Для Toyota успех – горьковато-сладкое лекарство

166

Для Toyota успех – горьковато-сладкое лекарствоКак сообщает в своей статье корреспондент Reuters, глава General Motors Рик Вагонер (Rick Wagoner) хвалится количеством рынков, на которых американский автопроизводитель является номером один. В то же время президент Toyota Motor Катсуаки Ватанабе (Katsuaki Watanabe) акцентирует свое внимание на том, где его компания отстает.

Прислушиваясь
к лидерам среди крупнейших мировых автопроизводителей, Вы, возможно,
думаете, что Toyota всегда играла в «догонялки». Тем не менее, хотя GM
позволяет себе не соглашаться с этим, на протяжении последних двух лет
Toyota была впереди. В 2007 году японская группа продала на полмиллиона
больше машин, чем GM, за исключением легковых автомобилей китайской
компании, доля американской фирмы в которой незначительна.

Этот
разрыв вполне может увеличиться в этом году, поскольку Toyota стремится
расширить свою деятельность в развивающихся странах. Чем же тогда
65-летний глава Toyota так обеспокоен?

«Я постоянно пытаюсь вбить себе в голову мысль о том, что долгосрочный успех может легко ускользнуть, — сказал недавно Ватанабе агентству Reuters. – Наши
корпоративные ДНК призывают нас работать лучше. Если в какой-то момент
мы расслабимся, то падение может произойти очень быстро»
.

Слово
«провал» трудно связать с автопроизводителем, которому нет равных. В
течение многих лет Toyota лидировала почти по всем показателям в своей
отрасли (прибыль, рыночная стоимость, денежные резервы).

Но
когда Toyota начала наращивать выпуск автомобилей по полмиллиона в год
и расширять свою деятельность, она столкнулась с новыми проблемами. В
последние годы увеличилось количество возвратов автомобилей, и стали
снижаться позиции Toyota в рейтингах качества.

Кроме
того, за последние 6 месяцев курс акций компании упал примерно на 20%
из-за опасения замедления темпов развития главного автомобильного рынка
— США, что не может не отразиться на японских производителях.

БОЛЬШЕ, ПРОЧНЕЕ


Но
едва ли проблемы замедлят рост продаж Toyota. Компания рассчитывает в
этом году продать почти в два раза больше машин, чем это было десять
лет назад.

Чтобы идти в ногу с ростом продаж, Toyota
удвоила количество своих сотрудников до 310.000 человек за тот же
период, отсюда и головные боли Ватанабе по поводу качества продукции.

Поездка
на завод Toyota в Японии показывает, насколько трудно компании
поддерживать высокие стандарты качества, когда она переносит свое
производство за рубеж, на растущие рынки и привлекает новых работников.

На
фабрике Цуцуми, родине автомобиля Prius с гибридным приводом, пожилые
рабочие выполняют тяжелый физический труд с такой скоростью, на которую
способны только японцы с их уникальным отношением к работе. Все
операции на заводе отслеживаются в режиме реального времени, новые
заказы отображаются, как только они получены дилерами.

В
Японии смерть от перегрузок не редкость – в прошлом году против
компании Toyota был подан иск по этому поводу, — но считается, что
размер бедствия далек от реальности.

«В связи с
сокращением и старением населения в Японии у Toyota нет другого выбора,
кроме как увеличивать численность персонала за рубежом
, — говорит Цуеси Мочимару (Tsuyoshi Mochimaru), аналитик по автомобильному рынку агенства Lehman Brothers. – Это
является одной из основных задач, стоящих сейчас перед менеджментом:
непросто объяснить, что такое «Философия Toyota», за пределами Японии»
.

Сложно
объяснить новым работникам, что всю работу надо выполнять срочно, когда
они думают, что Toyota – это станок, на котором печатаются деньги.

Совсем
другая история была у Ватанабе. Он пришел в Toyota сразу из
университета в 1965 году и прошел вместе с компанией через все
трудности: торговые войны между США и Японией в 1980-х и их пагубным
воздействием на японских экспортеров, падение доллара до 79 иен в
середине 90-х. Теперь даже небольшие по сравнению с ними проблемы
качества, с которыми сейчас столкнулась Toyota, не дают ему успокоиться.

