Школы для мотоциклистов

443

alt Мотоциклист в зеркале заднего вида вызывает у многих водителей автомобилей раздражение и беспокойство. Большинство мотовсадников – непредсказуемые, нагловатые и, что также неприятно, незаметные соседи по проезжей части. Ситуация усугубляется тем, что мотоциклисты в основном управляют своим транспортным средством из рук вон плохо.

Управлять мотоциклом любой мощности имеет право человек, получивший водительское удостоверение категории А. Получить его не так сложно: надо сдать экзамен, предварительно окончив автошколу (с мотоотделением) или подав заявление о сдаче экстерном. Экзамен, как и в случае с категорией В, состоит из двух этапов: теоретического и практического. На “теории” надо будет ответить на 20 вопросов, “практика” же – это нехитрые приемы езды, самый сложный из которых – “габаритная восьмерка”.

Однако простота экзаменационных заданий обманчива, порой их выполняет лишь трое-пятеро из группы “экстерников” из трех-четырех десятков человек. Но даже те, кто отучился в автошколе и с блеском сдал экзамен, не готовы стать участниками дорожного движения, которое нынче отличается агрессивностью и враждебностью. Ведь учились они по старой методике и умеют всего-то на малой скорости выполнять основные движения, да и техника, на которой учат в старорежимных автошколах, морально устарела. Впрочем, в некоторых заведениях вместо отечественных “Восходов” появились байки вроде Yamaha 125, но это пока исключение из правила.

Однако есть в Москве школы, где главная цель обучения – не получение прав, а приобретение адекватных навыков управления мотоциклом. Подобных заведений уже с десяток. И в каждом особо подчеркивают разницу между подготовкой к сдаче экзамена и обучением вождению. Вот, например, что говорят в “Мотошколе в Жулебино”: “Мы не учим сдавать на права. Наша задача – научить человека вождению современного мотоцикла в городских условиях, привить ему правильные навыки управления”. Упражнения, которые на занятиях отрабатывают ученики, намного сложнее тех, что включены в подготовку к сдаче на права. При этом в жулебинской школе используют весьма приличный аппарат с 400-кубовым мотором – Honda CB400SF. Программа состоит из 10 одночасовых занятий, стоимость курса – €300 (11 тыс. руб.), пробное занятие обойдется в €40.

В мотошколе “Модуль” могут подготовить и к экзамену – либо только к практической его части (900 руб. за одно часовое занятие), либо комплексно – с теорией, практикой и организацией прохождения испытания в ГИБДД (9000 руб. за 15 часов). Но обучение езде – приоритетное направление. Начальная ступень рассчитана на учеников, никогда на мотоцикл не садившихся. Рекомендован курс из 15 часовых занятий, стоимость одного – 900 руб. Тем, кто азы управления мотоциклом освоил, но чувствует, что этого мало, предлагается “Программа совершенствования водительского мастерства”, темы занятий такие: баланс, экстренное торможение, объезд препятствий, проезд поворотов по траектории, езда в пробке. Совершенствование проводят как на малокубатурном Polini XP4, так и на спортивном Kawasaki ER-6N. Количество занятий определяется индивидуально, стоимость каждого – 3600 руб., эта цена одна из самых высоких в городе.

Иногда мотошкола – это всего-навсего один инструктор. Например, школа Extradrive. Решившийся на одиночное плавание владелец школы Илья Бибанов – инструктор, тем не менее, сертифицированный, прошел курс педагогической подготовки. Большого смысла в получении подобного сертификата он не видит, однако предпочитает соблюдать формальности. Отметим, что сертификат дает ему право предоставлять своим ученикам мотоцикл для сдачи экзамена.

Надо сказать, не во всех подобных мотошколах инструкторы сертифицированы, и, если для ученика это принципиальный момент, стоит поинтересоваться наличием такого документа. Также еще до начала обучения следует разобраться в ситуации с защитной экипировкой. Ее ученику предоставят в любой мотошколе, но в одном месте это будет только шлем, а в другом – исчерпывающий комплект: шлем, подшлемник, налокотники, наколенники, перчатки, “черепаха”. Однако при наличии собственной экипировки инструкторы рекомендуют заниматься именно в ней.

По словам Ильи Бибанова, для получения правильных навыков езды необходимы серьезные тренировки. Способности к мотообучению бывают разные, они зависят, в частности, от индивидуальных особенностей вестибулярного аппарата и моторики. Некоторым достаточно трех часов, чтобы успешно отработать необходимые упражнения, а иные не могут их выполнить правильно даже после двадцати занятий. Кажущиеся простыми движения на площадке надо оттачивать до автоматизма. Обучение в Extradrive начинается с тестирования, по итогам которого определяется комплекс упражнений, необходимый для освоения. Обучение проводится в основном на Keeway Speed 150. Цена – 1000 руб. за занятие.

