Гарантийные неприятности

140

Приобретая новые машины, автолюбители вправе рассчитывать на относительно спокойную жизнь — так, по крайней мере, обещают им работники автосалонов. Однако на деле, всё происходит не всегда согласно таким радужным обещаниям…

Очевидное-невероятное

Руслан недавно купил новый автомобиль, и вот тебе на — заскрипел, захрустел передний мост. Машина гарантийная, поэтому парень особо расстраиваться не стал. Просто собрался и поехал в автосалон. Там его почему-то попросили подписать заказ-наряд на работы, и сумму за диагностику выставили 1500 руб.

Молодой человек озадачился: «Что это за сумма, — машина-то гарантийная, 3000 км пробег».

— Успокойтесь, это просто формальность, у нас так принято, если ремонт гарантийный, то и плату с Вас не возьмём.

Руслан, доверился, успокоился и подписал бумаги. Позвонили ему из сервиса в этот же день:

— К сожалению, вынуждены Вас проинформировать, что ремонт у Вас будет негарантийный.

— Как же так? 3000 км пробег, на первое ТО приезжал.

— Наш инженер не даёт добро на ремонт по гарантии.

Руслан приехал в автоцентр на следующий день: «Ну как, разобрались?»

— Да, а Вам, молодой человек ещё повезло! Передний редуктор под замену. 1000 долларов — редуктор, 500 — диагностика. Ещё Вам мост не снимали — его нужно снять и промыть. Ещё рекомендуется диагностика заднего моста. Итого выходит ремонт на сумму около 5000 долларов.

Руслан был просто шокирован.

— Нет, я так не договаривался, и проведение работ не заказывал, не будете ремонтировать по гарантии, отдавайте машину.

— О\’кей, но часть работ мы уже сделали. Платите.

— За какие работы? Если за мойку машины и диагностику 1500 рублей так и быть заплачу.

— То была предварительная диагностика, а Вам снимали редуктор — это стоит 500 долларов.

— Но я эти работы не просил проводить и ничего не подписывал.

— Тем не менее по телефону Вы дали согласие на диагностику.

— Но она стоит 1500 рублей?

— А получилось на 500 долларов!

— 500 долларов платить не буду.

— А мы Вам машину не отдадим и ещё с Вас за стоянку возьмём.

К этому моменту вокруг автовладельца собрались работники автоцентра, начали утверждать, что у машины была перегрузка, что колёса не соответствуют норме — на полдюйма больше положенного, и эксплуатация автомобиля, видимо, неправильная была.

Но Руслан стоял на своём — написал на заказе-наряде, что его вынуждают оплатить те услуги, которые он не заказывал, угрожая задержкой с выдачей автомобиля.

Этот случай произошёл в Калининграде. Однако автосервис называть не будем, так как независимая экспертиза автомобиля не была проведена и делать выводы преждевременно.

— Кто прав?

Действительно, автовладельцу могут отказать в гарантийном ремонте, если дефекты не являются производственными, а вызваны нарушением правил эксплуатации. В частности, из-за несвоевременного прохождения техобслуживания, применения неоригинальных узлов и деталей, а также установки дополнительного оборудования (сигнализации, аудиоаппаратуры, и т.п.), когда их влияние на состояние машины очевидно. Например, если самостоятельно устанавливалась система парктроник, а впоследствии был обнаружен дефект амортизаторов, то отказать в их замене по гарантии в автосервисе не имеют права — причинно-следственной связи между этими событиями нет. Но когда при монтаже системы сигнализации сверлят панель салона и повреждают жгут проводов, проложенный в скрытой полости, дефекты электрооборудования продавец автомобиля бесплатно устранять не будет. Но причину дефекта, вызванного неправильной эксплуатацией, самостоятельной установкой оборудования или неквалифицированным обслуживанием, продавец обязан потребителю доказать!

