Осторожно, полицейский!

178

<!—
20.05.2008
—>
altИскусственные преграды на дорогах грозят опасностью не только автомобилям

 

Кого в наши дни
удивишь проблемами с позвоночником? Абсолютно никого. Правда, проблемы
бывают разные – у кого-то начальная стадия остеохондроза, у кого-то –
неудачно сросшийся перелом или грыжа позвоночного диска. Но городские
дороги представляют опасность для всех. И виной тому – рукотворные
колдобины, получившие название «лежачие полицейские». 

 

Как говорил булгаковский герой — «хрусть-пополам»

 

Название, как и сами
«полицейские», придумано не нами. Поэтому многие считают, что
замахиваться на них не следует – как-никак мировая практика. Однако кто
сказал, что мировая практика – это всегда практика со знаком «плюс»? От
«лежачих», кстати, далеко не в восторге и на их родине – в
Великобритании. Лондонская служба скорой помощи утверждает даже, что
каждый год из-за «лежачих полицейских»  гибнет около 500 человек.
Насколько эта цифра реальна, сказать сложно. Но людей с полученными
таким образом переломами позвоночников заведующему кафедры
травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии СибГМУ Василию
Первееву встречать приходилось.

— 85 процентов
населения страдают остеохондрозом позвоночника, — говорит он. –
Встряхнуло человека как следует – вот вам и срыв компенсации, а то и
компрессионный перелом. Травму можно получить даже стоя в автобусе.
Особенно опасна тряска для тех, кто страдает остеопорозом (уменьшением
плотности костей – прим. ред.). А у пожилых он сплошь и рядом. И далеко
не всегда человеку вовремя поставят диагноз – подумаешь, тряхнуло! И
будет бабушка молча страдать…

Чем чревато такое
молчаливое страдание, говорить вряд ли стоит – это тот, кому диагноз
поставили вовремя, месяцами лежит без движения, а несведущий продолжает
вести обычный образ жизни, поднимать тяжести и работать в наклон. А там
— повреждение спинного мозга и…

Представить себе
продолжение этой истории нетрудно. Для «счастливых» обладателей грыжи
диска тряска чревата выпадением грыжи и срочной операцией. А для
здоровых – если они вообще существуют – возникновением первого звена в
цепи неприятностей со спиной — остеохондроза.

—  «Лежачие
полицейские» мне не нравятся и как травматологу-ортопеду с 40-летним
стажем, и как водителю со стажем 33-летним, — признается профессор
Первеев. —  Дороги у нас и так архиплохие, а тут еще и искусственные
препятствия. Когда человек знает, что где-то здесь его поджидает
опасность, он находится в состоянии стресса. А у нас на каждой улице
таких поводов для стресса 10-15.

 

Не задавим, зато отравим

 

Но опасность, которую
«лежачие полицейские» представляют для нашего  здоровья, это еще не
все. В мире все чаще говорят о вреде, который они причиняют экологии.
Сотрудники британской компании  Millbrook Proving Ground, например,
установили, что на трассе с «полицейскими» выделения угарного газа
возрастают на 82 процента, а оксидов азота — на 37. Происходит это
потому,  что в результате постоянных торможений и последующих разгонов
расход бензина возрастает едва ли не в два раза — с 5 литров на 100 км
до 9,1. Оказывается, современные двигатели достигают максимальной
эффективности именно на высоких скоростях. Англичане из всего этого
делают вполне ясный вывод: слишком усердствовать с ограничениями
скорости не надо, поскольку на пользу экологической ситуации они явно
не идут. А на аргументы о безопасности детей отвечают контраргументом:
какая может быть безопасность, если детвора находится в клубах
ядовитого дыма?

Для Томска, где
автотранспорту приписывают более 70 процентов находящихся в воздухе
ядовитых веществ, эти факты более чем актуальны. В качестве выхода
ученые предлагают золотую середину: на опасных участках ограничивать
скорость в разумных пределах, скажем, до 30 км в час. Снижение скорости
на 20 км в час, посчитали они, увеличит выбросы ненамного — примерно на
10 процентов. Способы отслеживать нарушителей есть: это и камеры
наблюдения, и сотрудники полиции. Это, конечно, дороже, чем плюхнуть
поперек дороги резиновую (в лучшем случае) дуру. Но здоровье людей и
сохранность машин (а в других странах иски о компенсации наносимого
«лежачими полицейскими» вреда позвоночникам и автомобилям не редкость),
полагаю, дороже. Тем более что польза от «дуры» весьма сомнительна.
Большинство автолюбителей, которых я просила высказать свое мнение по
этому поводу, были категоричны – польза эта  настолько несущественная,
что о ней нечего и говорить. У нас тут не хайвэй, где «лежачие
полицейские» будят мчащихся на огромной скорости и нередко засыпающих
за рулем водителей – при нашей ширине улиц и постоянных пробках средняя
скорость в городе и так до смешного мала. Непосредственно возле школ и
детских садов, добавляли некоторые, позаботиться о защите от лихачей
стоит — как говорится, береженого бог бережет. Но сеть, сплетенную
«полицейскими» в Томске, можно назвать скорее хитроумной, чем разумной.
Зачем, например, устанавливать одну «дуру» перед остановкой транспорта
и одну – после нее, если движение одностороннее? И для чего, скажем, на
Московском тракте их чуть ли не десяток?

Большинство отзывов
были столь эмоциональны, что приводить их в газете вряд ли стоит. Были
и мало относящиеся к делу – опять-таки по причине избытка эмоций.
Предлагали, например, переместить к какой-нибудь школе тот пост ГИБДД,
который постоянно подстерегает проштрафившихся водителей на площади
Ново-Соборной. Но были рассуждения вполне  уравновешенные.