Четвертый год в Москве функционирует мотошкола гоночной команды “Пилот”, завоевавшая любовь и уважение в мотосреде (так, некоторые мотодилеры рекомендуют клиентам проходить обучение именно там). Между прочим, инструкторы “Пилота” проходили стажировку в школе BMW в Германии. Как говорит Дмитрий Сафронов, инструктор “Пилота”, в целом в Европе намного серьезнее относятся к обучению мотоциклистов, чем в России, и “Пилот” здесь ориентируется на Европу. По словам Дмитрия, особое внимание школа уделяет “постановке зрения”, что очень важно для городской езды. Этим в “Пилоте” занимаются на начальном этапе, когда закладывается база вождения. Обучение проводится на малокубатурных мотоциклах (например, Yamaha YBR125), которые в отличие от мощных байков прощают новичку некоторые ошибки. Более или менее подготовленным байкерам предлагаются особые тренинги для совершенствования техники вождения. В основном занятия проходят на Yamaha R1 и R6, BMW GS650, Honda CB600 Hornet (вообще разнообразие мотопарка “Пилота” приятно удивляет). Выполняются упражнения на баланс и линию зрения, слалом, “малая восьмерка”, “змейка”, все – с использованием заднего тормоза. Шлифуется искусство управления мотоциклом в самых сложных дорожных ситуациях, в том числе при экстренном торможении.

В “Пилоте” оформляется страховка на период обучения (350 руб. на 60 дней), предоставляется техника для сдачи экзаменов. Как начальный, так и продвинутый уровень предполагает пять занятий по два часа, стоимость курса – 15 тыс. руб.

Пару лет назад в “Пилоте” учили езде непосредственно в городских условиях. Инструктор и ученик выезжали вместе на улицы, советы и комментарии инструктор передавал подопечному по радиосвязи. Однако сегодня здесь такие занятия не проводят. Говорят, что начинающему мотоциклисту все же лучше выезжать в город самому, на первых порах – в выходные дни, когда на дорогах меньше машин.

Однако идея, от которой отказался “Пилот”, не умерла. К примеру, так городской езде обучают в “Модуле”, занятия проходят в Северо-Западном округе, преимущественно в выходные дни. Стоимость одного часового занятия – 3600 руб., обязательное условие – наличие водительского удостоверения категории А. В школе Extradrive стоимость одного занятия в городском трафике такая же – 3600 руб., но продолжительность – 90 минут.

Одно из самых старых заведений, обучающих мотовождению,- “Мотошкола Ильи Гелашвили”, бывшая “Альпин” (площадка школы располагалась на Гребном канале, в непосредственной близости от одноименного дилера Yamaha). Раньше телефон Ильи Гелашвили, бессменного инструктора школы, найти было не так-то просто, теперь она обзавелась сайтом в сети, пусть и скромным. Занятия проводятся на прежней площадке. Есть базовый курс – 14 занятий по 60 минут, стоимость одного занятия – 1200 руб. Есть продвинутый – стоимость занятий такая же, но их количество определяется индивидуально. Обучение проводится на технике Yamaha – TW125, TW200 и Diversion 600.

Спрос на обучение мотовождению высок, и профильных заведений с каждым годом становится все больше. В некоторых есть не только два-три курса, различающихся по степени сложности и уровню опыта обучающихся. Самый богатый ассортимент мы нашли в “Школе безопасного вождения”. Кроме освоения сугубо спортивных дисциплин слушателям предлагаются начальный и продвинутый курсы, курс для девушек, курс для водителей после перерыва, курс для сдачи экзамена в ГАИ. Также преподаются такие неординарные для мотошкол предметы, как оказание первой медицинской помощи и устройство и самостоятельное обслуживание мототехники. Кроме того, в “Школе безопасного вождения” предлагают пройти начальный или продвинутый курс за два выходных дня. Такое расписание занятий удобно, к примеру, жителям других городов, желающим постичь мотопремудрость в Москве. Это в столице мотоциклисты могут выбирать школу, исходя из расположения площадки для тренировок, а в других городах альтернативы самообучению в реальных дорожных условиях порой нет.

Где учат водить мотоцикл

Название мотошколы

Стоимость обучения

Адрес площадки для занятий

«Пилот»

15 000 руб./ 5 занятий по 120 мин.

Ул. Восточная, д. 4а

«Мотошкола Ильи Гелашвили»

1200 руб./ 1 занятие 60 мин.

Ул. Крылатская, д. 8

Мотоклуб RRG

12 500 руб./ 10 занятий по 60 мин.

Ул. Крылатская, д. 2, стр. 22

«Модуль»

3600 руб./ 1 занятие 60 мин.

Ходынский бул., д. 3

«Мотошкола в Жулебино»

11 000 руб./ 10 занятий по 60 мин.

Ул. Привольная, напротив д. 71, к.1

«Школа безопасного вождения»

1300 руб./ 1 занятие 60 мин.

Ул. Нижние Мневники, д. 83

«Байк Ленд»

1500 руб./ 1 занятие 60 мин.

1,5 км от МКАД по Минскому ш.

«Мотошкола Сергея Студента»

1200 руб./ 1 занятие 60 мин.

Ул. Комдива Орлова, напротив д. 3

Extradrive

1000 руб./ 1 занятие 60 мин.

Пересечение Звенигородского ш. и 3-й Магистральной ул.



Анна Килимник, kommersant.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here