Как правило, в случае претензии со стороны владельца автомобиль сначала проверяют работники автосервиса. При этом, по новому законодательству автовладелец вправе присутствовать при проведении экспертизы. И если он не согласится с её выводами, то может оспорить решение в суде. На время проверок и экспертизы дилер вправе оставить машину у себя на ответственном хранении. Если суд признает вину потребителя, последний должен будет оплатить ремонт, экспертизу, судебные издержки и хранение. Однако если дефект всё-таки будет признан гарантийным, доставку, диагностику, ремонт и запасные части автовладелец оплачивать не должен. В крайнем случае, когда на сервисе не будет нужных деталей, хозяин машины по желанию может их купить сам, обязательно взяв в магазине заверенный сертификат, товарный и кассовый чеки. Автосервис же, в свою очередь, должен вернуть автовладельцу потраченные деньги.

Срок устранения неисправностей автомобиля по новому законодательству не может превышать 45 дней, а отсутствие нужных запчастей не является основанием для увеличения этого срока. При этом, в случае устранения неисправностей автомобиля, гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого машина простояла в автосервисе.

— Гарантия гарантии рознь

Закон не обязывает автопроизводителя предоставлять гарантию. Но независимо от этого или при гарантии менее двух лет в случае её окончания, автовладелец, доказав вину изготовителя, может требовать удовлетворения своих претензий в течение двух лет с момента покупки машины. Условия гарантии завода, как правило, изложены в документации на автомобиль (в сервисной книжке, отдельной брошюре, приложении к договору и др.). Иногда продавец в договоре может назначить свою гарантию или продлить заводскую. Такая гарантия называется дополнительной. Однако зачастую бывает обратная ситуация, когда в договор на дополнительную гарантию продавцы вносят ограничения, не предусмотренные законом. В частности, вводят уменьшенные интервалы ТО, не регламентированные автозаводом, или сужают ассортимент разрешённых к применению эксплуатационных материалов. Покупателю в этом случае стоит подумать, прежде чем подписывать такой документ.

Поправки к закону о защите прав потребителей (№234-ФЗ от 25 октября 2007 года «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей»), вступившие в силу 12 декабря прошлого года, усилили ответственность продавца и дали потребителю больше возможностей для воздействия на недобросовестных автодилеров. Согласно новым нормам, покупатель вправе вернуть или обменять купленный автомобиль, если в течение года машина находилась в автосервисах в общей сложности более 30 суток.

Одним из наиболее важных нововведений в законе «О защите прав потребителей» стала новая редакция статьи 18, согласно которой потребитель вправе вернуть технически сложный товар, имеющий недостаток, в течение 15 дней со дня передачи ему такого товара, потребовать заменить его на аналогичный либо потребовать возврата денег. Автодилеры считают данную норму закона несправедливой по отношению к ним и дающей повод для злоупотреблений со стороны особо придирчивых потребителей. Ведь теперь покупатель может потребовать обменять купленный автомобиль на новый, ссылаясь на то, что у него плохо светит фонарь или на кузове имеется небольшая царапина. Известен случай, когда покупатель никак не мог определиться с покупкой машины. Он заказал в автосалоне автомобиль с определённым цветом кузова и комплектацией, а когда заказ был выполнен, покупатель передумал и, сославшись на небольшой дефект, захотел другую машину, пообещав, что в этот раз уж точно её купит. Автосалон, потратившийся на доставку и предпродажную подготовку машины, поразмыслив, принял решение вернуть предоплату покупателю и в дальнейшем с ним не связываться.

Впрочем, большинство работников автосалонов полагают, что покупатели не будут злоупотреблять своими правами. Ведь и ранее закон предоставлял потребителю широкие возможности, но мало кто шёл на отстаивание своих интересов. В большинстве своём наши люди юридически не подкованы, ведут себя пассивно и предпочитают, не ругаясь, перетерпеть возникшие неприятности.

Вот и Руслан забрал автомобиль и отправил его в полуразобранном виде на нефирменный сервис. Ни судиться, ни ругаться дальше он не собирается, а в фирмачах разочаровался окончательно.

Возможно, судиться было бы долго — госпожа Фемида у нас неповоротлива, а вот известить об инциденте представительство автозавода стоило бы! В нём, как правило, есть служба по работе с дилерами, её координаты приведены в руководстве по эксплуатации машины, сервисной книжке или на сайте фирмы в интернете. А систематические «разочарования» покупателей могли бы привести автодилера к лишению официального статуса!

Ольга Лысенко , www.auto39.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here