Разбор полетов

313
Юридическая консультация онлайн

alt

Изменчивость рынка часто состоит в том, что в одни моменты так важно отстроиться от стаи, а иногда так важно с ней слиться. Packard пример того, как с этим можно и успеть, и промахнуться.

Не будет преувеличением сказать, что фирма Packard вышла из хаоса. В начале XX века американский автопром чем-то напоминал китайский автомир пару лет назад. Шестьсот фирм, чаще представлявших собой сарай с горсткой самоучек, собирали из чего попадется разношерстое стадо самодвижущихся экипажей. В этом бардаке производитель электрики Уилльям Пэккард выбрал правильную формулу: техническое совершенствование в Штатах будет значить шик. Посему его детища изначально старались быть дорогими не как все: техничнее, мощнее, прочнее.

alt

Но настоящий ход конем был сделан в 1915 году. Из некоего необъятного «Китая», в который инвестировали все кому ни лень, Штаты в пару лет превратились в державу, от которой все зависели. Из должника страна обратилась в кредитора. Все просто: европейцы погрязли в Первой Мировой, и на Штаты посыпались заказы и золотой дождь.

С ним как грибы проросли миллионеры. Их ждал Packard Twin Six — первый в мире серийный 12-цилиндровый мотор.

alt

«Двенадцать» переняли все производители «люкс», а Packard сделал себе реноме. В ревущие двадцатые никто не сомневался, кто всех мощней. И пока GM, Ford и Chrysler как пылесосом всасывали крупных независимых игроков, Packard держался вне системы. И сам не ел и другим не давался. Впрочем, до одного лишь штучного эксклюзива Packard разумно не опускался. Фирма обслуживала не единицы, а табуны толстосумов, предлагая им все более мощные моторы. Плюс масса 6- и 8-цилиндровых машин благодаря своей надежности уходила на отшиб, включая советское бездорожье.

«Гонка моторов» нравилась и покупателю и продавцу. Перелом наступил на рубеже тридцатых. Выяснилось, что рост числа цилиндров имеет свой предел в части здравого смысла. После определенного порога скорости прирост мощи съедается сопротивлением воздуха.

alt

В новой аэродинамической гонке Packard особого участия не принимал, хотя его «180», давший общий вид мрачному сталинскому ЗИС-110, старался дружить с волнами.

В дизайне гораздо важнее для Packard было держаться вкусов стареющих барсуков, переживших как и фирма Великую депрессию.

Моторы стали 8-цилиндровыми, зато в части новаций вроде обязательного кондиционера и радиоприемника, фирма осталась впереди планеты всей. В итоге к концу 30-х продажи перекрыли отметку в 100 тысяч в год: ошеломляющий результат для люксовой марки.

alt

Во Вторую мировую Packard только усилил свою техническую мощь, подсев на авиадвигатели, а вот после войны фирма начала делать ошибку за ошибкой. Packard на год опоздал со сменой модельного ряда и рядом инноваций. А потом решительно ошибся и с дизайном. Модель Clipper («Дельфин») с огромной лобастой крышкой капота апеллировала к рыбьей теме, вполне авангардно выглядевшей в тридцатых, но явно вышедшей из моды в сороковые. Нечто китовое было и в мордочках первых Patrician и Caribbean, появившихся в начале 50-х годов. Увы, «первым делом» все уже считали ракеты и самолеты. С появлением крылышек и приземистых «итальянок» Packard оказался ни к селу ни к городу. Ровно в те же годы Ford потерпел страшнейшее фиаско с моделью Edsel, облицованной на консервативный лад. Это было чисто возрастное: в воздухе носилось, что-то молодое. К концу 50-х гг. каждому прыщу хотелось побыть этаким продвинутым Кеннеди, так что Cadillac и Lincoln с готовностью обрастали крыльями, а Packard менялся с трудом. Тупик.

Но роковую роль сыграли скорее тектонические сдвиги на рынке.

На рубеже 50-х гг. доля в национальных продажах производителей, не входивших в Большую тройку, всего в пару лет сжалась втрое. Рынок вырос, и доля монстров Большой тройки в прибылях позволяла им свободно бросать финансы на разработку сразу нескольких новых моделей, а Packard остался с чем был. При этом ему нужно было ещё не падать качеством. В новой американской реальности несколько чопорный Packard оказался в дурацком положении. С одной стороны, фирма была заточена под luxury, что требовало инвестиций в новации и поддержания дорогой опытно-конструкторской базы. С другой, последнее требовало высоких продаж, а достичь их было возможно только диверсифицировав модельный ряд, начав делать народное. На это Packard пойти не мог.

Позже это разорило Rolls-Royce. Дальновидные хозяева American motors пытались заинтересовать Packard альянсом, но акционеры последнего не пошли дальше переговоров с «чернью». Они предпочли обменяться акциями со Studebacker, но это ничего не решило. Если Packard до последнего сохранял прибыльность, то неравный марьяж со Studebacker опрокинул финансы фирмы.

Оглядываясь назад можно предположить, что альянс независимых марок вроде Packard, Studebacker, Checker и American motors вполне мог соперничать с тройкой монополий. Вместе после некоторой притирки фирмы получали модельный ряд, покрывавший большинство ценовых ниш и все пожелания клиента от экономичных Rambler и Hudson до спортивных Studebacker и мажорных Packard. Как у GM, как у Ford… Сколько времени и сил потратили Chrysler и Ford на создание или реанимацию новых нишевых марок как Imperial, Mercury, De Soto, Corvette, Edsel, а здесь все марки имели раскрученное имя и авторитет в своей среде.

Packard обеспечил бы двигатели и полигон, Studebacker — идеи, дизайн и спорт, Checker и AM — стабильный спрос на «нижних этажах».

Совокупный вес фирм позволял со временем, объединив дилерские сети, подвинуть и Chrysler и Ford, благо, как показало время, впереди было двадцать лет платежеспособного спроса.

Увы, с годами полегли все. Каждому не хватило чуть-чуть. И вряд ли это был справедливый отбор: именно независимые в 50-х предложили рынку серию перспективных решений. Они были нужны друг другу, уметь бы ещё договариваться.

Последние родные Packard — красивые и лаконичные новинки Patrician и Caribbean — сошли с конвейера в 1956 г., а бренд совсем исчез в авто к шестидесятым.

Александр Андриевский, gazeta.ru

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here