Как должен вести себя инспектор ГИБДД

1054

Фото: Дни.Ру/Дмитрий Копылов

Фото: Дни.Ру/Дмитрий Копылов

Выяснение отношений между инспектором ГИБДД и автовладельцем давно
стало притчей во языцех. Хамское поведение работников Госавтоинспекции
также перестало кого-либо удивлять. Во многом, причиной тому является
юридическая безграмотность водителей, которые просто не знают своих
прав и обязанностей, «идя на поводу» у инспектора.

Похоже, чиновники решили навести порядок на дорогах — МВД разработало документ, который четко регламентирует отношения Госавтоинспекции с водителями и пешеходами.
Административный регламент — это новое слово в российском
законодательстве. Такие регламенты с подачи министерства экономического
развития разрабатывают все ведомства, чтобы упорядочить процедуру
общения чиновников с гражданами.

На самом деле, похожий нормативно-правовой акт существует еще с 1999 года — это «Наставление
по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции
безопасности дорожного движения МВД РФ», где также был расписан порядок
работы сотрудников ГИБДД. К сожалению, большой огласки этот документ не получил.

Как сообщает «Российская газета», в новом регламенте будет досконально расписан порядок работы инспектора
ДПС: как он должен общаться с водителями, действовать в случае
нарушения ПДД или в случае аварии и в других ситуациях, которые могут
образоваться на дороге. Правда, пока для ГАИ не прописаны временные рамки,
ограничивающие ту или иную процедуру. Дорожная обстановка специфична и
предугадать, какое время потребуется для оформления протокола или для
совершения другой операции, практически невозможно.

Согласно новому регламенту, все подразделения ГАИ должны обзавестись своими страничками в Интернете,
где будут размещены все необходимые сведения: адрес электронной почты,
телефоны, справочные материалы. Кроме того, здесь четко расписан
порядок работы сотрудников при ответе на телефонные звонки: «Ответ на
телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа,
в который позвонил гражданин, фамилии и должности сотрудника,
принявшего телефонный звонок. При невозможности сотрудника, принявшего
звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный
звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное
лицо…»

При обращении к участникам дорожного движения сотрудники
милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать
свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине
остановки транспортного средства. «В разговоре с участниками дорожного
движения сотрудник обязан свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку».

При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник ДПС должен сообщить номер нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий.

Впервые в новом документе прописаны правила применения видеокамер и диктофонов:
«Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право
использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, при
необходимости заранее предупредив их об этом».

С документами при
проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо
отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо
предложить владельцу самому взять их. Вообще «сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, подарки и какие-либо предметы, не связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей».

Однако многочисленные споры вызвал вопрос о «засадах» на дороге.
В регламенте прописано: «Контроль за дорожным движением с
использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным
автомобилям Госавтоинспекции, не допускается». Далее идут разъяснения,
что патрульный автомобиль — это транспортное средство ГИБДД, на который
нанесена специальная цветографическая схема, установлено стационарное
устройство для подачи специальных звуковых и световых сигналов,
включенное в установленном порядке в постовую ведомость.

Однако
буквально в следующем пункте указано совершенно обратное: «контроль за
дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой
форме — с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля». Распознать их можно только по буквенному обозначению госномера, который вряд ли будут знать простые водители.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
осуществляется инспектором в присутствии двух понятых. При этом должны
быть использованы технические средства, которые обеспечивают запись
результатов исследования на бумаге. Применять можно только приборы,
утвержденные Росздравнадзором. Если у инспектора такой прибор
отсутствует, то освидетельствование проводится на ближайшем посту ГИБДД. Если водителя потребуется отправить на медицинское освидетельствование, сотруднику ДПС потребуется пригласить двух понятых.

В регламенте также прописан порядок обжалования действий сотрудников ГАИ. Граждане смогут заявлять о нарушениях своих прав или противоправных решениях на интернет-сайте
и по электронной почте МВД, ГУВД, УВД, однако сроки рассмотрения жалоб
прописаны только для письменных обращений: 30 дней. Для всех остальных
случаев они не установлены.

Это не полный список всех
нововведений, которые могут вступить в силу в ближайшее время. Прежде
чем утвердить регламент, в МВД решили провести его широкое обсуждение.
В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения также
готовятся еще несколько подобных документов, которые будут подробно
расписывать такие процедуры как регистрация транспортных средств,
техосмотр и экзамен на получение водительского удостоверения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here