План «перехват» и парковка по карточкам

312

Единственная в Москве перехватывающая парковка пока не смогла превратить автомобилистов в пассажиров. Фото «Газета»

В
любом крупном западноевропейском городе один из самых популярных
дорожных знаков — знак паркинга. Таблички с указанием, где находится
парковка и сколько на ней свободных мест, висят через каждый километр,
а машину можно спокойно оставить на подъезде к городу — на
железнодорожной станции, например. Правда, припарковаться где
вздумается невозможно, а любая парковка платная. В сочетании с пробками
это служит доводом в пользу того, чтобы при въезде в город на время
отказаться от личного автомобиля и перейти на общественный транспорт.

Любой крупный транспортный узел имеет в своем распоряжении
автомобильную парковку. Чем дальше от центра — тем дешевле: оставить
машину на окраине города будет стоить ее владельцу копейки. Для
москвичей все это может показаться сказкой.

Создать подобную систему уже давно пытаются московские власти.
Правда, пока без особого успеха. «Меняйте руководителя этой программы.
Здесь должен быть целевой, четко сосредоточенный на одной задаче
специалист», — подвел итоги работы 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков.
Впрочем, и без указания столичного градоначальника понятно, что усилия
чиновников ушли в свисток: громкие обещания дали весьма скромные
результаты.

«Народный гараж» ушел к мошенникам


Почти не реализуется проект строительства по программе «Народный
гараж». Ни одного комплекса в период с 2005 по 2008 год построено не
было, а на некоторых площадях, выделенных под строительство, появляются
совсем другие объекты. Департамент градостроительной политики, развития
и реконструкции Москвы предупреждает, что программа, имевшая самые
благие цели, теперь используется мошенниками, которые под видом
предпринимателей собирают с людей деньги и обещают им «народный гараж».

Нелады с арифметикой


С другими проектами строительства парковок дела обстоят чуть лучше,
но темпы увеличения числа автомобилей у москвичей значительно обгоняют
темпы строительства машино-мест. Чиновники обещают каждый год вводить
все больше машино-мест: в 2008 году — 123 тысячи, в 2009-м — 131
тысячу, а в 2010-м — 141 тысячу. В итоге, подсчитали в мэрии,
обеспеченность московских автовладельцев гаражами и паркингами
достигнет 60% от нормы (сейчас — 47%). Однако и здесь есть несколько
подводных камней.

Во-первых, одна из основных концепций новой программы — так
называемое замещающее строительство: новые современные паркинги будут
строить на месте снесенных гаражных комплексов. Значит, подсчитывая
возведенные машино-места, нужно не забыть вычесть снесенные. По данным
зампреда комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной
политике Валерия Скобинова (фракция «Единая Россия»), только за первую
половину 2007 года было ликвидировано 17 тысяч машино-мест. Скобинов
привел еще одну любопытную цифру: согласно обобщенным данным,
полученным депутатами из префектур, в 2005 году было построено гаражей
и стоянок на 61 тысячу машино-мест. В отчете же чиновников за тот же
год говорится о 87,5 тысячи. «Схожее расхождение и по другим годам, —
заметил Скобинов. — Видимо, истину установит контрольно-счетная
палата». Проверка выполнения гаражных программ в 2005-2007 годах уже
попала в план работы контрольно-счетной палаты в этом году.

Дальше — больше. По мнению зампреда Московского городского союза
автомобилистов Григория Венгерова, чтобы достичь обещанной чиновниками
нормы обеспеченности гаражами и стоянками, строить нужно по миллиону
машино-мест в год, а не по сотне с лишним тысяч, как подсчитали в
департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции
Москвы. «По нашей оценке, обеспеченность машино-местами в Москве
составляет 30%, а не 47%, как говорится в программе. Не учитывается тот
факт, что на одну машину должно приходиться два машино-места (стоянка у
дома и у работы. — «Газета»), а также недооценивается количество
коммерческого транспорта и автомобилей приезжих, — рассказал Григорий
Венгеров. — Надо строить парковки более быстрыми темпами. Нужно к 2011
году 4,7 млн машино-мест, а не 2,6 млн, как планируется, только в этом
случае город поедет».