— У нас низкая
пропускная способность улиц – узкие дороги, транспорта больше, чем
дорожная сеть может безболезненно выдержать. И при этом на одной улице
Карла Маркса три «лежачих полицейских» на протяжении буквально двухсот
метров, — говорит депутат областной думы Евгений Рубцов. — Дети учатся
в определенные часы, в определенное время идут в школу. Значит, и
ограничение должно быть временным: поставьте знак, что в такие-то часы
необходимо выдерживать такую-то скорость. А «полицейские» лежат на
улицах круглые сутки и тем самым снижают их пропускную способность в
два-три раза. К тому же устанавливаются они достаточно бесконтрольно.

  

Не мы одни

 

Если уж ссылаться на
мировую общественность, то в пользе «лежачих полицейских» сомневаемся
не только мы. Как показал опрос, который проводил на своем сайте
британский журнал «What Сar?», 68 процентов  британцев считают их
бесполезными. А многие критики утверждают, что из-за них только хуже —
измученные автомобилисты отводят душу, резко ускоряясь на ровных
участках дорог. Говорят также, что неровности смертельно опасны для
мотоциклистов и велосипедистов, которые при наезде на них часто падают.
И это при том, что на Западе «лежачие» строго проверяются на
соответствие существующим нормам. У нас же ГОСТ, регламентирующий
размеры и правила установки искусственных дорожных неровностей, или
ИДН, начал действовать только в январе этого года. В 2005-2006 годах,
когда в Томске шла основная установка «лежачих» (первый появился в
ноябре 2005-го), приходилось руководствоваться  «Временными нормами и
правилами на устройство искусственных дорожных неровностей» 2000 года.
Эти нормы предусматривали «полицейских» двух основных видов: округлых
из асфальта и трапециевидных из резинопластика. По новым ГОСТам, высота
ИДН должна составлять 5-7 см, длина – не менее 4 метров. А на тех
улицах, по которым ходят автобусы, и того больше – не менее 6. Ширина
зависит от разных факторов, в том числе и от разрешенной на этом
участке скорости. Как выразился и. о. заместителя начальника Управления
ГИБДД по Томской области Евгений Васильев, получается «вытянутая
лепешечка», встречи с которой для людей и автомобилей будут менее
болезненными, чем при наезде на тот бетонный ужас, который лежит
поперек дорог сейчас.

Некоторое время назад в Томске было проведено
обследование всех наличествующих ИДН (сейчас их 59). Резиновые
«полицейские» введенным ГОСТам в основном соответствуют, хотя длины
кое-где не хватает. А вот асфальтобетонные – нет. Поэтому первые лица
управления еще зимой обратились к руководству города с письмом, в
котором говорится о необходимости довести эти колдобины до нормативного
состояния или убрать. Но ответа пока не последовало.

Ответ удалось
получить нам. Оказалось, что с наведением порядка придется подождать:
денег в бюджете на эти цели не предусмотрено. Опыт ликвидации
«полицейских», кстати, в Томске уже есть. С помощью грейдеров,
например, избавились от «стража порядка» на Мичурина, где движение, по
словам Евгения Васильева, тормозилось практически до нуля, а особой
необходимости в преграде не было. На Трудовой имелся барьер высотой 8
см – он вообще не оставлял шанса импортным автомобилям. На улице
Беринга высоту препятствия снизили до 3 см, и люди вздохнули свободно.
Другой вопрос, зачем вообще было возводить эти рукотворные преграды,
тем более там, где в них нет большой необходимости? Да и удовольствие
это не дешевое – полная стоимость «полицейского» и работ по его
установке составляла около 30 тысяч рублей.

— Возле школ и
детских садов «лежачие полицейские» нужны, — уверен Евгений Николаевич.
—  Мы отслеживали статистику — с ноября 2005-го на тех участках, где
они были установлены, не было ни одного ДТП с пострадавшими. Других
действенных способов воздействия на нерадивых водителей пока нет. Вот
если будут штрафы составлять тысячу-полторы, а не сто рублей, как
сейчас, тогда можно будет обойтись и без «лежачих полицейских». Или
когда все водители станут сознательными. Привыкают же они понемногу
пропускать пешеходов!

А пока всеобщая
сознательность не наступила, расслабляться пассажирам и водителям рано
— старые «лежачие» пока остаются на своих местах, да и новые еще
появятся. Заявок на их установку предостаточно. Лишь немного утешает
сознание, что устанавливаться они будут в соответствии с новыми
нормами, а значит, и посадка пассажиров на «пятую точку» будет помягче.
Но лучше бы, конечно, нам не приходилось против своей воли  чувствовать
себя космонавтами или парашютистами. Примерно полгода назад в нашей
газете было опубликовано интервью Игоря Иткина, в котором бизнесмен
делился своими впечатлениями от Австралии. И одним из главных
впечатлений стала забота о людях, которая там проявляется в каждой
мелочи.

— Понравилось, что
там нет «лежачих полицейских», от которых у наших пассажиров вставные
челюсти вылетают, — сказал Иткин. — Вместо них в жилых кварталах прямые
дороги превращены в извилистые за счет клумбочек, елочек и каких-то
архитектурных красот. Не разгонишься…

Ждать, что у нас на
Каштаке или Иркутском тракте завтра появятся извилистые дороги,
бессмысленно – не появятся. Но очень хотелось бы, чтобы и колдобин на
нашем пути становилось меньше. В конце концов, путь наш и так непрост.

Ольга Смирнова, vesti70.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here