, а может и все 40.
    LC80- 4awd.
    В подъем захожу на L без проблем. Спуск очень тяжел для машины.
    Для торможения двигателем я так же могу L использовать?
    Имеется L-N-H, этой ручкой я могу помоч авомобилю при подъеме?
    Спасибо

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.