Неудобно перехватили


Другая идея чиновников — создать мотивацию не въезжать в центр на
машине и оставлять ее на окраине города — тоже реализуется крайне
медленно. На пересечении Ленинского проспекта и Третьего кольца, на
площади Гагарина, действует первая перехватывающая парковка. Однако это
лишь пилотный проект, на котором власти хотят отработать все варианты
развития таких парковок. Расположение этой подземной парковки довольно
удобное: заехать на нее можно с Ленинского проспекта, если двигаться в
сторону центра. Вместе с тем она не пользуется большой популярностью у
проезжающих мимо автомобилистов, ведь таблички с указанием на парковку
отсутствуют. К тому же находится она около Третьего кольца, где
оставлять машину жителю Московской области или спального района
столицы, проехавшему три четверти пути до работы, нет смысла. Как
рассказали корреспонденту «Газеты» в администрации паркинга, шесть из
восьми парковочных зон, как правило, заняты машинами жителей
близлежащих домов и только две используются для перехвата автомобилей
тех водителей, которые направляются в центр.

Неудивительно, что эту парковку облюбовали местные автомобилисты:
стоимость 1 часа стоянки — 10 рублей, но есть абонементы и по более
выгодной цене. Кроме того, по всем правилам ночью на перехватывающей
парковке оставлять машины нельзя. Однако парковка экспериментальная,
поэтому на ней отрабатываются разные решения, в том числе и ночная
стоянка. Как сообщили в мэрии, в первом квартале 2008 года будет
проведен конкурс на право заключения договоров аренды площадей
автостоянки с учетом дооборудования под организацию автомоечных
пунктов, постов технического обслуживания и ремонта автотранспортных
средств, других сопутствующих услуг.

Все это — чтобы не ошибиться при строительстве следующих
перехватывающих парковок. По планам департамента градостроительной
политики, развития и реконструкции Москвы в середине 2008 года в
столице появятся еще две перехватывающие парковки возле станций метро
«Тульская» и «Планерная». Согласно планам властей, любой автовладелец
сможет оставить на них свою машину, чтобы потом добираться в центр на
общественном транспорте. Всего в разработке Москомархитектуры сейчас
находится семь проектов перехватывающих стоянок. Паркинги общей
вместимостью более 3,5 тысячи машино-мест должны появиться также возле
станций метро «Теплый стан», «Ясенево», «Печатники», «Домодедовская»,
«Ботанический сад», «Водный стадион» и «Полежаевская».

Перехватывающие
парковки планируется также создать в районах станций метро «Строгино» и
еще не построенной станции «Волоколамская» (откроется в 2009 году).
«Асфальтироваться должны те дороги, которые уже протоптаны. Такой же
подход должен быть и при строительстве перехватывающих парковок. Они,
по сути дела, уже есть, только стихийные: все дворы вокруг конечных
станций метро заставлены машинами», — говорит зампред Московского
городского союза автомобилистов Григорий Венгеров. «Нужно стимулировать
автомобилистов ставить машины на стоянки: например, выдавать бесплатные
талоны на проезд в общественном транспорте», — считает член комиссии
Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Сергей Митрохин
(руководитель фракции «Яблоко — Объединенные демократы»).

Паркомат на обочине


Что касается паркингов в центре, то здесь столичные власти
собираются погрузиться под землю. Программа по освоению подземного
пространства города, согласно которой в ближайшие годы как минимум в
три раза увеличатся эти самые пространства, появится в 2008 году. И
значительную часть площадей займут паркинги. Это, однако, очень далекая
перспектива.

А в ближайшем будущем автомобилистов ждет появление еще большего
количества платных парковок у обочин в центре. Чтобы не множить армию
парковщиков, с 1 января повсеместно была введена безналичная система
оплаты парковки. Для этого на улицах города устанавливают паркоматы —
они будут принимать парковочные смарт-карты, которые продаются в
киосках. Пока город закупил около 300 паркоматов и около 500 тысяч
бесконтактных смарт-карт. Карты бывают номиналом 120 или 300 рублей, а
цена одного часа стоянки в центре строго лимитирована и составляет 40
рублей. Счет на карте можно будет пополнить в том же киоске. Новые
парковки с 1 февраля будут оборудованы информационными табличками со
словом «Город», чтобы их можно было отличить от частных, с наличной
системой оплаты.

Правда, многие считают такую инициативу сомнительной. В России пока
мало автомобилистов, которые захотят оплатить парковку без принуждения.
А в случае с паркоматом решение платить или не платить фактически
зависит только от водителя. К тому же никому не нужны лишние заботы с
покупкой карточек и пополнения счета на них. Единственна проблема,
которую может решить новая инициатива, — борьба с нелегальными
парковщиками. А вот проблему пробок парковки на обочинах только
усугубляют. // gzt.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here