Поэтому
с того момента как в 2005 году Ватанабе возглавил компанию, он считает
своей миссией призвать сотрудников мерить успех Toyota не
превосходством над конкурентами, а достижением благородной цели:
создание автомобиля-мечты, который «очищает воздух, не вызывает
дорожно-транспортных происшествий, делает водителей здоровыми и может
объехать весь мир с одним баком топлива». «Нам предстоит еще долгий
путь»
, — сказал он.

ПОСТОЯННЫЙ ВЫЗОВ


Это
звучит как корпоративная сказка, но культура постоянного стремления к
совершенству Toyota связана с историей происхождения компании, которая
началась во время Великого землетрясения Канто в 1923 году.
Землетрясение сравняло Токио и уничтожило поезда и трамваи, основное
средство передвижения в стране, которая все еще была затоплена.

Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda), изобретатель текстильных ткацких станков,
сокрушался, что в Японии не хватает импортных грузовых автомобилей
Ford, чтобы перевозить людей после землетрясения и поручил своему сыну,
Киичиро (Kiichiro), произвести автомобили, которые будут служить стране.

Разбирая
автомобили Chevys и Ford, Киичиро и его небольшая команда в 1936 году
создали вместе свой первый легковой автомобиль типовой модели АА. А год
спустя, Киичиро отделил автомобильный бизнес от фирмы по производству
ткацких станков своего отца, и создал Toyota Motor.

Был
еще один кризис, нефтяные встряски 1970-х, который ускорил выход
экономичных автомобилей Toyota на мировую арену, когда в США
потребители стремились найти альтернативу большим отечественным
автомобилям.

Джеймс Д. Пауэр III (James D. Power III), основатель ведущей исследовательской фирмы J.D.Power,
писал, что GM посмеялся над его предупреждением о возможной потере
связи с клиентом. Но Тацуро Тойода (Tatsuro Toyoda) — сын Киичиро,
который позже возглавил компанию, прислушался к этому и оказался мудрее.

В
настоящее время Toyota является продавцом №2 в Соединенных Штатах,
крупнейшем в мире автомобильном рынке, опережая Ford и Chrysler, и ей
уже не далеко до GM Chevrolet.

ЗЫБКАЯ ПОЧВА


Однако
в последнее время Ватанабе пытался залатать дыры в хваленой репутации
качества Toyota. В исследовании качества новых автомобилей, проведенном
J.D.Power в прошлом году, принадлежащий Toyota люксовый бренд Lexus
уступил свою давнюю первую позицию Porsche, а Honda Motor Co обошла
Toyota среди брендов для массовых рынков. Количество возвратов
автомобилей Toyota превысило миллион автомобилей за последние несколько
лет.

Чтобы изменить эту тенденцию, в 2006 году
Ватанабе назначил двух исполнительных вице-президентов по управлению
качеством, причем один из них занимается работой с поставщиками для
выявления дефектов на ранней стадии.

Toyota также
создала комитет «первого клиента», который совершал проверку качества
на четырех стадиях: проектирования, производства, закупок и продаж.
Ватанабе, который возглавил комитет, считает, что такие меры приносят
свои плоды, и количество возвратов снижается.

Toyota
обучает сотрудников на каждом этапе их работы, вплоть до того, как
правильно закрепить болт, пытаясь таким образом обеспечить качество во
всем. Иностранные менеджеры проходят обучение в институте Toyota в
Японии, где они должны понять «Философию Toyota».

Ватанабе
также внедрил систему наставничества, которая способствует поощрению
любознательности и энтузиазма среди сотрудников, напоминая о традиции
Toyota решать проблемы методом «kaizen», или постоянным улучшением
качества.

«Мы должны вернуться к нашим истокам, даже если это займет больше времени и людей, и даже если вырастут затраты на рабочую силу», — сказал он.

перевод «Делового АвтоКлуба», auto.finam.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here